Программа по самообразованию педагога
рабочая программа (старшая группа)

Дамбаева Надежда Романовна

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В программе сделан акцент на то, как педагог может помочь ребёнку усвоить математический материал. Реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием сказки, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_nr_2016-2017g.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №89 «ЖУРАВЛЁНОК» г.УЛАН-УДЭ»

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Дамбаевой Надежды Романовной

                                                      2                                       -

                                             (стаж работы)             (кв. категория)

Тема: «Влияние сказки на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

2017-2018 (учебный год)

Старшая  группа

г.Улан-Удэ,

2017г.

Содержание

I.РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………2

1.2.Цели и задачи……………………………………………………………………4

1.3.Принципы построения программы……………………………………………5

1.4. Ожидаемые результаты………………………………………………………...5

II. РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Содержание психолого-педагогической работы  по программе…………….6

2.2. Формы, методы, способы и средства реализации рабочей программы…….6

III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1.Примерное проблемно-календарное планирование…………………………..6

Список литературы ………………………………………………………………...10

I. РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ

1.1.Пояснительная записка

Срок реализации программы – 1 год (2017-2018 учебный год)

   Сказка учит нас открывать своё сердце добру. Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. А сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы. Помочь ребёнку стать чутким, отзывчивым человеком, различать добро и зло, само реализоваться, проявить свою индивидуальность в разных видах творческой деятельности. Наверное, нет такого психологического, в жизни использования сказки. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказка - естественная форма общения и передачи опыта.

   Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.

   В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством.

   Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Использование сказки даёт возможность приобретения опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое. На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам. Дети, находясь в сказке, взаимодействуют со многими сказочными героями и как в жизни ищут пути решения проблем, которые встают перед ними. Таким образом, сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.

Актуальность.

   Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В программе сделан акцент на то, как педагог может помочь ребёнку усвоить математический материал. Реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием сказки, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Инновационная направленность.

   Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством сказки: различными методами моделирования сказки, (пространственный, мнемотехнику, через математические понятия - форма, величина, использование условной мерки и др.), использование детьми своего жизненного опыта в придумывании сказок.

   Проблема, на мой взгляд, состоит в определении и создании условий способствующих успешному использованию сказки как средство формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. С развитием массового телевидения, различных гаджетов читать детям стали значительно меньше. Современные гаджеты и телевидение в этом поединке с книгой без труда вышли победителями: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

 Творческая направленность:

1) помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;

2) обучение в увлекательной игровой форме;

3) мотивация к самостоятельному выполнению;

4) включение фольклора в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность).

Интеграция образовательных областей:

Социализация, здоровье, познание, художественное творчество..

Полезность:

Одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире, приобщение к социально-нравственной действительности.

Целевые ориентации:

1) Формирование потребности в приобретении знаний в области математики: “Хочу быть умным”.

2) Приобретение нравственных качеств: “Я знаю, как поступить”.

3) Воспитание уверенности в собственных знаниях: “Я справлюсь с любой задачей”.

Практическая значимость

Представленная программа может быть рекомендована для внедрения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях различного вида. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений города и родителей.

1.2.Цели и задачи.

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи:

1.Развивать интерес к познанию математики в дошкольном возрасте.

2.Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления).

3.Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

1.3.Принципы построения программы.

  • Принцип развития отражает четкое влияние поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и соответствующей воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип непрерывности заключается в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования математических представлений и нравственных чувств ребенка в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Принцип стимулирования активности, способствующей обеспечению практического применения полученных знаний.

1.4.Ожидаемые результаты

   При реализации программы формирования элементарных математических представлений посредством сказки будут достигнуты следующие результаты:

  • Повысится интерес дошкольников к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
  • Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
  • Повысится уровень математических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
  • Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
  • Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
  • Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством сказки.
  • Повысится уровень практических знаний и умений педагогов по применению сказок в формировании элементарных математических представлений детей.

II. РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Содержание психолого-педагогической работы  по программе. 

Программа предполагает развитие интересов детей к сказкам; любознательности и познавательной мотивации; формирование элементарных математических представлений; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.);

Основная цель:

Развитие познавательных интересов и способностей детей посредством сказки.

Задачи познавательного развития:

1.Развитие интересов детей к сказкам;

2.Формирование познавательных действий, становление сознания;

3.Развитие воображения и творческой активности.

Основные направления работы по познавательному развитию:

1.Формирование элементарных математических представлений  посредством сказки.

2.2. Формы, методы, способы и средства реализации рабочей программы

Формы

методы

способы

средства

непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, театрализованная деятельность.

исследовательская, проектная, игровая, практическая деятельность.

наглядные (показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (театрализация, дидактические игры).

Игры, прогулки, индивидуальные работы, самостоятельная деятельность детей.

III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1.Примерное проблемно-календарное планирование

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Проведение первичной диагностики

Создание учебной программы. Составление перспективного плана работы. Изучение литературы по теме самообразования

Изготовление масок для героев сказок

Октябрь

НОД «Что такое сказка»

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Колобок». Драматизация сказки «Колобок» с использованием настольного театра.

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с помощью сказок. (игры «Сложи сказку», «Сложи квадрат»)

Консультация  «Сказка в жизни ребёнка»

Оформление уголка «Веселой математики» в группе.

Изготовление дидактических игр с помощью сказок математического содержания.

Оформление фотовыставки для родителей «Математика в мире сказок».

Пополнение книжного уголка.

Акция «Подари детям книгу».

Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка»

Ноябрь

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Теремок».

Драматизация русской народной сказки «Теремок»  на бурятском языке с использованием кукольного театра Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с помощью сказок. (игры «Составь картинку», «Найди отличия»).

Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Консультация «Мама, подари мне сказку»

Декабрь

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Три медведя» Драматизация русской народной сказки «Три медведя» с использованием фланелеграф.

Оформление папки-передвижки «На помощь к нам приходит сказка»

Консультация «Сказка как средство формирования элементарных математических представлений»

Январь

Чтение математической сказки «Волк и семеро козлят», анализ и обсуждение сказки. Драматизация русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с помощью сказок. (игры «Составь картинку», «Найди отличия»)

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Приобретения в группу раскрасок с героями сказок.

Февраль

НОД  с помощью сказки «Царевна лягушка»

Викторина сказок

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»

Март

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Драматизация Русской народной сказки «Заюшкина избушка»  на бурятском языке с использованием фланелеграф

Мастер класс «Порядковый счет на примере сказки «Теремок»».

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с помощью сказки»

Апрель

Чтение и обсуждение сказки «Красная шапочка». Драматизация сказки «Красная шапочка». Математическое развлечение для детей «Путешествие в сказку»

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Май

Проведение итоговой диагностики

Оформление документации по отчету о проделанной работе за учебный год. Выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год.

Июнь

Выставка детских работ

Организовать работу кружка на следующий учебный год, создать учебную литературу

Консультация «Влияние сказки на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста»

Июль

Август

Список литературы:

1. Литературный материал с математическим содержанием. Михайлова З. А,, Непомнящая Р. Л., Санкт-Петербург 1993 г.

2. Школа 2100. Программа подготовки дошкольников по математике. Л. Г. Петерсон.

3. Раз – ступенька, два – ступенька... Часть 1 и 2. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. Баласс. – 1998 г.

4. Математика до школы. А. А. Смоленцова, О. В. Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.

5. Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В. Г. Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.

6. Математика для малышей. А. Н. Харченко. Краснодар: 1995 г.

7. Праздник числа. В. В. Волина. М: 1993 г.

8. Веселая арифметика. В. В. Волина. Екатеринбург: 1999 г.

9. И учеба, и игра: математика. Т. И. Тарабанина, Н. В. Елкина. Ярославль: 1997 г.

10. Детям о времени. Т. И. Тарабанина. Ярославль: 1996 г.

11. Обучение с увлечением. С. И. Агеева. М: 1991 г.

12. Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.

13. Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.

14.Игры, задания и упражнения математического содержания. Л. И. Ермолаева. Иркутск: 2000 г.

15. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З. А. Михайлова. М: 1990 г.

16. Математическое развитие. Образовательная система «Детский сад 2100» О. В. Матросова . Волгоград :2011

17. Игры с цифрами С. Березина, Москва: 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по самообразованию для педагога

Применениемузыкально-дидактические игр и пособий, которые воздейстуют на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в ...

Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Планы и программа по самообразованию педагога на 2019-2023 уч. год

Планы по самообразованию педагога на 2019-2020 уч. год...

Программа по самообразованию педагога

laquo;Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Программа профессионального самообразования педагога  " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...