СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Этические беседы с экологическим содержанием в нравственном воспитании дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Павлова Наталья Сергеевна

ЦЕЛЬ: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

ЗАДАЧИ:

1.     Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей.

2.     Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

3.     Повысить уровень родительской компетентности в вопросе проведения нравственно-экологических бесед с детьми.

4.     Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.

5.     Укреплять детско-родительские отношения.

6.     Снять психоэмоциональное напряжение, развивать умение выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.

УЧАСТНИКИ: родители, воспитатели, психолог.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: группа детского сада.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

ТСО; аудиозапись «Звуки природы»; видеозапись мультфильма  «Мальчик и лягушонок»;  иллюстрации: среды обитания лягушек, к  поэме  Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы»; книги детских писателей о природе; детские рисунк.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1.     Анкетирование родителей.

2.     Совместно с детьми приготовить приглашения для родителей в виде открыток, поделку из природного материала в подарок.

3.     Оформить выставку детских рисунков «Мы друзья природы».

4.     Подготовить выставку произведений детских писателей о природе «Любить, ценить и уважать».

5.     Изготовить папку-раскладушку «Природа и нравственное воспитание».

6.     Подготовить материал: для проведения педагогического всеобуча, этической беседы, литературное и музыкальное сопровождение.

ПЛАН СЕМИНАРА:

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.     Вступительное слово.

2.     Приветствие.

3.     Упражнение «Цветок добра».

4.     Беседа с родителями.

5.     Педагогический всеобуч «Этические беседы с детьми».

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.     Беседа «Жалеть нужно уметь».

2.     Анализ беседы.

3.     Решение педагогических ситуаций.

III. ЗКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1.     Релаксация «Порхание бабочки».

2.     Рефлексия – прием «Слово дня».

3.     Вручение подарков из природного материала, изготовленных детьми.

 

ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА:

В целях создания оложительного эмоционального настроя на тематику семинара, включаем спокойную музыку, отображающую звуки природы. Родители знакомятся с выставками:  детских рисунков, книг детских писателей о природе.

I.            ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.     Вступительное слово.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас сегодня у нас в гостях.  Тема нашего сегодняшнего семинара - «Этические беседы с экологическим содержанием в нравственном воспитании дошкольников». Эта тема действительно заслуживает внимания. Я очень надеюсь, что все, что вы сегодня услышите, пригодится вам в воспитании и развитии ваших детей.

Для начала, разрешите представить вам психолога нашего детского сада Сизову Марию Николаевну и предоставить ей слово.

2.     Приветствие.

Психолог: Прежде, чем мы начнем нашу работу, давайте немного расслабимся, отдохнем после долгого трудового дня. Предлагаю нам всем вместе поздороваться с окружающей нас природой.

«Приветствие»

Цель: развивать внимание, воспитывать доброжелательные отношения между взрослыми,  настроить родителей  на предстоящую деятельность.

Здравствуй, солнце золотое,  (поднимаем руки вверх)

Здравствуй, небо голубое,       (руками над головой описать круг)

Здравствуй, вольный ветерок,  (поднять руки вверх и покачаться из стороны в сторону)

Здравствуй, крепенький дубок.  (взяться за руки)

Мы живем в родном краю       (взявшись за руки,  помахать вперед – назад)

Всех я Вас приветствую.

3.     Упражнение «Цветок добра»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, развивать умение выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.

Психолог: Представьте, что у вас в руках находиться волшебный цветок добра. Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает Вас, Ваше тело, Ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в Вас, согревают Вам сердце. У Вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю Вам, чтобы Вы целый вечер чувствовали, как помог Вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу.

4.      Беседа с родителями.

Воспитатель: В начале предлагаю вопросы для обсуждения. Высказывайте, пожалуйста, свою точку зрения. Итак: 

- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется? 
- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
-Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
-Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
-Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготовлять корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?
- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
5. Педагогический всеобуч  «Этические беседы с детьми»:

«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука, 
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем».

Словацкий поэт и мыслитель Павол Орсаг-Гвездослав.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка, ловят бабочек, растаптывают жучков и пр.).

И во всём этом виноваты мы взрослые.  Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства.             

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры (это знания, практические навыки, эстетические переживания: эмоциональное отно­шение, практические поступки и поведение детей: сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.)  Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительго по пояс, цветы поднимают свои венчики прямо к его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо и груды мусора из контейнеров нависают прямо над головой... 

Подрастая, дети узнают, что природа чувствует боль и ласку, по-своему радуется и огорчается,  чего-то хочет и чего-то боится. Она живет. А всякая жизнь требует внимания и уважения.

А мы её часто не бережём. Весной мы собираем большие букеты голубых перелесок, которые вянут прежде, чем мы довезём их до дома. Мы ломаем целые веники вербы, огромные охапки черёмухи. Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Прививать экологическую культуру необходимо по двум причинам:

  • во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;
  • во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно.

В дошкольном возрасте необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.  Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо»), затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети быстрее постигают глубину обсуждаемых ситуаций, другие медленнее. Это естественно. Важно, чтобы у них накапливались нравственные понятия и представления о нравственных нормах.

Беседа сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, направленными на формирование нравственного сознания и поведения. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку и т. п. Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений.

Кроме того, рисунки можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило.

Главная цель этических бесед заключаются в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках,  начинать учить детей прогнозировать возможные последствия своих поступков.

В этической беседе выделяют три части:

начало, основную часть, окончание.

Начало беседы: в начале беседы важно вызвать у детей интерес к обсуждению поставленного вопроса. Начать беседу можно по-разному:  с художественного произведения, подлинного события, рассказа воспитателя или ребенка, рассматривания картинки, началом беседы может служить также воспроизведение материала предшествующих бесед, содержание которых  позволит познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения.  

Основная часть беседы: основная часть беседы направлена на то, чтобы раскрыть конкретное содержание той или иной нормы, обсуждение поступков, фактов, вызвать к ней определённое эмоциональное отношение.
Детям последовательно задаются вопросы, которые направляют их активность. В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка, воспитатель разъясняет нормы поведения, вызывает желание следовать им.  Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки.

Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. Интерес детей к обсуждаемому  во многом зависит от умения взрослого выразительно прочитать текст, рассказать, внимания  к высказываниям дошкольников. Если содержание беседы доступно и интересно, то дети задают вопросы, у них возникают яркие эмоции, оценки.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

  • постановки понятных детям и практически важных для них вопросов. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от  реакции детей;
  • подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание.
  • поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра).

В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и ​​явлениях, о которых идет речь.

Конец беседы: этическая беседа может завершаться по-разному, однако в конце её нужно подвести итоги и сформулировать нравственную позицию, которой должны следовать дети. Эта нравственная позиция может быть выражена в форме общего вывода из беседы или в форме правила поведения, или в форме примера, которому должны подражать дети.
Можно закончить беседу формулировкой правил поведения: «Давайте введём правила и будем выполнять их».
Беседа может завершиться и чтением художественного произведения, в котором даётся яркий пример нравственного поведения. Например, «Сегодня мы прочитаем ещё раз знакомое вам произведение «Вовка-добрая душа» и поучимся у Вовы быть добрыми, заботливыми, чуткими.
Этическую беседу можно закончить и установлением связи её содержания с последующей деятельностью детей. Например, в конце беседы о чутком, доброжелательном отношении к растениям, воспитатель говорит «Вот вы сейчас правильно говорили как надо относиться к природе. Но надо не только уметь говорить. Но и поступать правильно. Сейчас мы пойдём на прогулку, посмотрим, не обидел ли кто наши деревья, и  и научимся им помогать».

 

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, о мотиве поступка.

Также дошкольники овладевают следующими умениями:

  • умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
  • умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • правильно используют нравственные понятия (заботливый, отзывчивый, добрый, внимательный  и др.) и их противоположности;
  • могут правильно выбрать слово, наиболее точно характеризующее поступок героя;
  • при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
  • могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

 Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Уважаемые родители, а сейчас я порошу вас побыть немного в  роли детей старшего дошкольного возраста и помочь мне в беседе.

1.     Беседа «Жалеть нужно уметь» (краткое содержание).

Цель: способствовать развитию умения отличать истинную жалость от ложной;  расширять знания о правилах поведения в природе;  пробудить  чувство  сострадания  и  жалости  к  обитателям природы, попавшим в беду.

Материал: видеозапись мультфильма  «Мальчик и лягушонок»,  иллюстрация к  поэме  Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Ход:

1.     Просмотр м/ф «Мальчик и лягушенок».

2.     Беседа по вопросам.

3.     Рассказ воспитателя о среде обитания лягушек (с показом иллюстраций).

4.     Чтение отрывка из поэмы Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

5.     Беседа по вопросам.

6.     Сравнение поступков Жалейкина и Деда Мазая.

7.     Сделать вывод из беседы: «Жалеть – значит не вредить, не губить, не разорять, не лишать животных своего дома, а  помогать, подкармливть, оказывать  помощь  раненым, покалеченным  и попавшим в беду животным».

2.     Анализ беседы.

3.     Решение педагогических ситуаций.

***

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

- Чем можно объяснить такую жестокость детей?

- Каковы методы и приемы воспитания  бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

***

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

- Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

III.           ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ.

1.     Релаксация «Порхание бабочки».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, психического и физического утомления.

Психолог:   Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из Вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как Ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях. Родители поочередно рассказывают о своих ощущениях.

2.     Рефлексия -  прием «Слово дня» (родителям предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному семинару-практикуму).

Воспитатель: Наш семинар подошел к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсудении такой актуальной темы. Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного узнали сегодня?  Высказывания  родителей.

3.     Вручение подарков от детей.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

 Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя...

Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дощкольников.

Социально-личностное развитие детей дошкольноговозраста.Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дощкольников.Эффективным методом уточения и систематизации нравственных пре...

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...

Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»...

Картотека бесед"Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей .

Животные -наши друзья.Формирование доброжелательного отношения к животным,желание обрести в животном друга....