Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Светлана Владимировна Курик

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

 

       Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению к школе. Психологи утверждают, что родной язык можно считать ведущим предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты.

       Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Процесс овладения речью у дошкольников тесно связан с установлением контактов со взрослыми и детьми, познанием окружающего мира, возможностью высказывать свои мысли, выражать чувства.

       В последние годы, как показывает практика, наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей, что сказывается на их развитии, это подтверждено медицинскими данными. Педагогические технологии начинают отставать от насущных проблем речевого развития современного дошкольника. Поэтому, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не ориентироваться только на возрастную норму речевого развития.

Еще одним препятствием для нормального речевого развития детей является раннее обучение грамоте детей среднего возраста. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию связной устной речи.

         Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение связной речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

            Передо мной, воспитателем, стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, интонационно передать свое отношение к героям. А для этого воспитателю необходимо самому понять и прочувствовать произведение, проанализировать его со стороны содержания. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности: правильно расставлять ударения, паузы, владеть темпом речи.

             К.Д.Ушинский писал:

              «… не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ. Целый том разнообразнейших словесных толкований.»

             Ознакомление с художественной литературой и развитие речи я провожу по трем направлениям: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; освоение средств литературно – речевой деятельности, куда входит развитие связной речи. Детям предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, пересказу прочитанного и сочинению собственной сказки. В этот же раздел входит заучивание и выразительное чтение стихотворений. Продолжаются занятия в подготовительной группе по драматизации произведений детской художественной литературе. Развиваем у детей возможность самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. Если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в процессе совместной деятельности, то в подготовительной группе эта работа осуществляется и индивидуально.

              Практика проведения речевого обследования показывает, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп речи. Следовательно, правильно организуя работу в группе в соответствии с «нормами» речевого развития и осуществляя взаимодействие с семьей воспитанников, мы сможем вовремя оказать профессиональную помощь детям. Поэтому, начинаем с рисунка, постепенно ведя детей к построению модели рассказа, заучиванию стихотворения, составлению сказки. Такой метод моделирования детям очень нравится, так как они быстро могут пересказать текст произведения. Эффективность и результативность работы по развитию речи достигается тогда, когда работа по развитию связной речи проводится в системе, охватывает все стороны развития речи: словарный состав, грамматический строй, связную речь.

        Подготовка к обучению грамоте рассматривается не как отдельная, самостоятельная методика. Это составная часть системы развития речи, определенный этап речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

       Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению к школе. Психологи утверждают, что родной язык можно считать ведущим предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты.

       Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Процесс овладения речью у дошкольников тесно связан с установлением контактов со взрослыми и детьми, познанием окружающего мира, возможностью высказывать свои мысли, выражать чувства.

       В последние годы, как показывает практика, наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей, что сказывается на их развитии, это подтверждено медицинскими данными. Педагогические технологии начинают отставать от насущных проблем речевого развития современного дошкольника. Поэтому, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не ориентироваться только на возрастную норму речевого развития.

Еще одним препятствием для нормального речевого развития детей является раннее обучение грамоте детей среднего возраста. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию связной устной речи.

         Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение связной речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

            Передо мной, воспитателем, стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, интонационно передать свое отношение к героям. А для этого воспитателю необходимо самому понять и прочувствовать произведение, проанализировать его со стороны содержания. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности: правильно расставлять ударения, паузы, владеть темпом речи.

             К.Д.Ушинский писал:

              «… не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ. Целый том разнообразнейших словесных толкований.»

             Ознакомление с художественной литературой и развитие речи я провожу по трем направлениям: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; освоение средств литературно – речевой деятельности, куда входит развитие связной речи. Детям предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, пересказу прочитанного и сочинению собственной сказки. В этот же раздел входит заучивание и выразительное чтение стихотворений. Продолжаются занятия в подготовительной группе по драматизации произведений детской художественной литературе. Развиваем у детей возможность самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. Если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в процессе совместной деятельности, то в подготовительной группе эта работа осуществляется и индивидуально.

              Практика проведения речевого обследования показывает, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп речи. Следовательно, правильно организуя работу в группе в соответствии с «нормами» речевого развития и осуществляя взаимодействие с семьей воспитанников, мы сможем вовремя оказать профессиональную помощь детям. Поэтому, начинаем с рисунка, постепенно ведя детей к построению модели рассказа, заучиванию стихотворения, составлению сказки. Такой метод моделирования детям очень нравится, так как они быстро могут пересказать текст произведения. Эффективность и результативность работы по развитию речи достигается тогда, когда работа по развитию связной речи проводится в системе, охватывает все стороны развития речи: словарный состав, грамматический строй, связную речь.

        Подготовка к обучению грамоте рассматривается не как отдельная, самостоятельная методика. Это составная часть системы развития речи, определенный этап речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей

Презентация на тему "Роль художественной литературы в развитии связной речи детей"...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения ...

Влияние чтения художественной литературы на формирование связной речи детей дошкольного возраста

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. В...