ЕДИНСТВО КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
статья (подготовительная группа) на тему

Хука Валентина Николаевна

объединение усилий педагогов и родителей в воспитании детей, позволит более эффективно прививать морально - этические нормы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_publikatsiya_huka_v.n.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЕДИНСТВО КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

В.Н. Хука

МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №12 «Дюймовочка»

г. Луховицы

Для эффективной работы по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, необходимо выработать с родителями стратегию единства качества воспитания. За основу работы возьмем духовно -  нравственный аспект. Он направлен на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. Это целенаправленная работа по взаимодействию семьи, педагогов и воспитанников по формированию гармоничной личности.  Развитие личности посредством сообщения детям духовно – нравственных и базовых национальных ценностей. Под духовно – нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу,  принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла,  лжи и истины [3, с 53]. Рассмотрим ключевые понятия духовно – нравственного воспитания:

Нравственность – это внутреннее принятие морального закона она прописана в сердце.

Духовность – нематериальный мир, музыка, живопись, природа и т.д.   Духовность проявляется в самореализации человека

Мораль – это свод правил, законов, который принят в обществе и распространяется на систему взаимоотношений людей. (на бумаге)

Или по-другому сказать «мировоззрение». Формирование мировоззрения – это формирование  системы взглядов на мир.

        Что же включают в себя особенности духовно – нравственного воспитания?  

Компоненты  духовно – нравственного воспитания.

Духовно – нравственная сфера включает в себя 3 компонента

  1. Когнитивный – представление о нравственных нормах, ценностях и качествах, уровень осознания всех норм (ум);
  2. Эмоциональный  - область эмоций, чувств отношений (совесть);
  3. Поведенческий – область поступков, поведения (воля, честь);

Каждый компонент запрашивает свои качества воспитания.

Совесть – это совестливость, добросовестность. Она помогает оценивать поступки, учит устанавливать причинно – следственные связи. Сначала приходит мысль (принимаем – отвергаем)

Эмоциональный компонент – учить распознавать эмоции и проявлять их. Происходит формирование адекватного отношения к нравственным нормам.

Поведенческий компонент – формирование нравственного поведения, привычки нравственного поведения. Предлагать алгоритмы нравственного поведения.

Приобщение к духовности – ознакомление с  духовным наследием человечества, в частности к своему, богатому наследию.

Воспитание нравственных качеств -  это доброта, трудолюбие, совестливость, честность, эмпатия, уважение к старшим, к членам семьи,  заботливость.

Остановимся на единых требования воспитания:

  • В дошкольном детстве ребенок должен напитаться любовью. За день детям необходимо получить до 12 – 15 «обнимашек». Через «обнимашки» взрослый обменивается с ребенком энергией, которая плодотворно влияет и на взрослого и на ребенка.
  • Если дети не получают внимания у ребенка развивается деривация.  Как пример можно привести поведение детей, воспитывающихся в детских домах, где зачастую дети испытывают чувство  озлобленности, они отсекают «обнимашки» как явление. Дети начинают брать внимание жестко, силой, и из них вырастают бесчувственные родители [2, с 75].
  • Дети не могут жить без ограничений, для ребенка не понятно, что такое хорошо, а что такое плохо. Здесь имеет место быть релятивизм – смешение добра и зла (змей Горыныч дружит с Ильей Муромцем) Это некая мировоззренческая позиция, она предполагает, что нет единой правды, есть множество точек зрения, абсолютно равнозначных, в чем заключается скрытая угроза попрания морально – этических норм, признанных в обществе.
  • Видеопродукция для детей  в виде фильмов, мультфильмов, игр и прочего,  должна проходить строгий отбор со стороны взрослых. Из мультфильма, другой видеопродукции, ребенок берет образы,  а встроить механизм в жизнь не может. Двойная жизнь у современников - одна в компьютере, а другая в реальной жизни, способствует развитию у детей логоневризма[1, с 93].  Чему должен учить видеоматериал? Принятым в здоровом обществе  традиционным семейным отношениям, тому, что добро побеждает зло, воспитывать патриотизм, честность, добросовестность, трудолюбие.

     Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Для современного многонационального российского общества актуально понимание национальных ценностей как общегражданских - объединяющих всех российских граждан вне зависимости от их этнической принадлежности. Это предполагает формирование в образовательном процессе российской идентичности индивида наряду с идентичностью этнической.                                                    

И в завершение сказанного можно добавить, древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии - Фалес сказал: «Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей». Если взрослея, ребенок наблюдает искреннее уважение и почитание своими родителями, более старшего поколения, то аналогичные отношения лягут в основу его отношений к своим родителям[4, с 48]. Зададим себе ряд вопросов. Каких бы вы хотели видеть своих детей в своей старости? Что для вас важно, какими нравственными качествами должен обладать ваш сын или ваша дочь? Хотели ли бы вы видеть своего ребенка успешным? Что для вас быть успешным – это технология приспособления без нравственного компонента, или все же приоритет отдается нравственному отношению к окружающим? Какое нравственное качество, по-вашему, заслуживает наибольшего внимания в воспитании ребенка?

Литература:

  1. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка.- М.:Дрофа.2002. – 224 с.
  2. Горохова И.В., Салтыкова И.В. Из опыта работы по формированию здорового образа жизни с детьми «группы риска» в условиях детского дома. Сборник: Спортивная психология и спортивная медицина ХХ1 в. : проблемы и перспективы: материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции.- Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2011- 380 с.
  3. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 586 с.
  4. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. – М.: Мозаика, Синтез, 2005. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...

ЭССЕ НА ТЕМУ: «ЕДИНСТВО В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ»

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизниЕсли ты хочешь остаться в се...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от соглас...

Консультация для родителей «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Консультация для родителей о необходимости слаженной работы педагогов и родителей в воспитании детей....

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Семья и детский сад- две сферы жизни ребенка. Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, а также в работе по установлению конта...