Статья "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в работе логопеда ДОУ"
статья на тему

Татьяна Ивановна Жданова

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного

возраста в работе логопеда ДОУ

Жданова Татьяна Ивановна, учитель-логопед

МБДОУ города Мценска «Детский сад №4»

Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования.

Фольклор – как нравственного развития детей является незаменимым средством в развитии высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Сегодня каждый педагог понимает: нельзя воспитать  полноценного человека без знания своих корней, традиций своего народа. Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет установить прочную связь с ребенком, помогает ребенку адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений, а логопеду еще и преодолеть недостатки в речевом развитии.

Логопедическую работу по нравственному воспитанию в нашем детском саду мы ведем по следующим направлениям:

  • использование фольклора на всех этапах коррекционно-воспитательной работы и в повседневной жизни;
  • внедрение регионального компонента;
  • проведение традиционных народных праздников, развлечений;
  • включение различных форм фольклора в домашние задания (домашние задания логопеда носят рекомендательный характер и содержат отрабатываемый речевой материал).

Работая по каждому из этих направлений, учитываем принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Тем более, что на современном этапе дошкольные учреждения посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети разных национальностей.

Большое значение уделяем организации развивающей предметно-пространственной  среды: подбору наглядного материала, изготовлению атрибутов. Фольклорный материал подбираем с учетом возраста, календарно-тематического планирования,  специфики нарушения речи, этапа коррекционной работы.

Методы и приемы работы:

  • заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • отгадывание и составление загадок;
  • использование скороговорок, чистоговорок;
  • пальчиковые игры на основе потешек;
  • словесные народные игры;
  • придумывание считалок и дразнилок;
  • знакомство с поговорками, пословицами;
  • чтение и рассказывание сказок;
  • слушание музыкально-фольклорных произведений;
  • проведение русских народных, хороводных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках;
  • представление кукольного театра;
  • рассказы о народных обычаях и традициях;
  • рассматривание иллюстраций о русском быте;

Внедрение регионального компонента в воспитательный процесс нашего дошкольного учреждения дает детям первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает интерес к малой родине, ее культурно-историческим особенностям. Основная его задача в логопедической работе: обогащение активного словаря детей с учетом региональной тематики.

Примерное содержание работы: 

  • знакомство с образцами местного фольклора;
  • использование народных игр, инсценировок, игр-драматизаций регионального характера;
  • знакомство с жизнью и творчеством уроженцев мценской земли – «золотые имена» Росии (И.С. Тургенев, А.А.Фет, Е. А. Благинина).
  • разговоры, беседы о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города;
  • творческое придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
  • рассматривание и обследование предметов народного быта;
  • знакомство с декоративно-прикладным творчеством Орловского края (Плешковская, Чернышинская игрушки, Мценское кружево и т.д. ).
  • экскурсия в краеведческий музей (знакомство с народным костюмом Мценского края).

Региональный компонент  мы успешно реализовываем в  практике работы нашего детского сада через метод проектов. «Мини - музей хлеба», «Нет в мире краше Родины нашей», «Мы на свет родились, чтобы счастливо жить» - эти и многие другие проекты позволяют решать задачу нравственного воспитания и одновременно способствуют коррекции речи детей дошкольного возраста.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники и развлечения, вошедшие в традицию нашего детского сада. «Масленица», «Сороки», «Осенины» - выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха детей и родителей.

Накопленный опыт работы по нравственному воспитанию показывает, что в процессе приобщения детей к народной культуре одновременно происходит развитие всех компонентов речи. Каждый педагог знает: результатов воспитательной работы сразу не увидишь, но всё лучшее, что начинает закладываться в детстве, оказывает огромное влияние на нравственное становление человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста

Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...