Перспективное планирование по теме самообразованию.
материал на тему

Сафина Кристина Евгеньевна

"Патриотическое воспитание у детей старшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobraz_16-17.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №18» г. Усолье-Сибирское

Перспективный план работы

по самообразованию на 2016-2017 год

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказками народов России»

Воспитатель: Сафина Кристина Евгеньевна

2016


Цель: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи:

  1. Изучить пути, средства, методы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить детей с русскими, бурятскими, татарскими, чукотскими народными сказками.
  3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  4. Развивать интерес к страноведческим знаниям.

Актуальность выбранной темы

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций этноса, толерантности. В этом нам и помогут сказки разных народов России. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в подготовительной к школе группы является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к  окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитием детям любви к родине, природе, к истории и культуре народов, населяющих нашу страну.

Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются  культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Народная культура отчетливо прослеживается в сказках, которые несут в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.

Приобщение к культуре, а именно сказкам другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Ожидаемые результаты

1. Формирование познавательной активности, отражение полученных знаний о России, культуре и многонациональном обществе в детских видах деятельности.

2. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).

3. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных, толерантных будущих граждан своей страны.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность/практический выход

1. Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Изучение знаний, интереса детей и родителей к данной проблеме

2. Подбор и анализ методической литературы.

3. Разработка картотеки дидактических игр.

4. Разработка конспектов занятий и развлечений.

1. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

2. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

3. ФГОС ДОО

4. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2003

5. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ., 2005

6. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» №1, 2005

7. Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». 

8. Ватагин Марк  «Сказки народов России», М.:  1988

Работа с детьми

сентябрь

1. Оформление уголка в старшей группе детского сада «Моя Родина – Россия».

2. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

1. Папка-передвижка  «Моя Родина – Россия».

2. Картотека игр «Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию»

октябрь

1.Беседа по теме «Страна, в которой я живу-Россия».

2. Занятие по художественно-эстетическому развитию «Национальная одежда»

1. Выставка рисунков "Великая Россия".

2. Аппликация «Национальная одежда»

ноябрь

1.Ознакомление с русскими народными сказками: «Василиса Премудрая и Морской Царь», «Алтрапка».

2. Занятие по познавательному развитию «Народы России - одна дружная семья»

3. М/ф «Народы России»

Выставка работ детского творчества «Такие разные народы».

декабрь

1. Ознакомление с бурятскими народными сказками: «Старик Ловкач», «Как ленивому старику трижды повезло»,

2. Беседа «Могут ли дружить народы между собой»?

Выставка работ детского творчества «Сказками славятся народы России.

январь

1. Ознакомление с татарскими народными сказками: «Шурале», «Тукмар и Чукмар».

2. Занятие по художественно-эстетическому развитию: «Дружба народов»

1. Театрализация сказки (теневой театр) «Тукмар и Чукмар»

2. Создание коллажа «Дружба народов».

февраль

1.Ознакомление со сказками северных районов России: «Чирок и Беркут» (якутская народная сказка), «Оленевод и Кэре» (чукотская народная сказка), «Кицинику» (эскимосская народная сказка).

2.Знакомство с национальными праздниками народов России.

Развлекательное мероприятие «Масленица».

март

Знакомство детей  с фольклором народов России (поговорки, пословицы, потешки, загадки).

Викторина «Поговорим о фольклоре»

апрель

1. Целевая прогулка «Русские народные игры»

2. Подвижные игры народов России.

Выставка детских работ «Играя, учимся дружить»

май

1.Занятие по познавательному развитию «Кого объединила война»

2. Занятие по социально-коммуникативному развитию « Дружба крепкая очень нам нужна»

Утренник, посвященный Дню Победы.

Сентябрь-май

Чтение художественной литературы детям: сказки, потешки, загадки; о родном крае, о стране России, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование родителей.

октябрь

Консультация «Россия-многонациональная»

ноябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина»

декабрь

Создание работ для выставки  «Сказкой славятся народы»

Выставка работ «Сказкой славятся народы»

январь

Привлечение родителей для изготовления атрибутов к теневому театру.

 

февраль

Привлечение родителей к проведению и организации праздника «Масленица»

Исполнение ролей на празднике «Масленица»

март

Подготовка детей к викторине «Что нас объединяет» (отбор и заучивание пословиц, поговорок, загадок)

Викторина «Что нас объединяет»

апрель

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье»

май

Работа по благоустройству участка группы.

1. Конкурс «Постройки и оформление участка группы».

2. Оформление участка группы в национальном стиле.

Само реализация

май

Показ открытого занятия для родителей и педагогов.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Дружба крепкая очень нам нужна».

май

Отчет по теме самообразования

Выступление на педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».

Перспективное планирование по теме самообразования  «Развитие речи детей посредством  инновационных  и развивающих технологий»....

Перспективное планирование по теме самообразования: "Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

Формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту....

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....

Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками"

Месяц   Сентябрь 1. Изучение литературы А.В Артемьева Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет ВЫПОЛНЕНО 2. Составление перспективного плана по самообразованию...