Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.
консультация (старшая группа) на тему

Мережко Татьяна Владимировна

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности. одной из форм развития детской инициативы и самостоятельности ивляется - детский совет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни,  понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы ещё должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир, такой сложный и динамичный. И тут нам на помощь приходит ФГОС ДО.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Как же внедрять этот принцип в жизнь?

Любой путь начинается с первого шага. Важно, что бы он был сделан в верном направлении. Подсказкой для меня послужила книга Л.В. Свирской «Детский совет: методические рекомендации для педагогов».

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам - возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Потому что все мы знаем что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Не все дети занимают активную позицию, некоторые не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать этому ребенку недириктивную помощь. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех,  кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают,  они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

Задача воспитателя – создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Это могут быть  проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого,  о которых  говорилось  мною выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Одной из эффективных форм работы по поддержке детской  инициативы является детский совет. Мы с детьми называем его «Утренний круг» и проводим перед завтраком.  Главное предназначение этого сбора  - включение детей в управление событиями и временем.

        Сигналом к началу утреннего круга у нас является звучание металлофона. На первых этапах сигнал подавала я, сейчас я поручаю это кому-либо из детей.  Важно заранее продумать место сбора и порядок рассадки.  Я в своей практике использую разные способы. Например, для деления детей на подгруппы я часто использую различные эмблемы, фигуры и т.д., тогда я предлагаю детям сесть в круг так, чтобы их значки чередовались. Или найти свою пару с помощью половинок разрезанных картинок.  Сейчас мы используем рассаживание детей по номерам. Дети, приходя утром в группу, получают значок с порядковым номером от 1до 24 в прямом и обратном порядке. На занятиях по математике у нас  идет знакомство   с цифрами до 10, но некоторые дети уже знают цифры второго и третьего десятка. К ним за помощью и обращаются те, кто еще не знает этих цифр. Постоянно обращая внимание на свой порядковый номер, ребенок постепенно и ненавязчиво запоминает цифры 2-го  десятка. Затем во время рассаживания я объявляю детям, что сегодня рядом со мной слева садится тот, у кого номер 2, а справа тот, у кого номер 11. Таких способов можно придумать много, но при этом не надо забывать, что на утренний круг дети собираются, чтобы побыть среди друзей. Значит не надо, стремиться все упорядочивать и регламентировать. Пусть садятся, как хотят.

Начинается наш сбор с ритуала приветствия. Чаще всего мы приветствуем друг друга, взявшись за руки. Но иногда используем и другие формы приветствия: клубочек, игрушка, комплименты, касание  локотками, плечами, мизинцами и т.д.  

Четкой структуры утреннего круга у нас нет.  Он включает в себя выбор дежурных (по раздевалке, умывальной, игровой, сервировке, уголку природы и т.д.), обмен новостями («Микрофон идет по кругу»), игры, планирование дня, проектной деятельности и др.  Причем тема проектной деятельности может быть как заранее продуманной, так и вытекать из обмена новостями.  Так прошлой осенью мы увидели, что на соседнем огороде жгли траву, и от сильного ветра пламя распространилось по сухой траве и охватило весь участок. Опираясь на свои знания, дети тут же начали говорить о правилах пожарной безопасности, а я обратила их внимание на цепочки земляных холмиков, которые оставил крот, спасаясь от огня. Крот, спасающийся от огня, стал темой дня, а затем и темой проектной деятельности. Мы узнали все о внешнем виде, повадках, среде обитания крота, о вреде и пользе которую он приносит. Игровая, познавательная, продуктивная деятельность были пронизаны этой темой не одну неделю. Через некоторое время во время обмена новостями возник вопрос «Из чего делают кирпич? Правильного ответа у детей не было. И тогда я сказала, что папа Саши работает на кирпичном заводе, поэтому мы попросим Сашу расспросить папу и рассказать нам об этом на следующем утреннем круге. Саша ребенок стеснительный и неинициативный, поэтому я обратилась с просьбой к Сашиному папе рассказать сыну о процессе изготовления кирпича, а сама подготовила презентацию по этой теме.  В результате Саша, преодолев свою стеснительность, поведал детям обо всем, что рассказал ему папа, а я дополнила его рассказ слайдами.  У нас получился очень интересный и содержательный рассказ.  Саша раскрылся, почувствовал себя более уверенным, а дети стали относится к нему, немного иначе увидев его в другом качестве.  

 Обмен новостями у нас проходит по-разному. Дети обмениваются последними впечатлениями и событиями. Мы не регламентируем высказывания детей и даём высказаться всем желающим. Дети, почувствовав, что им дают наконец-то возможность свободно говорить на любую тему, стремятся говорить много.  Так, например Марина сообщила недавно, что свинья любят грибы – трюфели. Другие дети тоже видели этот мультфильм. А я рассказала, что белый трюфель является самым дорогим деликатесом в мире и что его добавляют в самые изысканные блюда. Марина тут же пошла в игровую зону и принесла из «Магазина» коробку конфет «Трюфель». «Что и конфеты тоже с грибами? – спросила она. Затем мы решили узнать, что еще едят свиньи, и за что ценят трюфель гурманы. Эта тема в нашей группе еще не закрыта и иногда всплывает в разных видах деятельности (с/р игре, рисовании и .д.). Так как высказаться, во время обмена новостей, хочется многим мы выработали правила: говорим по одному, не перебиваем друг друга, говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, игрушка и т. д.).  Правила, мы выработали после того, как дети на своем личном опыте убедились, что трудно говорить, когда тебя не слышат. Можно продумать разные хитрости помогающие определить, кто будет говорить первым (те, у кого прикреплен какой-либо знак, чье имя начинается со звука «С», девочки, именинник и т.д.).  Так же можно перед началом совета собрать у детей фанты и предоставлять слово тому, чей фант вытянули.

Во время обмена новостями дети естественным образом формируют коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение вести диалог, умение строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен новостями позволяет видеть образцы речевых высказываний, тренировать собственный способности, т.е. приобретать коммуникативную компетентность.

Все мы привыкли, что темы образовательной деятельности определяются воспитателями. Детские интересы «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно, чтобы они хотя бы были озвучены. Детский совет предоставляет такую возможность, более того ждет от детей активности в предложении тем. Здесь и проявляется коммуникативная компетентность – рассказать о своей теме так, чтобы другие почувствовали к ней заинтересованность. Если тем возникло несколько, можно предложить голосование (например, при помощи фишек разного цвета).

Еще одна проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план. Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на  высказывания детей. Реагирование на высказывания – это самая сложная часть обмена новостями с детьми. От вашего ответа будет зависеть, куда повернет разговор и как отразится он на ребенке. Если на фразу ребенка «Мне мама вчера весь вечер читала книжку» вы начнете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т.д., то получите реакцию других детей: «А у меня тоже есть книжки», «А мы с мамой ходили в магазин» и т.д., каждый из них захочет получить свою порцию внимания. «Приятно провести время с мамой» -  отвечаете вы, и если вам будет необходимо, вернетесь к этой теме в индивидуальной беседе. А можно наоборот раскрыть эту тему дальше и выяснить читают ли детям дома, какие произведения, как дети запоминают прочитанное.

Давайте с вами немного потренируемся правильно реагировать на высказывания.

Чаще всего дети сообщают о покупках. «Мне вчера купили новую куртку» - ответы воспитателей.

Мой вариант: «Поздравляем тебя с обновкой»

Не морализируйте.

«А я из рогатки попал в воробья» - ответы воспитателей.

Мой вариант: «Я понимаю, ты хочешь стать метким стрелком, но воробей то причем, он на тебя не трогал, и рогатки у него нет».

«Мы с папой чинили скамейку, и я сам вбил 3 гвоздя»

Мой вариант: «Это была трудная работа, но ты справился».

Иногда дети могут  поставить взрослого в тупик. «Мой папа вчера был пьяный»

Мой вариант: «Обидно, ведь ты не смогла поиграть с папой».

«Я вчера видел, откуда кошка рожала котят»

Мой вариант: «Ты узнал, как появляются на свет котята».

Универсальная форма прекращения обсуждения какой-либо опасной темы – спокойно, уверенно сказать «Так бывает».

И. подводя итог всему выше сказанному, я хочу подчеркнуть, что право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из жизненных ценностей, а умение свободно выражать свое мнение один из показателей социально развитой личности. Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей. И еще, детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...

Буклет "Технология "Детский совет как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

Представлена технология "Детский совет". Данная технология позволяет достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивает у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержан...