Поощрение и наказание как методы воспитания.
статья на тему

Материал раскрывает  сущностно важные и эффективные методы воспитания через коммуникацию с ребенком, обличая негативное влияние метода наказания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchrenie_i_nakazanie_kak_metody_vospitaniya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание как методы воспитания.

  1. Определение «поощрение» и его антагонист «наказание»

Поощрение и наказание  следует рассматривать (изучать) одновременно, так как они являются методами педагогического стимулирования. Основные определения:

Поощрение [1] – метод мотивации, противоположный наказанию; содействие развитию чего-либо; похвала или награда.

Поощрение [2]  – метод воспитания, стимулирующий деятельность обучаемого. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению уверенности обучающегося в свои силы. Поощрение осуществляется в виде благодарности, похвалы, награды, подарка и т.д.

Поощрение [3]  – метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития. Поощрение – это положительная оценка учения, труда, поведения.

Наказание [4]  – вид моральной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений правил и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом.

Наказание [5]  – применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека, животного или их групп в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.

Наказание [6]  – средство управления, состоящее в сознательном причинении неприятностей  подвластному существу, с целью изменения нежелательного поведения или образа мыслей.

  1. Эффективное и неэффективное поощрения в педагогическом общении.

Таблица по П. Массену, Дж. Конджеру.

Поощрение – это метод позитивного отношения к личности человека. В моём случае – воспитанника, так как являюсь педагогом в ДОУ. В педагогическом общении метод поощрения может и должен применяться.

Существует система вербальных воздействий педагогов высокого и низкого уровня деятельности, отличающихся не только количественно, но и качественно. Педагоги высокого уровня используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Преподаватели низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование, поскольку такие педагоги больше дисциплинируют, чем организуют учеников. Педагог должен создавать предпосылки для ребенка к тому, чтобы он становился способным, дисциплинированным, коммуникабельным. Подобное отношение  поможет воспитаннику самостоятельно социально адаптироваться в будущем (в школе, в институте, во дворе и дома).

Представляю таблицу «эффективного и неэффективного поощрения[7]» (о которой узнала из учебника по детской психологии), где под эффективностью понимается способность достигать необходимого результата. К примеру: в процессе формирования у детей дошкольного возраста навыков или развития умений, эффективным действием со стороны педагога (обучающего) будет то, которое приведёт к овладению навыка или умения.

Эффективное поощрение

Неэффективное поощрение

1

Осуществляется постоянно

Осуществляется от случая к случаю

2

Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения

Делается в общих чертах

3

Педагог проявляет заинтересованность в успехах воспитанника

Педагог проявляет минимальное формальное внимание к успехам воспитанника

4

Педагог поощряет достижение определенных результатов

Педагог отмечает участие в работе вообще

5

Сообщает воспитаннику о значимости достигнутых результатов

Дает воспитаннику сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость

6

Ориентирует воспитанника на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов

Ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование

7

Педагог дает сравнение прошлых и настоящих достижений воспитанника

Достижения воспитанника оцениваются в сравнении с успехами других

8

Поощрение для данного воспитанника соразмерно затраченным этим воспитанником усилиям

Поощрение независимо от усилий, затраченных воспитанником

9

Воспитатель воздействует на мотивационную сферу личности воспитанника, опираясь на внутренние стимулы: воспитанник с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное или хочет развить соответствующее умение, т.е. получает удовлетворение от самого процесса поручения

Воспитатель опирается на внешние стимулы: воспитанник старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу педагога или победить в соревновании, получить награду и т.д.

10

Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено

Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы

В любом случае, использование метода поощрения способствует формированию у  воспитанников положительных эмоций, качеств и стимулирует их к действию.

  1. «Поддержи ребёнка словом!»

В воспитательных моментах, чаще всего, я использую одобрение, похвалу или благодарность. Как это можно сделать:

  • Правильно! Хорошо! Прекрасно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! Великолепно! Необыкновенно! Совершенно!
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это, то что надо! Ты прав!
  • Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

  1. Позитивное и негативное наказание по Б.Ф.Скиннеру.   Дж. Аронфрид о наказании.

Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Цель наказания – побудить человека не вести себя определенным образом. Как и поощрение, наказание также является методом контролируемого поведения.

По Б.Ф.Скиннеру наказание за неодобренное поведение осуществляется двумя способами:

Позитивное наказание

Негативное наказание

Это применение аверсивного стимула для устранения какого-либо поведения. Форма физического наказания: поставить в угол, телесное наказание, лишение свободы, раздражение поведением и ругань.

Это устранение положительного стимула, лишение награды, подкрепляющей это поведение. Форма морального наказания: запретить что-либо ребёнку делать, убрать игрушки, не разрешать есть сладкого, не отпустить гулять.

 

Б.Ф.Скиннер утверждает, что не раскрывает сути того, как следует поступать. Наказание указывает на то, что нельзя делать. В отличии от наказания, не имеющего мгновенного и продолжительного эффекта, поощрение (за хорошее поведение) и одобрение, имеют длительное влияние и не вызывают отрицательных эмоций.

Дж. Аронфрид ставит под сомнение утверждение Скиннера о том, что успешная социализация ребенка может обойтись без наказаний, и его также не удовлетворяют идеи психоанализа о травмирующем воздействии наказаний на детей. Аронфрида интересовал вопрос о том, как формируется у ребенка внутренний контроль за порицаемым поведением.  Для ответа на него была проведена тестирующая серия эксперимента. Оказалось, что испытуемые, получавшие порицание в самом начале выбора, в тестовой ситуации совершали меньше проступков, чем те, которых наказывали уже после проступка. С точки зрения Аронфрида, время подачи наказания имеет особенно важное значение. Если ребенка наказывают перед самым началом проступка, то внутренние моторные или познавательные корреляты действия в этот момент становятся фокусом тревожности, вызываемой наказанием. Формы наказания неравноценны по своему влиянию на социализацию, но механизм их действия, по мнению Аронфрида, один и тот же.

  1. Заключение.

В педагогической практике поощрение, вопреки наказанию, наиболее результативный метод воспитания ребенка. Позитивное отношение, выражающееся в стимулировании и поддержании  положительного поведения воспитанников, способствует развитию нравственных качеств и моральной устойчивости. Качественный уровень деятельности педагога определяется использованием форм словесного воздействия как эффективного поощрения. Как это можно сделать:

  • Оценивать соотношение поощрений и наказаний, чтобы быть уверенным в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитания.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которое сопровождают успех и достижения ребёнка.
  • Давать особо почётные поручения. Когда ребёнку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.


[1] Википедия

[2] Э.Г.Азимов «Новый словарь методических терминов и понятий». М.: Изд. ИКАР 2009г.

[3] В.С.Безрукова «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)». Екатеринбург. 2000г.

[4] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8722

[5] Википедия

[6] Автор:  Педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика» Заложнова Т.А.

[7] по П. Массену, Дж. Конджеру и др. Массен (Mussen) Пауль (род. 21 марта 1922) — американский психолог, профессор университета Беркли в Калифорнии (с 1956). Основные работы Массена посвящены исследованию развития ребёнка, отношений между детьми и родителями, а также проблеме культура и личность. Соч.: Child Development and Personality (совм. с J. Conger, J. Kagan). Конгер (Conger) Джон (род. 27 февраля 1921) — американский психолог, профессор Колорадского университета (с 1957). Известен своими работами в области психопатологии, психосоматики, развития личности детей и подростков, Соч.: Adolescence and youth: psychological development in changing world. N. Y., 1973; Child development and personality (совм. с Р. Mussen), 4-th ed. N. Y., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребёнка.

Во все временя родителейм волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей  - каким образом поощрять или наказывать?...

Консультация для родителей «Поощрение и наказание в семейном воспитании»

Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель - благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все родители задумыва...

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

О методах стимулирования - поощрении и наказании, их правильном понимании и применении....

Консультация для родителей. Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка.

Во все времена родителей волновали вопросы, связанные с поощрением и наказанием ребенка. Где та граница, за которую переходить нельзя? Как суметь так грамотно воздействовать на ребенка с помощью наказ...

Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка

Материал подгтовлен для родителей и специалистов ДОО "Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка"....

“Поощрение или наказание? Продуктивные методы воспитания”

Для того, чтобы социализация ребёнка прошла успешно, чтобы он развился в полноценную личность, ему необходимо слушаться взрослых и близких ему людей....

Буклет для родителей "Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка"

Буклет для родителей "Поощрение и наказание как методы воспитания  ребенка"...