Консультация родителей «Развитие речи детей 3-4 лет».
консультация (младшая группа) на тему

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?

Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.

Самый идеальный вариант  развитие речи ребёнка – это развитие через игру.

Мы предлагаем вам серию логопедических игр для детей 3, 4 лет. Эти игры развивают правильную речь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._po_razvit._rechi_3-4_goda.docx336.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у ребенка 3 лет

http://logopedexpert.ru/images/blog/pamyatka_roditelej.jpg

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?

Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.

Самый идеальный вариант  развитие речи ребёнка – это развитие через игру.

Мы предлагаем вам серию логопедических игр для детей 3, 4 лет. Эти игры развивают правильную речь ребёнка.

Сказка про Язычок

Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань.

Необходимый инвентарь: зеркало.

 Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким.

 Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.

 Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки.

 Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.).

 Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д.

Вкусное варенье

Артикуляционная гимнастика

 Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.

Непослушный язычок

Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным

 Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя».

 Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом.

Лошадка

Упражнение для языка

 Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

 Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.

Вредные советы

Игра тренирует мышцы, челюсти языка

 Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.

 Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.

 Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

Язычок балуется

Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки

 Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:

Ба-ба-ба — загудела труба,

Бо-бо-бо — белка села в дупло,

Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу.

И т. д.

 Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.

Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости:

На-на-на — в небе светит луна,

Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня.

И т. д.

 Закрепляем: берем обратные слоги:

Ад-ад-ад — Коля будет рад,

Яд-яд-яд — конфеты у ребят.

И т. д.

 Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.

Повторяй-ка

Игра помогает научить четко произносить слова

Необходимый инвентарь: картинки.

 Как играем: называйте слова, в которых есть определенный звук, например, ж или с:

♦ жук, жало, желудь, железо, ножницы, лыжи;

♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки ит. д.

 Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна.

 Закрепляем: подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие:

♦ мама, мыло, магазин, масло, сом, мороз (м);

♦ Мила, мел, мельница, мебель (мь).

http://rostov.1gs.ru/img/rostov_b_76899.jpg

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление

 Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).

 Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».

 Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

 Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Лопнул, хлопнул, вот и всё

 Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.

 Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.

Пузырики

Игра помогает развивать речевое дыхание

Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.

 Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?

 Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет

дуть в соломинку.

 На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.

Воздушные ватки

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики.

 Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.

 Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возрастапосредством дидактической игры» Речь детей  необходимо развивать как средство общения,создавать условия, при которых о...

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста"

Развитие речи детей от рождения до трёх лет....

Консультация родителей "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Развитие речи детей через театрализованную деятельность...

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...

Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Речь детей  необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому илисверстнику...