Комплексы упражнений для мимических мышц, формирования диафрагмального выдоха, работы над голосом
материал (средняя, старшая группа) на тему

Климова Ирина Владимировна

Упражнения помогут в работе над формированием правильного длительного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса и в укреплении мимических и артикуляционных мышц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Комплекс №1

            Релаксационные упражнения для мимических
                         и артикуляционных мышц.

Упражнение №1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек., уро-
                              нить расслаблено голову вперёд.

Упражнение №2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек.
Упражнение №3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек.
Упражнение №4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек.
Упражнение №5. На 5-10 сек. сжать зубы.
Упражнение №6. «Заборчик» - широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек.
Упражнение №7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек.
Упражнение №8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек.
Упражнение №9. Оттянуть язык назад на 10 сек.
Упражнение №10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На следующем зевке
                               закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
Упражнение №11. «Часики» - язык вперёд-назад, в стороны.
Упражнение №12. «Твердый орешек» - упираемся языком в щечки.
Упражнение №13. «Лошадка» - пощёлкаем языком.
Упражнение №14. «Наказать непослушный язычок» - покусываем широкий язык.
Упражнение №15. «Колокольчик» - постучать языком по верхним альвеолам - ля-ля-ля.
Упражнение №16. «Молоточек» - постучать языком по верхним альвеолам - дддддд.
Упражнение №1 7. «Трубочка» - произносим - У, «улыбка» - произносим И.
Упражнение №18. Раскроем несколько раз широко рот.

                                         Комплекс №2

          Упражнения формирования диафрагмального выдоха

                        (упражнения длятся в среднем 2-3 минуты)

Упражнение №1. «Задуй свечку» - ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около
                             10 см. от губ. Плавно подуть на свечку так, чтобы пламя свечи  

                               отклонилось.                    
Упражнение №2. «Лопнула шина» - ребёнок разводит руки перед собой, изображая круг
                             «шину». На выдохе произнося медленно звук «Ш-ш-ш». Руки скрещива-
                             ются так, что правая рука ложится на левое плечо и наоборот.

Упражнение №3. «Накачать шину» - ребёнок «сжимает» перед грудью руки в кулаки,
                             медленный наклон вперёд сопровождается выдохом на звук «с-с-с».

Упражнение №4. «Жук жужжит» - руки поднять в стороны и немного отвести назад,
                             словно крылья. Выдыхая, ребенок произносит «ж-ж-ж», опуская руки
                             вниз.

Упражнение №5. «Ворона» - руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки
                             и, приседая, произносится протяжно «к-а-а-р».

Упражнение №6. «Гуси» - руки на поясе. Медленно наклонить туловище вперёд, не опус-
                             кая голову вниз протяжно произнести «г-а-а-а».

Упражнение №7. Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).

Упражнение №8. Произвести на выдохе щелевые звуки (с, ш, ф и др.), контролируя дли-
                             тельность выдоха секундомером.

Упражнение №9. «Футболисты» - сдувать ватный мячик, пытаясь «забить гол».

                               Расстояние до мячика увеличивать.

Упражнение №10. «Моряки» - дуть на лодочку, сделанную из пенопласта.

Упражнение №11. Пускать мыльные пузыри.

Упражнение №12. «Собака» - имитировать дыхание собаки, которой «жарко».
                               Открыв рот и высунув вперёд язык, быстрыми движениями делаем
                               вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Одной рукой контро-
                               лируем движение мышц брюшного пресса.

Упражнение №13. «Хомячок» - делаем быстрые вдохи и выдохи через нос, и при этом
                               оскаливаем зубы.

Упражнение №14. «Болтушка» - подвигать языком по небу.

Упражнение №15. Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, движение                                                  
                               вправо-влево.

Упражнение №16. «Остуди горячий чай» - после максимального выдоха делаем вдох и
                                дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щёки не надуваем.
Упражнение №17. «Форсированный выдох» - вдохнув носом, сделать быстрый, резкий
                               выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»). Повторить
                               7-10 раз.            
Упражнение №18. «Тёплый выдох» - сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, мед-
                                ленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, про-
                                должить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на
                                руках тепло выдыхаемого воздуха.

Упражнение №19. «Свисток» - вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить ти-
                               хий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы
                               не напрягать, экономно выдыхать.

                                                   Комплекс №3


                             Упражнения для работы над голосом.

Упражнение №1. Произнесение звуков А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся дан-
                             ные звуки.
Упражнение №2. На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными

                              А, 0, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте,                                                                                                                                                                                                                                  
                            нараспев.

Упражнение №3. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с
                             тремя любыми гласными, затем новый вдох - и новое сочетание.
               Последовательность упражнения:
               1. Вдох носом;
               2. На одном выдохе - МА, МО, МУ;
               3. Вдох носом;
               4. На одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ.

Упражнение №4. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми
                             гласными, а затем новый вдох - и новое сочетание. Последовательность
                             упражнения та же, что и в упражнении №3.
Упражнение №5. Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖ
                             33333333333 - НЬНЬНЫ-[ЬНЪ (звук Ж - ближе грудному звучанию,
                             З - середине, НЬ - верхнему).
Упражнение №6. На звук У воспроизводится гудок трёх теплоходов: большого, среднего
                             и маленького. Последовательность гудков безразлична. Должны быть
                            три различные высоты голоса.
Упражнение №7.  Собака убежала, её надо позвать домой. Звать будем три раза: один раз
                              с далёкого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет
                             около ребёнка. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром тем-
                             пе, кроме последнего (собака около ребёнка). Меняется высота звука.
                     Последовательность упражнения:
                 1. Произнести слово «Бобик» 10 раз на одном дыхании (собака далеко)
                 2 . Остановка.
                 3. Произнести слово «Бобик» 10 раз (собака подошла ближе).
                 4. Остановка.
                 5. Повторить кличку собаки несколько раз, но уже медленно.

Упражнение №8. Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах;
                             после каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыха-
                             ние и услышать следующую высоту.
Упражнение №9. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово
                             «хорошо». Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам          
                             «хо-ро-шо». Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень
                             хорошо», «Очень хорошо пахнет».
Упражнение №10. На вдох понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т.д., затем ребёнок
                              должен сам придумать фразу и произнести её на выдохе. Например:                                                                                
                              «Очень душистое яблоко»
Упражнение №11. «Баюкаем куклу» - тянем А - а-а-а-а-а. Произносится тихо и громко.
Упражнение №12. «Болят зубы» - тянем О - о-о-о-о-о. Звук произносится тихо, громко.
Упражнение №13. После вдоха на плавном выдохе поочерёдно тянуть гласные «а, о, у,
                                э, ы, и» - аааааааооооооуууууэээээыыыыииии.


Упражнение №14. После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных - ааааааоооооо,
                               ааааааууууууу, и т.д. По три - аааоооууу в разных сочетаниях.
Упражнение №15. На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза
                                аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.
Упражнение №16. «Корова мычит» - подражание мычанию коровы - МММУУУУ
                                различной силой голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений на укрепление мышц и формирование сводов стопы

Цель данного комплекса упражнений - укрепление и формирование сводов стопы....

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много, вот некоторые из них: «Задуй свечку», «Лопнула шина», «Насос», «Воздушный шар», «Жук жужжит», «Ворон...

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЛОГОНЕВРОЗЕ

Детям с ЛОГОНЕВРОЗОМ, а так же соматически ослабленным детям (а их большинство) для развития диафрагмального дыхания требуется обучение через специальные упражнения....

Комплекс упражнение на тренировку мышц лица

Комплекс упражнений для развития мышц лица и их раслабление...

Рекомендации к выполнению комплекса упражнений артикуляционно-мимической гимнастики при заикании

Эти упражнения я применяю в своей работе перед индивидуальными занятиями с детьми....

Мастер-класс «Использование упражнений для формирования диафрагмального выдоха в работе с детьми»

Мастер-класс«Использование упражнений для формирования диафрагмального выдоха в работе с детьми»...