"Страна хороших манер"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Программа «Страна хороших манер» реализует нравственно- этическое направление в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение программы- формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_strana_horoshih_maner_dlya_detskogo_sada.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад «Планета детства» ГБОУ СОШ № 7 г. Похвистнево

Принят на педсовете

 СП «Детский сад «Планета детства»  

Протокол № __

от  ________________ 2014 г.

Утверждено:

 Руководитель СП «Детский сад «Планета детства» ГБОУ СОШ № 7 г. Похвистнево

____________ Н.В. Хрусталёва

_____________________ 2014 г.

 

Дополнительная образовательная программа

«Страна

хороших манер»

        

                Составила:

        Воспитатель

Шайхутдинова Ю.Л.

Программа «Страна хороших манер» реализует нравственно- этическое направление в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение программы- формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение детей к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Программа «Страна хороших манер» призвана обеспечить ценностно - смысловую определенность нравственно- этического воспитания.

Пояснительная записка

Как известно, детский возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в ребенка неуверенность в себе, боязнь сделать что- нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Ребенку кажется, что все взоры устремлены именно на него, он теряет уверенность в себе, делает одну ошибку за другой, замыкается в себе.

Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Решить эту проблему можно научив ребенка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить его к взрослой жизни нужно научить нормам морали, понимать логику определенных правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, прививать знания и навыки необходимые на протяжении всей жизни.

Настоящая программа имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, научить их преодолевать неуверенность, способствовать развитию чувства собственного достоинства, прививать навыки культурного поведения в обществе.

Актуальность программы

Этические занятия построены на принципах диалогового взаимодействия воспитателя с детьми, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека. Повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на

сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими людьми, с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них. Нравственно-этическое воспитание - организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого взрослым определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии. Такого рода деятельность направлена на познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: это умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Цели программы

Формирование нравственно-этических понятий, привитие общепринятых норм и правил поведения в обществе, представления о социальной сфере, выработка социально-бытовых и трудовых навыков.

Задачи программы

  • приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
  • достижение приоритетности, нравственности и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности.
  • ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности.
  • актуализация нравственного потенциала личности. Условия эффективности реализации системы, обеспечение субъектной позиции ребенка, стимулирование этической рефлексии.
  • учить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
  • формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников.

Отличительной особенностью программы является создание условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня, обучение правильному поведению в социуме.

  • Разработанная программа направлена на вовлечение воспитанников в активную деятельность: участие детей в социально-значимых мероприятиях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение местных, общественных проблем. Полученные на занятиях опыт и знания помогут детям обрести уверенность в себе, формировать способы социального поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим, воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, взаимопонимание, доброту.

Новизна данной программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений нравственноэтического воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания ребенка.

Ведущая идея программы

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети 4-5 лет, средней логопедической группы.

Сроки реализации  дополнительной образовательной программы: три года. Совместная деятельность проводиться два раза в месяц.

Основные формы и методы

  • система мероприятий библиотек;
  • традиционных коллективно-творческих дел;
  • игровые программы;
  • практические занятия;
  • беседы;
  • ролевые игры и игры-путешествия;
  • участие в творческой деятельности;
  • литературно-музыкальные композиции;
  • просмотр видеофильмов;
  • детская продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
  • афоризмы, сентенции, примеры из классической литературы, истории.

Основные приоритеты

  • развитие общей культуры личности;
  • формирование нравственно-этического воспитания;
  • доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
  • воспитание толерантности;
  • выработка позитивных поведенческих стратегий.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  •  в результате реализации программы у детей будут сформированы:
  •  организация нравственно-этического воспитания;
  •  овладение технологией этического диалога как основы формирования нравственно-этической культуры;
  •  апробирование модели непрерывного этического воспитания;
  •  модель нравственно-этического воспитания. Технология этического диалога. Диалог должен вызывать стремление думать и размышлять о нравственном смысле собственных поступков, слов, желаний, принятых решений;
  •  нравственный выбор, оценка ситуации на себя.

Принципы построения программы

-Принцип доступности Принцип доступности требует, чтобы воспитание строилось на уровне реальных учебных возможностей детей, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

-Принцип научности Принцип научности строится на интеграции науки воспитательного и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.

-Принцип наглядности Принцип наглядности обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, различных картинок, карточек, видео, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок и др.

-Принцип систематичности и последовательности в обучении Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Страна хороших манер»

Открытая НОД в конце учебного года по теме «Азбука вежливости»

Диагностика по итогам результатов данной дополнительной образовательной программы «Страна хороших манер»

Ф.И. ребёнка

Доброжелателен

Вежлив

Аккуратен

Коммуникативные качества

Познавательное развитие

Культура поведения

Трудолюбие

Самооценка

Итого

Архипова Вика

Белов Владимир

Владимирова Милана

Городкова Вероника

Даянов Александр

Ильяков Дилмурад

Кузьмин Арсений

Митрофанова Ксения

Немцев Александр

Савельев Ярослав

Спиридонова Вика

Урванцев Сергей

Федоров Арсений

Хайруллин Эльдар

Хусаинова Малика

«1 – 1,9 » - низкий уровень развития

«2 – 2,5 »  - средний уровень развития

«2,6 - 3» - высокий уровень развития

Учебно-тематическое планирование дополнительно образовательной программы  «Страна хороших манер»

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

«Что такое этика и этикет»

Дать понятие значения этике и этикету

«Волшебные слова нашей жизни»

Способствовать развитию навыков нравственно-этического поведения в обществе

Октябрь

«Разговор о разговоре»

Умение правильно выстраивать диалог, развивать речевой этикет

«Передай добро по кругу»

Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе

Ноябрь

«Отношение к старшим»

Научить нормам морали, правил этического поведения по отношению к взрослым

«Мир вокруг нас»

Формировать способы социального поведения в различных ситуациях

Декабрь

«Правила дороги»

Учить правилам безопасного поведения на дороге

«Идем в детский сад»

Учить правилам безопасного поведения на проезжей части дороги

Январь

«Сказки со всего света»

Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, взаимопонимание, доброту

«Где обедал воробей»

Показать на примере  стихотворения отрицательные и положительные стороны героев

Февраль

«Добро и зло в сказках»

Раскрыть сущность добра и зла во время чтения художественной литературы

«Сказка-ложь, да в ней намек»

Воспитывать коммуникативные качества, формировать социальную компетентность детей

Март

«Как у Маши появился котенок Этикет»

Прививать навыки культурного поведения в обществе, научить нормам морали

«Встреча со страной хороших манер»

Привитие общепринятых норм и правил поведения в обществе

Апрель

«Просьба и отказ»

Формирование нравственно-этического воспитания, развитие общей культуры личности

«Правда всегда дороже»

Учить говорить правду, умение вести дискуссию, воспитание толерантности

Май

«Правила поведения в транспорте»

Воспитывать у детей правила поведения в транспорте

«Как правильно разговаривать по телефону»

Формирования умения вести диалог по телефону, соблюдая правила этикета

Материально-техническое обеспечения

дополнительной образовательной программы «Страна хороших манер»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Печатные пособия

1. Армер А.Н. «Что такое этикет». Т. 2000г. «Вежливые дети». Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении. М. Оникс. 2010г.

2. Венедиктова В.И. «О деловой этике и этикете». М. 1997г.

3. Квакин М. «Этикет наоборот». М. 2005г.

Технические средства обучения

Ноутбук

Колонки

Магнитофон

Телевизор  

Диски

Видео кассеты

Диск «Уроки вежливости»

Видео кассета «Сказка о царе Салтане»

Оборудование

Наглядное пособие

Телефон

Мяч

Художественная литература

Счётные палочки

Плакат

Вставные кармашки

Список использованной литературы:

  1. Венедиктова В.И. «О деловой этике и этикете». М. 1997г.
  2. Гусев И.Е. «Этикет от А до Я». (Энциклопедия домашнего хозяйства). М. 2006г.
  3. Дорохов А. «О культуре поведения». М. 2003г.
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день». М. 1995г.
  5. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей».
  6. Квакин М. «Этикет наоборот». М. 2005г.
  7. «Малая энциклопедия этикета». М. Классик, 2000г.
  8. Нагейрнер Е. «Этикет с малых лет. О правилах хорошего тона». М. 2009г.
  9. Ревяко Т.И. «Тридцать главных правил этикета». М. 2006г.
  10. Снегирева А. «Школа юных леди и джентльменов». М. 2009г.
  11. «120 лучших игровых ситуаций по этикету» / перевод В. Лордкипанидзе. М. Росмэн. 2007г.
  12. Хаткина М.А. «Веселые уроки кота Этикета». Ростов-на-Дону. Феникс.2007г.
  13. Шелкаева А.Н. «Современная энциклопедия этикета». Е. 2000г.
  14. Шишкин О., Хацкевич Ю.Г. «Большая книга по этикету». Харвест, ACT. 2000г.

Список средней логопедической группы

№п/п

Ф.И.

Возраст

Архипова Вика

18.02.2010 г.

Белов Владимир

05.11.2010 г.

  1.  

Владимирова Милана

24.09.2010 г.

Городкова Вероника

28.07.2010 г.

Даянов Александр

16.03.2010 г.

Ильяков Дилмурад

07.06.2010 г.

Кузьмин Арсений

24.12.2009 г.

Митрофанова Ксения

11.09.2010 г.

Немцев Александр

04.03.2010 г.

Савельев Ярослав

18.08.2010 г.

Спиридонова Вика

29.03.2010 г.

Урванцев Сергей

15.11.2010 г.

Федоров Арсений

05.10.2010 г.

Хайруллин Эльдар

10.06.2010 г.

Хусаинова Малика

26.02.2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - нравственный проект "Страна хороших манер" в старшей логопедической группе

Структура педагогического проекта: Актуальность, гипотеза проекта, предполагаемые результаты, продукты проекта (промежуточные, конечные), объект исследования, предмет исследования, цели исследования...

Проект «Путешествие в страну хороших манер»

Данный проект направленн на привлечение  детей и родителей к формированию хороших монер. Беседы о важности в нашей жизни правил этикета утрачинных и необходимых, о важности воспитания их в детях,...

Социально - нравственный проект "Страна хороших манер"

Конспект социально - нарвственного проекта "Страна хороших манер" для детей старшей логопедической группы...

Сценарий досуга «Волшебное путешествие в страну хороших манер»

Досуг для старшего дошкольного возраста о хороших манерах, о правилах поведения....

анимационное развлекательное мероприятие "Путешествие в страну хороших манер"часть 1

анимацонная презентация где ведущая Эльф предлагает детям побывать в ее стране , разморозить ее вежливыми словами, познакомится с обитателями эльфами , справится со злой не воспитанной ведьмой, в конц...