конспект непосредственно образовательная деятельность на тему «Культура поведения за столом» средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Кульбида  Татьяна Николаевна

Формирование у детей элементарных навыков поведения за столом, развитие умения сервировать стол по правилам этикета, пользоваться схемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл servirovka.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект НОД

на тему: «Культура поведения за столом»

средняя группа (от 4 до 5 лет)

 к педагогическому совету «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей при организации приема пищи»

Воспитатель

 высшей квалификационной категории

Кульбида Татьяна Николаевна

Энгельс

2015г

Цель. Создание условий для приобретения умений  сервировать стол.

Задачи. Формировать представления о правилах  сервировки стол;  упражнять детей в работе со схемами; закрепить правила поведения за столом;  воспитывать  аккуратность в работе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Украсим блюда к празднику», работа по схемам, знакомство со столовыми приборами, чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей».

Словарная работа: сервировка, этикет.  

Материал: схема «Накрываем  праздничный стол»,  фартуки для дежурных, салфетки настольные, наборы столовой, чайной посуды, набор столовых приборов, вазочки для салфеток, салфетки, дидактическая игра «Что чем едят?».

Ход.

Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера. (Н. Красильников)

Здравствуйте, ребята! Какие Вы сегодня красивые, нарядные, опрятные. Любо – дорого на Вас посмотреть. Сегодня мы с Вами поговорим о правилах поведения за столом. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель. (Читает стихотворение «Что такое ЭТИКЕТ?») 
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)

Воспитатель. Ребята, что такое этикет?

Дети. Это правила поведения.

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, какие Вы знаете правила поведения за столом.

Дети. Нельзя разговаривать во время еды; сидеть нужно ровно, прямо; не ставить локти на стол; не разговаривать во время еды и т.д.

Воспитатель. Молодцы. Самое первое правило – это  сервировка стола.

Но прежде чем мы начнем накрывать на стол, давайте поиграем в игру «Что чем едят?» (Дети выбирают нужные картинки и раскладывают на две группы – что едят ложкой, что едят вилкой)

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

Пальчиковая гимнастика.

Каша из гречки.       (показывают, как сыпят крупу)
Варилась на печке.  
(показывают горшок двумя руками)
Варилась и прела,  
(эмитируют кипение всеми пальцами)
Чтобы Катя ела.      
(выставляют ладошки вперед)

Воспитатель. А сейчас мы будем накрывать на стол. Для этого нам нужно выбрать дежурных. Я предлагаю выбрать мальчика и девочку. (дети выбирают и ставят карточки в уголке дежурства)

Воспитатель. Дежурные, пожалуйста, вымойте руки. Чтобы нашим дежурным не испачкать свою одежду, что им нужно одеть?

Дети. Фартук и колпачок.

Воспитатель. Для чего нужна спецодежда?

Дети. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы волосы не попали в тарелку. (дежурные надевают фартуки и колпачки)

Воспитатель. Чтобы Вы правильно научились сервировать стол, я приготовила Вам схемы, с помощью которых дежурные накроют стол к завтраку.

Практическая часть: (задание выполняется поэтапно, в соответствии со схемами)

На стол кладется тканевая салфетка 30х30см, или скатерть так, чтобы спадающие края не доставали до колен детей.

Поставить салфетницы с бумажными салфетками на центр стола.

На центр стола ставится хлебница с хлебом.

Рядом с хлебницами ставятся чашки с блюдцами и маленькими ложечками в блюдца. Ручки чашек и ложек смотрят вправо.

На тканевые салфетки ставятся глубокие тарелки для супа, если есть салат, то сначала ставится салатная (закусочная) тарелка и салат употребляется перед первым блюдом. Салат также можно использовать как добавку к гарниру.

От тарелки справа – нож (зубчиками к тарелке), рядом углублением вниз – ложка, слева зубчиками вверх – вилка.

Воспитатель. По ходу сервировки стола читаю стихотворение:

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно ставить?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола-

Хлеб душистый, свежий вкусный,

Хлеб – всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек «смотрят» вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку «глядит».

Ну, а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть «второе»,

Будет с  вилкой нож дружить.

Музыкальная физкультурная минутка.

Воспитатель. Дежурные выберите детей, которые покажут нам, как правильно садиться за стол. (дети садятся за стол, бесшумно отодвигая и пододвигая стул)

Итог.

Вам понравилось накрывать на стол?

Что нового Вы узнали?

Что больше всего вам понравилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию безопасного поведения у воспитааников средней группе. "Приключения непослушного Буратино"

Развивать внимание, речь, мышление при решении проблемных ситуаций. Расширить словарный запас детейВоспитывать бережное отношение к себе и к окружающим людям; взаимопомощь и взаимовыручку.Матери...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию безопасного поведения у воспитанников средней группы. "Приключения непослушного Буратино"

Закрепить представление воспитанников о некоторых опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются дома, на улице.Дать знания о значении этих предметов для людей; о правилах пользов...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Весенние лоскутки" для детей средней группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы на тему: "Весенние лоскутки"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Витамины укрепляют организм» в средней группе

Цель: вызывать у детей желание заботиться о своем здоровье.В ходе НОД дети узнают как обозначаются витамины и каких продуктах  они содержатся, а также выясняют какие продукты полезные для здоровь...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Чистота залог здоровья» в средней группе

Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту в чистоте и опрятности.В ходе НОД дети вспоминают принадлежности, помогающие челов...