Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
статья на тему

Кожевникова Мария Сергеевна

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.

 

В нашем дошкольном образовательном  учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предметно-пространственная среда, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания в ДОУ соответствующей предметно – пространственной развивающей среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.

Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии. В связи с этим одним из приоритетных направлений является совершенствование  педагогического процесса в повышении развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.

Экологизация предметно-пространственной среды является одним из условий реализации системы образования в дошкольном учреждении.  Обычно под «экологическим образованием» понимают воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, экологическая тропа, включающая в себя мини-огород, цветочную поляну, зеленую аптеку, птичий двор, тенистую аллею, березовый пруд и другие станции, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

  • познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
  • эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
  • оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
  • становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
  • формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
  • экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в изобразительной, игровой деятельности, конструировании и других), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.

Таким образом, экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.

В нашем дошкольном образовательном  учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:

Центр «Моя любимая  книжка»

Центр «Звукарик»

Центр «Речецветик»

Центр «Здоровячок»№»»»»

Центр двигательной активности

Игровой центр

Центр «Юные помощники»

Центр безопасности

Центр краеведения

Центр уединения

Центр эксперименти-рования (в группах и на территории доу)

Центр математики

Центр сенсорного развития

Центр «Веселые нотки»

Центр театра

Центр природы (в группах и на территории доу)

Центр творчестваа

Работа  по экологическому воспитанию в центрах  активности и на территории дошкольного учреждения проводится по различным направлениям:

  • организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы; 
  • подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр.
  • использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки,  живопись, глиняные игрушки).
  • закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
  • изготовление  наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
  • подбор художественных произведений к экологической тематике;
  • изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.
  • изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
  • формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории
  • реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
  • знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
  • подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы   группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
  • участие в подготовке и проведении  экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
  • дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических  понятий.
  • чтение с обсуждением  произведения.
  • экологические акции и десант.
  • наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
  • подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),
  • включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).

При разработке данной модели, педагогами было создано развивающее пространство, которое позволяет стимулировать  у детей познавательные способности. Формирует нравственно-ценностное поведение в природе, обогащение экологических представлений, развитие эстетического восприятия  природы, закрепление и обобщение знаний, полученных воспитанниками в процессе «проживания» в данной модели предметно-пространственной среды. Помогает в приобретении навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.

Список используемой литературы

.

  1. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2003.
  2. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста/О.В.Толстикова, О.В.Савельева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014.
  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 2005.
  4. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007.
  5. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие / авт-сост.: Н.В.Федяева, Г.А.белодед. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
  6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993
  7. Справочник старшего воспитателя / авт. – сост. Н.А.Кочетова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013
  8. Создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Из опыта работы О. В. Преловской, воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 с.Ленинское». — Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.
  9.  Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  10.   Сеть социальных работников образования.      http://nsportal.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

«Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста»

Предметно-развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста....

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...