мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
методическая разработка по теме

Гузева Светлана Дмитриевна

Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков  у детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »

Из опыта работы

воспитателя  высшей категории

МДОУ ЦРР №31 «Улыбка»  Гузевой С. Д.

Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей и родителей  при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством детского фольклора

Актуальность: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.  

Задачи:

  • Познакомить воспитателей, родителей  с вариантами работы с народным фольклором в воспитании у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
  • Познакомить с  методическими  рекомендациями по воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста.

 Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Он оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты...». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

1.        в обучении правильному произношению;

2.        в приобщении детей к русской национальной культуре;

3.        в непосредственно образовательной деятельности;

4.        в беседах;

5.        в наблюдениях;

6.        в народных подвижных играх;

7.        в играх на развитие мелкой моторики;

8.        в театрализованной деятельности;

Мною была создана картотека потешек подобранных на различные режимные моменты:

-при умывании (умывалки) : « Кран, откройся!», «Теплою водою руки мою.», «Каждый день я мыло мою..» и др.

-при одевании: «Раз, два ,три, четыре, пять –собираемся гулять.»,  «Вот они, сапожки..», «Пойдем гулять на улицу..» и др

-при кормлении :«Жили- были сто  ребят..», «Бери ложку, бери хлеб и, и скорее за обед.» «Посадим на ложку капустку , картошку..» и др.

-различных  колыбельных   песенок

-пальчиковых игр

-   Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека:

  «Еду-еду к бабе к деду»

    «Ладушки, ладушки!»

    «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки!»

    «Как по снегу по метели»

    «Вот и люди спят»

    «Ой, ду-ду,..! Потерял пастух дуду!»

    «Жили у бабуси два веселых гуся»

    «Кто у нас хороший?»

    «Уж как я ль свою коровушку люблю» и др.  

Знакомящие с домашними животными, имитирующими действия человека и его виды деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая)

 «Собака на кухне пироги печет»

    «Петушок и его семья»

    « Пошел котик на Торжок»

    «Кисонька-мурысенька»

    «Котя, котенька-коток»

    «На дубочке, на дубочке»

    «Сорока-ворона»

    «Сорока-белобока»

    «Козушка-белоногушка»

    «Коза-хлопота» и др.

    Знакомяшие с дикими животными, имитирующими действия человека:

  «Лиса по лесу ходила»

    «Мишка косолапый»

    «Заинька серенький, заинька беленький»

    «Сидит белка на тележке»

    «Чики-чики-чикалочки…» и др.

    Олицетворяющие природу:

   «Травушка-муравушка со сна поднялась»

    «Солнышко-ведрышко»

    «Солнышко-колоколнышко»

    «Дождик-дождик, полно лить»

    «Дождик-дождик, пуще»

    «Радуга-дуга» и др.

  Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействия «больших» и «маленьких»:

    «Курочка-рябушечка, куда пошла?»

    «Коза-хлопота»

    «Лиса по лесу ходила»

    «Курочка-тараторочка»; сюда же можно отнести колыбельные песни, например:

    «Котя-котенька-коток»

    «Ай, баю-баю баю»

    «Чики-чики-чикалочки» и др.

   Построенные на парадоксе - потешки-небылички:

 «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

    «Тень-тень-потетень, выше города плетень»

    «Под  меленкой, под вертеленкой» и др.

  Раскрывающие нравственно-этические категории:

   «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!»

    «Кисонька-мурысенька»

    «Пальчик-мальчик»

    «Сорока-сорока»

    «Собака на кухне пироги печет»

    «Наша хозяюшка сметлива была»

    «Пошла Маня на базар»

    «Под горкой, на речке, на тонкой дощечке Таня платье мыла» и др.

    Имеющие прямое обращение к ребенку по имени:

   «Пошел котик на Торжок»

    «Котик серенький присел на печурочке»

    «Кто у нас хороший?»

    «Пошел котик во лесок»

    «Как пошли наши подружки» и др.

   Имитирующие музыкальные звуки (инструменты), а также тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми:

    «Кто у нас хороший?»

    «Заинька, войди в сад»

    «Каравай»

    «На зеленом, на лугу, их! Вох!» и др.

    Специально тематически подобранные для ознакомления с каким-либо животным, растением или явлением природы, например:

 «Курочка»

   «Курочка-рябушечка»

    «Курочка-тараторочка»

    «Курочка-хохлаточка»

«Петушок»

   «Как у наших у ворот»

    «Петушок-петушок»

    «Петушок, ты подай голосок»

«Козочка»

   «Козушка-белоногушка»

    «Идет коза рогатая»

    «Коза-хлопота»

«Котик»

 «Пошел котик во лесок»

    «Пошел котик на Торжок» и д

Практическая часть (рефлексия)- упражнения на развитие речи и координации движений.

           Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»  «Чистота  залог здоровья&ra...