Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Дерево знаний»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Бутузова Светлана Николаевна

Цель:

Выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков.

 

Задачи:

- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.

- Выявлять умение составлять предложения с заданным словом, группировать  отдельные слова в предложение и определять количество слов в предложении.

- Продолжать формировать умение подбирать однокоренные слова, слова с уменьшительно-ласкательным значением,употребление в речи притяжательных местоимений, в словообразовании.

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать желание учиться, быть грамотными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2022g.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Дерево знаний»

Цель:

Выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков.

Задачи:

- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.

- Выявлять умение составлять предложения с заданным словом, группировать  отдельные слова в предложение и определять количество слов в предложении.

- Продолжать формировать умение подбирать однокоренные слова, слова с уменьшительно-ласкательным значением,употребление в речи притяжательных местоимений, в словообразовании.

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать желание учиться, быть грамотными.

Оборудование:Мольберт с нарисованным деревом с почками,набор картинок с1-2-3слогами,корзинки с ленточками красного,синего,зеленого цвета,набор картинок с однокоренными словами,схемы предложений,иллюстрация с домами -6домов ,предметные картинки для рисования. Цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети проходят в группу и здороваются с гостями.  Воспитатель обращает внимание на

дерево на мольберте, что у него нет зеленых веточек ,но есть почки а в них задание.Это

дерево-знаний,выполняя задания дети покажут свои умения ,чему они научились в старшей группе и готовы ли перейти в подготовительную.\

В:  Это дерево знаний. А почки на дереве знаний предложат нам разные задания, выполняя которые вы покажете, какие знания есть у вас самих.

Далее вызывается по одному ребенку, каждый из которых открывает  по одной почке с дерева знаний, раскрывает его и воспитатель читает   задание.

В: Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков. Задания этого дерева знаний как раз про звуки, слоги, слова и предложения.

1. « Сколько частей в слове?»

- на столе лежат картинки ,дети берут по одной и обьясняют сколько частей в  данном

слове .Свои   ответы они демонстрируют  .(  хлопки  )После выполненного задания воспитатель на место почки  помещает листочек.                                                                1.

2.

Упражнение « Звуковые корзинки »

А сейчас вам предстоит задание, связанное со звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными? (Такие, которые произносятся голосом, то есть их можно пропеть, громко произнести, при их произношении не встречается препятствий, воздух свободно выходит из ротика. Какой фишкой обозначаются гласные звуки? Почему? (Кружком, он похож на открытый ротик).

Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых встречаются препятствия, их нельзя громко произнести, пропеть). А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).

Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие). Какими фишками обозначаются? Почему? (Твердые согласные обозначаются одной полоской, а мягкие – двумя, потому что еще больше препятствий встречается)  

В-. На наших корзинках ленточки трех цветов (красные,синие,зеленые)-это звуки, а на столе фрукты-овощи ,вам необходимо разложить эти предметы так,чтобы  они начинались на те звуки и соответствовали

цвету ленточки .После  выполненного  задания дети дают обоснованные ответы.

Воспитатель помещает листочек на дерево.

3. « Назови признаки ».

Дети выполняют задание сидя за столом, у каждого индивидуальная карточка с изображе

нием  предмета ,закрывая фишкой предмет дети образовывают прилагательные: дом из

дерева-деревянный, дом из бумаги-бумажный…..

4. « Найди друзей » ( подбор однокоренных слов)

В:- скажите кто такие друзья? ( Это……

Так вот у слов тоже есть друзья и у них общее звучание,например : солнце-солнечный-

солнышко-солнечно .Посмотрите  на доске картинки все перессорились ,все перепуталось –нам необходимо найти друзей этим словам.вода-водянной-водица-водитель-водомерка-водолаз;

сад-садовник-садовый-садовод-садик-пересадить;

дом-домище-домик-домовой-домишко;

слон-слониха-слоненок-слонята;

лето-летний-летать-полет;

зуб-зубик-зубной-зубочистка.

5. Речевая пауза (скороговорки).-почка зеленого цвета, т.к. разминка.

В:Дети,а на этой почке речевая разминка,  вы все много говорите ,а сможете вы быстро и

правильно проговорить скороговорки мы сейчас проверим. Скороговорки упрощают нашу  речь и делают ее выразительной,их проговаривают четко,ясно.

-У киски в миске рис и сосиски;

-  На завалинке Зоя иЗаинька;

-  Саша под душем моет шею и уши;

-  Старушка шила сапожки для сороконожки.

В: сначала проговариваем медленно ,затем быстро.( индивидуальные и хоровые ответы).

                                                                                                                                               2.

6. « Исправь ошибку »

Дети проходят за столы перед ними на тарелочках лежат схемы предложений

В:-ребята я сейчас вам прочитаю предложения,но в них допущена ошибка,вы

 внимательно прослушайте и исправьте ошибку, затем посчитайте сколько слов в

преложении и выложите схему предложения.

( 2-вариант задания:составьте  предложение со словами-девочка,весна,гулять парк в.   –ярко весна светить солнышко.)

7. «Дом»

В:- Посмотрите все сюда ( на мольберте картинки с изображением домов)

       Вот красивые дома.

       Вот дом, в этом доме живу Я,

     - Значит это чей дом?-это мой дом

       В этом домике живешь ты ( показать на ребенка) –чей это дом? (отвечает ребенок –это мой дом.)

      Вот еще дом,в нем живет он ( показать на следующего ребенка)

     - Значит это его дом.

     - А в этом домике живет она( показать на девочку)

     - Значит это ее дом.

     -В этом доме живем мы вместе,как правильно сказать чей это дом?

     -Это наш дом.

     Воспитатель показывая дом,обращает внимание на гостей:-здесь живут они

    - Значит это их дом.

     -Молодцы ребята,на дереве появляется еще один листочек.

8 .

Упражнение « Дорисуй картинку»

В:- Дети, у нас осталась  последняя почка ,а задание на ней вот какое:

     Вы возьмете листочки каждый и карандаши, с левой стороны уже есть

     рисунок вы нарисуете этот предмет справа, но только маленький и назове

     те его ласково.( ручей,облако,дерево,лист,цветок,лужа,солнце,ягода,трава

     дождик.)

Можете раскрасить свои работы цветными карандашами.    

В :-После выполненого   задания дети проговаривают свои рисунки;

  - Я нарисовал солнышко,ручеек,деревце……

В:-Дети, посмотрите, наше дерево не только распустило листочки ,но и дало

    плоды.( заранее приготовленное угощение.) Дерево дало плоды.за ваши

    труды.   

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.

Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости  соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Ход занятияВстречае...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать....

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие разработано для детей старшей группы с разнообразными заданиями по развитию речи....

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Дерево красивой речи»

Цель:  Обобщение и систематизация  знаний детей по развитию речи, полученных в течение учебного года Задачи:1.Закреплять уже известные способы словообразования; упражнять в подбор...