Конспект ОДД по финансовой грамотности в средней группе В гостях у Гнома Эконома
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Юсупова Венера Мухарамовна

Конспект ОДД по финансовой грамотности в средней группе В гостях у Гнома Эконома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odd_po_finansovoy_gramotnosti_v_srelney_gruppe.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 87 города Калининграда

Конспект ОДД по повышению финансовой грамотности

дошкольников:

«В гости к нам пришел Гном Эконом»

                                                                                             

Разработала: воспитатель высшей

                                                                                             квалификационной категории

                                                                                               Юсупова Венера Мухарамовна

Калининград  2022г

ООД по финансовой грамотности в средней группе

« В гости к нам пришел Гном Эконом».

Цель. – Формирование первоначального представления о финансово- экономических понятиях в семье.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятиями «доход», «расход», «семейный бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание,

сообразительность; желание принимать активное участие в обсуждении

бюджета семьи;

Воспитательные: Воспитывать бережливость, расчетливость, трудолюбие.

Материалы и оборудование: Презентация, паровозы «хочу» и «надо»; карточки еды, одежды, мебели и др.; набор лего для построения башен доходов и расходов, шкатулка со сладостями.

Ход ООД.

- Ребята, сегодня у нас с вами гости. Давайте поздороваемся с ними! (вместе): Доброе утро! А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Ладошки просыпайтесь,

Похлопайте скорей!

Ножки просыпайтесь,

Спляшите веселей!

Ушки мы разбудим,

Лобик разотрём,

Носиком пошмыгаем

И песенку споём:

«Доброе утро! Доброе утро!

Доброе утро всем, всем, всем!»

- Ребята, у вас есть мечта? (воспитатель выслушивает ответы детей). У

меня тоже есть мечта. Я хочу летом отдохнуть на Чёрном море. Для этого мне надо купить новый красивый купальник купаться, шляпку, чтобы не было солнечного удара и другую летнюю одежду, чемодан и конечно билет на самолёт, чтобы долететь  до моря. Как вы думаете, без чего нельзя обойтись при планирование поездки? ( Деньги). А у меня денег так мало, боюсь, что не хватит на отдых. Я сначала очень расстроилась. Но у меня есть замечательная подруга ,которая пришла на помощь .Подруга дала мне хороший, полезный совет. Она мне сказала: «Чтобы я смогла отдохнуть на море, мне нужно научиться правильно, расходовать свои деньги».

А вы умеете правильно и экономно расходовать деньги?

Тогда я предлагаю вместе со мной научиться экономно, тратить свои деньги,

чтобы ваша мечта сбылась.

- Кто из вас знает, как называется наука, которая учит разумно расходовать

деньги, вести хозяйство? Эта наука называется экономика.

Слайд 1.

Экономика – это разумное ведение хозяйства. Экономика учит быть хозяином предприятия, дома, страны.

Я пригласила к нам в гости необычного гостя, который живет в стране Экономика. Он поможет нам разобраться с трудными экономическими понятиями: что такое семейный бюджет, доход, расход.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам гости.

Кто с фонариком веселый

Носит синий сюртучок;

Вместо шапки - удлиненный,

Золотистый колпачок?

Заповедные тропинки,

По утрам, кто подметает?

И грибы по две корзинки

В чаще леса собирает?

На полянке старый дом…

Кто живет в нем детки?.. (Гном)

Слайд.

Я веселый, добрый Гном,

Добрый Гном эконом,

Люблю денежки считать

И хозяйство возглавлять.

С вами рядом я живу,

С экономикой дружу.

Да, это гном и у него очень странное имя – Гномэконом. Гномэконом

приглашает вас познакомиться с его семьей  экономистов. Давайте знакомиться!

Знакомство с семьей экономистов.

Слайд 3.

Это папа-экономист, его профессия – строитель. Вы знаете, чем

он занимается? Правильно, – строит дома для людей. За свой труд

он получает зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Еще один член семьи мама-экономистка. Она работает врачом педиатром. Ребята, а вы знаете, кто такой педиатр? Что мама-экономистка получает за свою работу?

А еще с ними живут Гном - дедушка и Гномела - бабушка. Они уже

старенькие и не работают, но тоже что-то получают…

Дети: Пенсию!

Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! Пенсия это деньги, которые

платят пожилым людям, проработавшим много лет.

Еще у Гномаэконома есть сестра и брат – экономята. Брат не работает, т.к. учится в институте.

Учеба тоже труд, за него он получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Что получает брат за свой труд?

Его сестра нигде не учится и не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад.

Слайд 3.

Сейчас мы проверим, внимательно ли вы меня слушали:

 -Сколько всего человек в семье? 7 человек.

Но недавно в нашей семье возник спор.

Я считаю, что все, что нас окружает можно купить. А мама с папой, говорят, что это не так. Ребята, помогите мне разобраться, Прав я или нет…

Слайд 4.  Что нельзя купить за деньги.

Слайд 5. Физминутка. «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили ! (указываем ручками на обувь,выставляя на пяточку то правую, то левую ножку) 

Слайд 6. Семейные доходы

Как называются деньги, которые родители получают за свой труд?

Что получают бабушка и дедушка?

Что такое стипендия? Кто в семье ее получает? Молодцы! Вы справились!

Заработная плата, пенсия, стипендия = доход семьи.

-Скажем вместе «доход семьи». Что составляет доход семьи гномов

экономов?

Слайд 7.Семья гномов-экономов считают:

«Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться». Без труда не

вытянешь и рыбку из пруда. Почему так говорят?

Ребята, почему всех гномов прозвали экономами?

Их так прозвали, потому что они, очень много работали, копили, экономили

денежки. На заработанные и сэкономленные деньги они могут путешествовать или тратить на свое усмотрение.

Слайд 8. Моделирование семейного дохода .

-Ребята, а из чего состоит доход вашей семьи?

С помощью конструктора лего дети строят модель семейного дохода.

Варианты: заработная плата папы и мамы;

заработная плата папы и мамы, пенсия дедушки;

заработная плата папы и др.

Слайд 9. Бюджет семьи – состоит из доходов и расходов. Доход делает семейный бюджет больше, а расходы уменьшают. У вас у всех есть семья, дом. Перечислите, какой доход у вашей семьи и  на что ваши родители тратят деньги?

Игра «Доход- расход».

Гномэконом предлагает нам игру «Доход- расход».

Ребята, я для вас приготовила башенки из конструктора лего. Я вам буду проговаривать события, а вы должны определить, что это -доход или расход семьи? Если это доход, то вы добавляете деталь лего, если расход - убираете.

папа получил зарплату (доход);

бабушка заболела (расход);

выиграли в лотерею (доход);

потеряли зонтик (расход);

продали часть урожая помидор (доход);

нашли 100 руб. (доход);

порвались штаны (расход);

заплатили за воду (расход);

купили торт (расход).

Слайд 10.   А теперь поговорим расходах Гномов экономов.

Вот и гномы тратят деньги товары первой необходимости (картинки:

еда, вещи, обувь);

Кушать надо человеку каждый день. На продуктах экономить сложно, потому что нужна полезная еда. А если бережно относится к вещам и обуви, то мы сможем носить долго.

Слайд 11. Если экономно расходовать воду, газ, свет, то мы сэкономим деньги. Ребята, что значить экономно расходовать свет? ( газ, воду)

  И тогда мы сэкономим деньги, наш семейный бюджет.

Слайд 12. Ого , это значит, что в один прекрасный день денег может совсем не остаться?
Как так? А у бабушки завтра день рождения…и я хотел ей сделать подарок. Что же делать?

-Не переживай. Для этого и существуют накопления, чтобы мы могли оплатить их . Это могут быть : ремонт техники, хобби, лечение, подарки, испорченная вещь и другие непредвиденные расходы.

Слайд 13. Давайте поиграем в игру «Хочу и надо».

Хочу – это значит желание (без этого предмета я смогу прожить, а надо – это потребности (не смогу прожить, если не приобрету).

Правила: определить, к какому понятию («хочу» или «надо») относится изображенный на картонке предмет, и приложить к нужному паровозику (хочу или надо) свой вагон.

Слайд 14

-Ребята, какие вы молодцы! Вы мне очень помогли! Благодаря вам я узнал, что мои родители правы и хоть деньги в нашей жизни имеют очень большое значение - без них мы не купим еду, не сможем заплатить за транспорт, одежду, дом. Но главные ценности – жизнь, радость близких людей – за деньги купить невозможно. Они для нас бесценны, и их надо беречь. Спасибо вам!

До новых встреч!

В. Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

 Д.: Да.

 В.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

 Д.: не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

 В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Пословицы

- Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

- Сегодня густо, а завтра — пусто.  

-Семь раз измерь, один раз отрежь.

-Подрасту — свое наживу.  

-Деньги счет любят.  

-/Копейка рубль бережет/.

-Не деньги богатство - бережливость да разум.  

-Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!  

В.: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться.

Рефлексия.

В. Ребята, чему вы научились у Гнома Эконома? (Быть экономным, чтобы мечта сбылась.)

-Нужно экономить деньги, а не тратить их на ненужные покупки.

-В.-Ребята, вы еще не работаете, посещаете детский сад. Что каждый из вас может сделать в пользу семейного бюджета?

- Нужно беречь одежду, обувь, игрушки, мебель, не просить у родителей покупать ненужные вещи, не тратить деньги зря)

-В.-А расскажите, как мы можем помочь экономить бюджет детского сада?  

 -  экономить свет, воду, беречь игрушки, мебель).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по финансовой грамотности детей средней группы. Тема: «Юные финансисты»

формирование у детей средней группы первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

Конспект ООД по финансовой грамотности в средней группе «Что такое деньги».

Материал будет интересен воспитателям ДОУ и родителям....

Конспект открытой НОД по финансовой грамотности в средней группе «В гости к Мухе-Цокотухе»

формирование элементарные представления о понятии монета, банкнота, кошелек, деньги, продавец, покупки, магазин....

Конспект занятия по финансовой грамотности в средней группе «В поисках экономии»

В современном мире мы должны с малых лет детям рассказывать про финансовую граммотность....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома ¬эконома».

Дать детям первичное представление об экономике . Формировать правильное отношение к деньгам- не тратить, а покупать нужные предметы,воспитывать начало разумного поведения в жизниненных ситуациях, свя...

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе "В гости к гному Эконому"

Финансовая грамотность и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...