Проект по основам безопасного поведения старших дошкольников в старшей группе «Пространство безопасности» на 2020 -2021 учебный год
проект по обж (старшая группа)

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. 
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все  будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prostranstvo_bezopasnosti.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аллакский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

«Солнышко»

                 

 

     

Проект
   по основам безопасного поведения старших дошкольников

в старшей группе

«Пространство безопасности»

на 2020 -2021  учебный год

                                                                   Воспитатель: Е.И Сова
                                                                                     

                                                           

с. Аллак.

2020г.

 

                                                             

Пояснительная записка

  Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

   Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

   Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

   Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

 Тема проекта:  «Пространство безопасности»

Актуальность проекта

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. 

Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все  будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?

Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»

В детском саду работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер.

Мы считаем, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом, важно  научить ребенка объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Основная задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности.      Проблема  безопасности жизни детей очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Тип проекта:  социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный долгосрочный.

Сроки реализации проекта:  сентябрь2020 - май 2021 год

   Цель проекта: 

  • Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

   Задачи:

  • Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и       здоровья предметах, которые встречаются в быту;
  • Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
  • Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и     ответственности;
  • Расширить и углубить представления детей о путях охраны          своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
  • Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
  • Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.

.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Уголок здоровья;
  • Уголок « Безопасности»;
  • Спортивный уголок в группе;
  • Дидактические игры, настольно-печатные игры;
  • Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
  • Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена,  и других писателей.
  • Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.

 

Участники проекта:

  • дети;
  • педагоги (воспитатели);
  • родители;
  • социум.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

  • Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
  • Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
  • Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
  • Уважение личности ребёнка признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.

  Содержание работы.

   В проекте представлена система работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Проект создан с учётом целей и задач  образовательного процесса в ДОУ.

В процессе реализации проекта предполагается работа с детьми, родителями, педагогами и социумом.

   Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей  старшего дошкольного возраста.   Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.

Организация деятельности участников проекта:

  • этап – подготовительный.

Сроки реализации – с 01.09.20 по 1.10.20

Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.

  • этап – основной.

Сроки реализации – с 1.10.20 по 30.04.21г.

Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.

  • этап – итоговый.

Сроки реализации – с 01.05.21 по 31. 05.21г.

Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта.

 Ожидаемый результат:

Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;

Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Должны иметь представления о путях охраны  своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.

План реализации проекта в старшей группе

Блок 1 «Ребенок и другие люди» (октябрь-ноябрь 2020г.)

Организационное собрание (знакомство с проектом)

Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Беседа «Люди знакомые и незнакомые»

Игровое упражнение «Что делать, если ты потерялся»

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

Беседа «Насильственные действия незнакомых взрослых на улице»

Игровое упражнение «Ребёнок и его старшие приятели»

Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец»

Драматизация отрывка из сказки: « Сказка о глупом мышонке»

Игра для закрепления понятий «Свой, чужой, знакомый».

Работа с родителями

Консультация «Ребенок и другие люди»

Информационный стенд «Как научить ребёнка простым правилам»

Сообщение «Возьми, малыш, конфетку»

Папка – передвижка «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения»

Блок 2 «Знакомство с правилами противопожарной безопасности» (ноябрь-декабрь 2020г.)

Произведение: «Кошкин дом» С.Маршак

Чтение С.Я.Маршак «Пожар»

Чтение рассказов Б. Житкова «Дым» и «Пожар»

Беседа «Пожарная безопасность дома (в квартире)»

Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка»

Игровая ситуация: «Спички, детям не игрушка»

Ситуативный разговор «Телефон 01»

Беседа: «Вредный огонь-полезный огонь»

Конкурс рисунков «Когда огонь помогает»

Дидактическая игра «Опасные предметы – источники пожара»

Работа с родителями

Сообщение: «Учим детей противопожарной безопасности»

Информация на стенд «Какой Новый год обходится без петард?»

Памятка для родителей  "Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности"

Блок 3 «Ребенок и природа» (январь-февраль 2021г.)

Беседа (безопасность) «Пожар в лесу»

Занятие: «Делаем книгу „Приключения мышонка Пика”».

Д/игра «Природа и человек».

Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»

Беседа (безопасность) «Правила поведения в парке»

Игровая ситуация «Какие дары природы знаешь, те в корзинку собираешь»

Беседа (безопасность) «Что мы должны знать о буре и урагане»

Конкурс рисунков «Правила поведения на воде»

Сюжетно – ролевая игра «Мы – спасатели»

Д/игра «Природа и человек».

Работа с родителями

Сообщение: «Учим детей безопасности в природе»

Консультация «Безопасное поведение на водоёмах»

Памятка «Как избежать беды?»

Блок 4 «Ребенок дома» (февраль-март 2021г.)

Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один»

Произведение: «Старуха, дверь закрой» С.Маршак

С\р игра «Если чужой приходит в дом»

Тренинг «Постучали (позвонили) в дверь»

Беседа «Безопасность в группе»

Игровое упражнение «Опасности вокруг нас: дома и в детском саду»

Беседа «Если позвонили в дверь».

Игровой тренинг «Незнакомец позвонил в дверь»

Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди».

Игровая ситуация «Сюрприз домовёнка  Непослухи»

Конкурс рисунков «Опасные предметы и места в доме»

Работа с родителями

Памятка: «Если чужой приходит в дом»

Сообщение «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников»

Родителям на заметку: «Осторожно: дети!»

Буклет : «Безопасность ребёнка дома»

Блок 5 «Ребенок на улице» (март-апрель 2021г.)

Работа с альбомом: «Виды транспорта и спецмашины».

Прогулка: «Знакомство с улицей»

Беседа на тему: «Дорожные знаки»

Ситуативный разговор «Катание на велосипедах (самокате, роликах) в черте города».

Д/игра «Найди дорожный знак».

С\р игра «Автобус»

Беседа «Я - пешеход»

Тренинг «Ребенок на улице города»

Беседа (ПДД) «Я по улице иду»

Игровое упражнение «Игры во дворе»

С/р игра «Шоферы»

Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг»

Беседа на тему «Безопасность на участке»

Конкурс рисунков «Что такое перекресток?»

Д/ и (ПДД) «Вопросы и ответы»

Ситуативный разговор «Обсуждение опасных ситуаций на улице

Д/и «Дорожные знаки»

Д\и «Внимание, дорога»

Обсуждение опасных ситуаций на улице

Беседа (ПДД) «Посмотри налево, посмотри направо!»

Конструирование «Наша улица»

Развлечение: «Красный, жёлтый, зелёный»

Работа с родителями

Родителям на заметку: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»

Консультация: «Перед тем как выйти на улицу»

Памятка «Что могу сделать я?»

Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода»

Литература:

  1. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников..- М., 2011г.

2. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М., 2012 г.

3. Голицына, Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. - М., 2010 г.

4. Коломеец, Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет.- Волгоград, 2011 г.

5. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников.- Волгоград, 2008 г.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА: ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1 Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.

2 Научите своего ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.

3 Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.

4 Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.

5 Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.

6 Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.

7 Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.

8 Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.

9 Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.

ОБЩЕНИЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ: ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами!

1 Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозит машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.

2 Уйти от незнакомца, который подозрительно смотри или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.

3 Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.

4 Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).

5 Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет за руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».

6 Уметь сказать «НЕТ» старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию).

7 Не входить в подъезд одному, без родителей и или знакомых взрослых. Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос и он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА: ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Если огонь небольшой и горит не электроприбор, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или залив водой.

Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану или попроси об этом взрослых.

Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу позвони по телефону и сообщи пожарным точный адрес (улица, номер дома, номер квартиры, где и что горит) После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих криком «Пожар!»

Если нет телефона и не можешь выйти из квартиры, сразу зови на помощь из окна. Если сможешь, налей ведро воды, закрой дверь в комнату, в которой ты находишься.

При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком — внизу дыма меньше.

При пожаре никогда не садись в лифт он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.

Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Закрой рот и нос влажной тканью. Если есть вода - лей на пол. Тебя обязательно спасу

Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

Презентация для детей старшей и подготовительной группы "Правила безопасного поведения на улицах города"

Презентация для детей старшей и подготовительной группы "Правила безопасного поведения на улицах города"...

Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....

ПРОЕКТ по ПДД «Основы безопасного поведения на дорогах» (старшая группа)

ПРОЕКТ по теме:«Основы безопасного поведения на дорогах»(старшая группа) Тематика проекта: информационно - познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный. Вид прое...

ПРОЕКТ по ПДД «Основы безопасного поведения на дорогах» (старшая группа)

ПРОЕКТ по теме:«Основы безопасного поведения на дорогах»(старшая группа) Тематика проекта: информационно - познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный. Вид прое...