Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы компенсирующей направленности. Тема «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы компенсирующей направленности.

Тема «Путешествие в прошлое»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_nravstv._-patriot._vospitaniyu.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы компенсирующей направленности.

Тема «Путешествие в прошлое»

Цель: Знакомить детей с бытом и традициями русского народа.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие (СКР);

Познавательное развитие (ПР);

Речевое развитие (РР);

Задачи.

СКР 

Формировать представления о социально-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

 ПР    

 Формировать элементарные представления об истории России, через реконструкцию образа жизни людей древней Руси; познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, коромысло, сундук).

РР

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, коромысло, прялка, самовар). Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

Методы и приемы:

Наглядные – рассматривание предметов старинного русского быта (печь, чугунок, посуда, коромысло и т.д.);

Словесные – чтение устного народного творчества (пословицы, поговорки);

Игровые – игра с ленточкой «Вышел Ваня»;

Материалы и оборудование: картинки по теме ООД, предметы старинного русского быта (печь, чугунок, посуда, коромысло, самовар, ухват); атласная ленточка для игры «Вышел Ваня».

Ход ООД

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг. Скажите, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Воспитатель. Правильно, мы живем в России. Наша страна очень большая.

А как называлась наша земля много-много лет назад?

Дети: Не знаем.

Воспитатель. Много лет назад наша земля называлась Русь. Я предлагаю совершить путешествие в прошлое. Для этого мы закроем глаза и скажем волшебные слова: «Один, два обернись, в далеком прошлом окажись».

(Дети закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем)

Воспитатель. (Воспитатель берет куклу-девочку). Ребята, посмотрите, нас встречает девочка? Я хочу вас с ней познакомить.

Воспитатель. Девочку зовут Любава – это старинное русское имя. А родители называют её ласково Любавушкой. Ребята, а как вас ласково называют ваши родители?

Дети. Дима – Димочка, Саша – Сашенька и т.д.

Воспитатель. Вот вы и познакомились, вы назвали ей свои имена.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, в каких домах живут люди на Руси. (Картинки с изображением различных изб)

Воспитатель. Дом на Руси называется – ИЗБА. Люди живут в избах.

Воспитатель. Ребята, а вот в этой избе живёт Любава. Из чего сделана изба?

Дети.  Изба сделана из дерева...

Воспитатель. На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Избы очень красивые.

Воспитатель. Ребята, Любавушка приглашает нас в гости. Давайте пройдём к ней в избу.

Горница у Любавы небольшая,

Да красивая какая!

Дорогих гостей всегда усаживают возле ПЕЧИ.

- В избе стоит печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревает жилище, но и кормит людей. (Дети подходят к столу, на котором стоят горшки, чугунки, ухват.) В русской печи очень вкусно готовят щи, кашу, пекут хлеб, пироги. Используют для этого горшки, чугунки, ухваты.

- Любят русские люди почаёвничать, т.е. чай из САМОВАРА попить.

- Бельё, одежду хранят на Руси в сундуке.

 - В каждой крестьянской избе стоит ПРЯЛКА. Когда осенние работы на полях заканчиваются, женщины и девушки прядут пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горит на столе свечка – ведь электричества на Руси нет, девушки прядут и поют песни.

- А вот вам и поговорка о пряхах: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Для чего нужна прялка?

Дети. Чтобы прясть нити.

Воспитатель. Ребята, а давайте, и мы поработаем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика:

Пряли-пряли вечерком, (ладошки трутся друг об друга)

Ниточки тянули. (Гладим пальчики)

Маме будет сарафан, (сжимать-разжимать кулачки)

Бабушкам платочки, («змейка» пальчиками)

Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)

Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)

Ну, а я – в кафтане. (Дети показывают на себя)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как одеваются на Руси? Какую одежду носят и обувь?  (Одежда простолюдинов)

Воспитатель.  Рубах, сарафаны, юбки, лапти.

Давайте  рассмотрим костюм. (Дети рассматриваю костюм куклы - Любавы, и сами рассказывают, как он выглядит, какого цвета, есть ли вышивка, тесьма).  

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как выглядит рубаха, какая интересная вышивка. Одежду шьют и украшают своими руками. Собираются вечером девицы, песни поют и рукоделием занимаются.

Воспитатель. Ребята, кто запомнил, как же называется одежда и обувь на Руси?

Дети. Рубаха, сарафан, юбка, лапти.

Воспитатель. На Руси люди много работают, устают, а отдохнуть им помогают весёлые шутки, народные игры да забавы.  А ещё, на Руси любят хороводы водить.

Давайте и мы поиграем в народную игру «Вышел Ваня». (Игра с лентой) 

Воспитатель. Ребята, как нам выбрать, кто будет первым дарить ленточку?

Дети. Давайте посчитаем:

За морями, за горами,

За высокими лесами

На полянке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал(а) подружку (дружка) выбирать

Стал(а) подружку (дружка) выбирать

Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке)

Да за ленточку держись.

Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку).

Игра повторяется 

Воспитатель. Ребята, пришло время нам с вами возвращаться в свое время в нашу группу. Давайте поблагодарим Любавушку за гостеприимство.

Дети благодарят…

Воспитатель. Ну, что закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова: «Один, два обернись, в нашем времени окажись».

Воспитатель. Ну, что, ребятки, понравилось вам в гостях? А что вам больше всего запомнилось? Какие новые предметы вы увидели?

Воспитатель. Ребята, а давайте сравним, как было и как стало.

Например, мы живём в домах, в квартирах, а как назывались дома на Руси? 

Дети. Избы

Воспитатель. Сейчас суп варят в кастрюле, а раньше, в чём щи варили?

Дети. Щи варили в чугунке.

Воспитатель.  Мы носим рубашки, футболки, брюки, шорты, платья, а раньше, что носили?

Дети.  Рубахи, сарафаны, юбки.

Воспитатель. А чем украшали одежду?

Дети. Вышивкой, тесьмой.

Воспитатель. Мы носим сандалии, кроссовки, ботинки, сапоги, а раньше, какую обувь носили?

Дети. Лапти.

Воспитатель. Сейчас одежду и бельё складывают и вешают в шкаф, а раньше, куда складывали?

Дети. В сундук.

Воспитатель. Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»

Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"

Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные".  А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...

КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов » «Познавательное развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ  НОДдля детей старшей  группы ...

Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие в город часов»

Расширение представления детей о часах, истории создания часов. Знакомство детей с историей часов. Закрепление  умения  устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способам...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в прошлое»

Методическая разработка.Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  в группе компенсирующей направленности. Тема:  «Путешествие в прошлое&ra...