Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике

Елена Николаевна Печерских

 

 

Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»

Цель:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и речевому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), мячики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»


Цель:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и речевому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), мячики.

 

Ход мероприятия

В мире развитых компьютерных технологий наблюдается такая тенденция – мы перестаем общаться между собой вживую. Наши дети становятся более молчаливыми. А малыши 2 – 3 лет не спешат радовать родителей вопросами – почемучками. А ведь ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Её развитие возможно только в тесной связи с взрослым. Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. На выходе из раннего детства большинство детей должны владеть активной речью, понимать речь взрослого, обращаться к нему с вопросами и просьбами. Молодые родители имеют колоссальную возможность к доступу информации о том, как помочь ребенку заговорить: рекомендации логопедов, психологов, различные пособия, замечательные помощники - «говорящие» игрушки, которые стимулируют детей к повторению простых звуков, слов. Но, проблема развития речи остается актуальной! Как вы думаете почему? Назовите основные причины, на ваш взгляд, почему современные дети в большинстве своем отстают в речевом развитии. (ответы педагогов)

Известно, что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений рук, как говорил В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, если движения рук достигают достаточной точности, ребенок начинает разговаривать. Огромное значение имеет использование кинезиологических упражнений.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга посредством движений. Американский ученый Джордж Гудхард является основателем прикладной кинезиологии. Кинезиологические упражнения способствуют созданию новых нейронных связей в межполушарном пространстве, которое является основой развития интеллекта, а значит закладывают фундамент для речи, памяти.

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить:

  • Речь
  • Внимание
  • Моторику
  • Снижает утомляемость
  • Повышает интеллектуальные и познавательные способности

Кинезиологические упражнения несложные, необычные и очень интересные. Я их включаю как в индивидуальные занятия, так и в подгрупповые. Мы их делаем во время динамических пауз и физкультминуток. Так же имеется очень много кинезиологических упражнений, которые логопеды адаптировали под свои основные задачи, а именно автоматизацию звука  на всех этапах и их дифференциацию.  В своей практике я широко использую занятия Коняхиной «Цветные дорожки», «Классики» работаем над автоматизацией звука изолированно, в открытых и закрытых слогах. Не оставляем без внимания и рисование двумя руками,  упражнение «Елочки» очень нравится детям, так же проговаривая слоги выполняют заданное действие. На автоматизацию звука в словах использую нейроигру «Веселые пальчики», на дифференциацию нейроигру «Назови и покажи».

 Кинезиологические упражнения так же широко может использовать любой специалист ДОУ. Сейчас я вам предлагаю поиграть в некоторые нейроигры.

1. «Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, одновременно опустить руки и поменять их положение. 

Речевое сопровождение: Села на нос мне, и на ухо – черная муха.

Снова на нос,  и на ухо – черная муха.

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

(Усложнение - это упражнение выполняем с хлопками.)

 3«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе.

Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Одновременно менять положение рук. 

 (Это упражнение выполняем произвольно)

4. Упражнение с мячиком. Объединяемся в пары. Первый игрок передает мяч из правой руки в левую, затем соседу в правую руку, он перекладывает в левую и снова возвращает  мяч первому игроку, и так по кругу. Затем направление меняется из левой в правую ….

5. Артикуляционная гимнастика с элементами кинезиологического упражнения «Спрячь конфетку»

           Кинезиологические упражнения можно использовать и для развития младших дошкольников, упражнения разучиваются сперва

-  одной рукой, затем второй, а далее  соединяются и при необходимости подключается речевое сопровождение.

Роль кинезиологии  заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Предлагаю вам немного отойти от проблем дошкольного детства и выяснить для себя, какое полушарие головного мозга доминирует именно у вас.

 Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»,

то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»,

 то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....

Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников

СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

Консультация для родителей «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»

Консультация для родителей«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»...

Консультация "Мнемотехника-эффективный метод развития речи дошкольника"

laquo;Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько ...