Методическая разработка: Чудо мячи Комплекс упражнений для коррекционно- развивающей работы
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ерохина Алла Анатольевна

           Дети с проблемами в речевом, моторном и познавательном развитии, требуют коррекционно-развивающей работы новыми методами и приемами. Кинезиология призвана сыграть здесь значительную роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_chudo_myachi.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

Чудо мячи

Комплекс упражнений для коррекционно- развивающей работы

           В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Одна из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.                            

        Главной задачей дошкольных учреждений является коррекция отклонений в развитии ребенка с особыми возможностями здоровья. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования комплекса разнообразных средств и методов, способствующих всестороннему развитию ребенка, в том числе укреплению здоровья и физическому развитию.

         В основном у детей с ОВЗ сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормально развивающимся детям. Вместе с тем имеют место специфические особенности формирования психических процессов. Так, у детей с речевыми расстройствами отмечается повышенная утомляемость, раздражительность, возбудимость, двигательная расторможенность. Для них характерно расстройство настроения, эмоциональная неустойчивость. Утомление быстро нарастает к вечеру, а также к концу недели и проявляется в усилении головных болей, расстройстве сна, повышенной двигательной активности. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчивое, в связи с чем, их работоспособность резко меняется. В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие.

Поведение детей с речевыми нарушениями может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

           Дети с проблемами в речевом, моторном и познавательном развитии, требуют коррекционно-развивающей работы новыми методами и приемами. Кинезиология призвана сыграть здесь значительную роль.

Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.

Упражнения кинезиологии универсальны. Они направлены на сохранение здоровья детей профилактикуотклонений в их развитии. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект.  Актуальность

        Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушенияречи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

       Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений.

     Использование мячиков в коррекционно-развивающей работе как с детьми так, и со взрослыми широко представлено в психологической и логопедической практике специалистов (Ахутина Т.В. и др., 2012). Мячики

позволяют сделать занятие увлекательным и энергичным, развить не только моторные функции, но и зрительные, зрительно-пространственные и даже слуховые, улучшить координацию движений, внимание. Опыт применения подобных методик показал, что у разных контингентов детей (с трудностями обучения, СДВГ и СДВ, поведенческими расстройствами и т.д.) происходили значительные изменения в виде улучшения познавательных способностей, нормализации поведения, уменьшения проявлений импульсивности и увеличения возможностей сосредоточения, улучшения координации движений тела, ослабление головных болей напряжения и, наконец, улучшение академических успехов (Hubert В., 2014).

Комплекс упражнений, описанный в этом методическом пособии, доступен детям, начиная от 5-ти лет, а также будет полезен и взрослым. Для занятий необходимо иметь минимум 4 специальных мячика, диаметром 5 см, которые достаточно легкие по весу и хорошо отбиваются от любых поверхностей. При выполнении движений необходимо стремиться к максимальной скоординированности и точности движений.

Все упражнения с использованием мячиков варьируются по:

1)        возрасту;

2)        сложности;

3)        трудностям .

Упражнения могут выполняться:

-        индивидуально;

-        в паре;

-        в группе.

Методологическая основа

         Методическая разработка для детей дошкольного возраста составлена

согласно нормативным документам таким как Федеральный закон об

образовании ФГОС ДО, Санитарно – эпидемиологические требования к

содержанию и организации режима работы.

        Данная работа построена на ведущей деятельности дошкольника –

игре. Она основывается на принципах личностно-ориентированного подхода

к ребенку, способствует созданию между взрослым и ребенком атмосферы

сотрудничества, учитывает индивидуальные характеристики детей.

Доступность содержания позволяет развивать способности ребенка,

межполушарное взаимодействие, проявлять самостоятельность, активность,

что является одним из главных признаков готовности ребенка к школе.

        Суть разработки заключается в выполнении специальных ритмичных

упражнений с небольшими мешочками или мячами. Упражнения начинается

с простых индивидуальных движений. Постепенно сложность нарастает,

более сложные упражнения выполняются детьми в паре; некоторые

упражнения выполняются группой детей.

         Предложенный комплекс упражнений можно использовать при

индивидуальной коррекционно-развивающей работе, на подгрупповых

занятиях в кабинете учителя-логопеда, а также в групповых помещениях.

Все педагоги (учитель-логопед и воспитатели групп) применяют элементы

этих упражнения на своих занятиях, а заинтересованные и активные

родители проводят их и в домашних условиях.

          Все взятые элементы тесно связаны между собой. С первого дня

проведения дети проявляют интерес, с энтузиазмом выполняют упражнения,

которые построены с постепенным усложнением и учетом возрастных,

индивидуальных особенностей дошкольников.

         Цель методической разработки: создать условия для всестороннего

развития ребенка с ОВЗ через движения, которые позволяют выявить

скрытые способности ребенка дошкольного возраста, расширить границы

возможностей его мозга.

Методика показана детям:

• Эмоциональными и поведенческими трудностями.

• Нарушениями координации движений и моторной неловкости.

• Трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками.

• Синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью.

• Задержкой развития, аутизмом, РАС.

• Задержкой психоречевого и интеллектуального развития.

• Общим недоразвитием речи.

• «Безречевыми» детьми.

     

         

 Процесс всестороннего развития дошкольников с ОВЗ

посредством системы упражнений с мячами

происходит не только в специально организованной образовательной

деятельности, но и в повседневной жизни дошкольников. Кинезиологические

упражнения могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в

свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой

детей. Упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные

упражнения чередовать с коллективными. Для решения данной задачи

важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образования были заинтересованы

в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес

к таким упражнениям.

           Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной

организации. Практическая значимость опыта работы заключается в том, что

разработанная система кинезиологических упражнений, может быть

использована в работе с детьми учителем-логопедом, педагогом-психологом,

инструктором по физической культуре, воспитателями групп и родителями.

При таком тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса

возможно полноценное развитие детей с ОВЗ. От такой совместной работы у

детей наблюдается положительная динамика не только в развитии

интеллекта, но и в усвоении методов выполнения упражнений.

Упражнения, направленные на развитие функций приема,

переработки и хранения информации (II блок по А.Р. Лурия)

1) РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПЕРЕРАБОТКИ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Упражнения, входящие в данный раздел являются коррекционными и развивающими для мелкой и крупной моторики. Вместе с тем, они являются базовыми для выполнения всех остальных упражнений, т.к. позволяют отработать все основные положения кистей рук при захватах, бросках, ударах, движениях, а также натренировать возможности схватить и удержать мяч в руке.

1.        Упражнение «Способы удара»:

1.1        Удар «стаканчик»: мячик берем в ладонь, захватывая пальцами таким образом, как будто бы берем в руку стакан или чашку. Бросок совершаем так, как будто ставим стакан или чашку (удар совершается об пол).

1.2        Удар «обезьянка»: мячик берем полной ладонью, пальцы распределены по всему диаметру мячика приблизительно равноудалено. Бросок совершаем всей кистью (удары совершаются об пол, стену, об пол при перекидывании в группах и парах).

1.3        Удар «чашка»: мячик расположен в ладони также, как при «обезьянке» для бросков вверх.

2.        Упражнение «Способы захвата»:

2.1        Захват «обезьянка»: ловим мячик полной ладонью, при этом ладонь располагается тыльной стороной вверх.

2.2        Захват «чашка»: ловим мячик ладонью, расположенной тыльной стороной вниз.

 3. Движения:

3.1        «Удары об пол». Совершаем удары об пол:

-        однократно,

-        многократно,

-        попеременно, то одной рукой, то другой,

-        двумя руками одновременно и попеременно,

-        из руки в руку,

-        перекидывая друг другу и т.д.

3.2        «Подкидывание вверх». Броски совершаются в вертикальном направлении от горизонтальной срединной линии тела:

-        попеременно, то одной рукой, то другой.

-        двумя руками одновременно и попеременно.

-        перекидывая из руки в руку.

-        перекидывая друг другу и т.д.

3.3        «Переключение с одного удара на другой, с одного захвата на другой». Совершаем броски:

-        серией однотипных ударов и захватов,

-        чередуя разные удары, с одним типом захвата,

-        чередуя один тип удара и разные типы захвата,

-        чередуя разные типы удара и разные типы захвата.

3.4        «Какую руку предпочитаешь?»

Бросаем ребенку мячик по центру тела с инструкцией «Лови одной рукой!». Наблюдаем, какой рукой он ловит мячик чаще, что он делает, если бросать ему мячик в сторону не предпочитаемой руки.

3.5        Повторение всех видов ударов, захватов, движений в парах.

2) РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. Упражнения направлены на развитие ориентации в окружающем пространстве и в схеме собственного тела. Здесь рассматриваются соотношения верх/низ, лево/право, переди/зад, понятие срединной линии (осевые соотношения, пересечения).

1.1        Упражнение «Чередование верх/низ»

-        совершаем бросок об пол, при помощи удара «стаканчик»;

-        подбрасываем вверх, с помощью удара «чашка».

! броски выполняются от срединной линии тела.

10 раз одной рукой; 10 раз другой рукой; 10 раз со сменой рук через удар об пол, с перебрасыванием из руки в руку над головой.

1.2        Упражнение «Чередование бросок/приседание»

-        удар об пол «стаканчиком», поймать мячик «чашкой»;

-        присесть (вниз)/ встать (вверх);

-        подбросить мячик вверх, поймать;

-        встать на цыпочки.

10 раз с одной стороны; 10 раз с другой стороны; со сменой рук (смена рук при ударе мячика об пол и при подбрасывании) с движением мяча по часовой стрелке и против часовой стрелки.

1.3        Упражнение «Чередование ударов со сменой рук перед собой, с передачей мяча за спиной». Совершаем удары об пол разными способами, один раз «стаканчиком», один раз - «обезьянкой»), ловим «чашкой».

-        бросаем из правой руки в левую через удар об пол, левой передаем в правую за спиной - 10 раз;

-        затем бросаем левой рукой в правую через удар об пол, передаем из правой руки в левую за спиной - 10 раз.

1.4 Упражнение «Солнечные часы»

-        отметь точку перед собой, слева от себя, справа от себя, позади себя;

-        попади мячом в эти точки с проговариванием обозначения направления, в точку позади себя представь мысленно, что попадаешь в нее мячиком. Выполняем сначала одной рукой, потом другой.

1.5.        Упражнение «Рука-нога»

-         бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой рукой, одновременно поднимаем левое колено - 1 раз;

-         бросаем мячик об пол «стаканчиком» левой рукой, одновременно поднимаем правое колено-1 раз;

-        бросаем мячик «чашкой» вверх правой рукой, одновременно поднимаем левое колено-1 раз;

-        бросаем мячик «чашкой» вверх левой рукой, одновременно поднимаем правое колено - 1раз.

Повторяем всю серию 10 раз.

1.6.        Упражнение «Части тела»

-        бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой руки, одновременно левой рукой дотрагиваемся до лба / носа/ подбородка / (левого /правого) уха / плеча / живота / бедра / колена / пятки и т.п.

-        тоже самое с другой рукой.

Выполняем сначала монолатеральные движения, а затем кросслатеральные.

2 КООРДИНАЦИЯ. Упражнения данного раздела направлены на развитие координаций «глаз-рука», «доска-тетрадь».

2.1        Развитие координаций «Глаз-рука». В этот раздел входят практически все упражнения комплекса, однако можно выделить и специфические для этого раздела задания.

2.1.1        Упражнение «Перекати поле»

-        сидя за столом, перекатываем мяч с руки в руку;

-        меняем положение рук: перекат по прямой линии, по диагонали;

-        выполняем в парах: с одним мячиком (перекатываем по кругу, из руки в руку по диагонали), двумя мячиками (перекатываем по кругу);

-        мячиками разных цветов совершаем перекаты, следуя инструкции ведущего, например, «перекати мячик из правой руки в левую» или «перекати красный мячик в правую руку партнеру, а синий - в левую и т.д.».

2.1.2        Упражнение «Мячики по кругу»

Выполняется в группе. Упражнение развивает не только зрительно-моторные координации, но и чувство ритма, а также зрительное внимание.

-        встаем в круг. У каждого участника в правой руке мяч;

-        одновременно передаем мяч по кругу из руки в руку, т.е. правой рукой передаем мяч в левую руку соседу справа;

-        затем, перекладываем из левой руки в правую (ладонь при этом делаем «чашкой», мяч при передаче кладется в ладонь, а другой ладонью при этом накрывается), и опять передаем в левую руку соседу;

-        все движения совершаем одновременно;

-        когда движения всеми участниками будут производиться ритмично и одновременно, в тот момент, когда участники будут перекладывать мяч из левой руки в правую, ведущий говорит «Стоп». Участники при этом держат мяч в одной руке, накрывая его ладонью другой руки. Задаем вопрос:

«Какого цвета мяч у вас в руке?». Отслеживаем, как получилось, удалось ли отследить?

- продолжаем упражнение в обратном направлении.

2.2 Развитие координаций «доска-тетрадь»

2.2.1 Упражнение «Пристенные игры»

Индивидуальные варианты:

-        удары об стену «чашкой» с разного расстояния, стоя лицом к стене: правой рукой удар «чашкой» об стену, мяч отскакивает от пола, захват «чашкой» правой рукой, повторить 10 раз. То же с левой руки.

-        удары об стену с разного расстояния, повернувшись правой стороной тела, левой стороной тела (левой/правой рукой);

-        бросок, поворот на 360 градусов и захват мяча (левой/правой рукой).

Парная игра:

-        пара встает перед стеной, лицом к ней;

-мячик в руке у одного из участников. Он бросает правой рукой «чашкой» мячик об стену с таким расчетом, чтобы мячик, ударившись об стену, отскочив от пола, попал в правую руку партнеру по игре;

-        делаем это с разного расстояния от стены (подходя ближе, отходя дальше);

-        делаем это, когда один участник стоит ближе к стене, другой дальше; -делаем это, меняя расстояние между участниками;

-        делаем это, стоя друг напротив друга и бросая мячик через стену;

-        делаем это, стоя спиной друг к другу и бросая мячик через стену Ловим/бросаем разными руками (то левой, то правой).

Групповой вариант:

-        группа участников выстраивается в шеренгу относительно стены (лицом к стене);

-        участники, стоящие по краям шеренги, берут в правую руку и бросают его об стену, таким же образом, как в парном варианте;

-        мячики, как бы передвигаются от участника к участнику, навстречу друг

другу;

-        как только мячики достигли крайних участников шеренги, крайний правый участник отдает мячик соседу слева и переходит на другой конец шеренги, получает мячик от соседа справа;

-        и снова крайние участники начинают перекидывать мячики вдоль шеренги; Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в крайних позициях.

2.2.2 Упражнение «Броски в парах»

У каждого участника по одному мячику. Совершаем различные броски друг другу:

-        бросаем мячик партнеру с ударом об пол (монолатеральное движение);

-        тоже самое с перекладыванием мяча из руки в руку (крослатеральное движение);

-        тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку, с броском через удар об пол;

перекидываем мячик партнеру через подбрасывание вверх (монолатеральное движение);

-        тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку за спиной (крослатеральное движение).

Движения совершаются по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Усложнение:

-        с использованием двух мячей одновременно;

-        участники могут передвигаются во время перебрасываний влево/вправо (например, бросок мячика с одновременным шагом в одну сторону, таким образом необходимо рассчитать траекторию броска, также с одновременным шагом в разные друг от друга стороны);

-        участники могут во время броска передвигаться относительно друг друга ближе/дальше (одновременно или по очереди).

3. ПРОСТРАНСТВЕНЫЕ СООТНОШЕНИЯ. Эти упражнения направлены на развитие пространственных соотношений, глазомера, а также квазипространственных функций.

3.1        Упражнение «Меткий стрелок»

Броски мячика в цели разного диаметра разными типами ударов, расположенные/нарисованные на разных поверхностях и на разном расстоянии от ребенка (на полу, на стене, на потолке, справа от ребенка/взрослого, слева, спереди, сзади, сверху и т.п.). Это может быть как реальная цель (ведро, коробка), так и нарисованная или прикрепленная мишень, так и воображаемая цель.

3.2        Упражнение «Глазомер»

-        бросать мячик в ведро/таз/коробку так, чтобы перед попаданием в емкость он один раз отбился от пола и прыгнул точно в цель, уже не выпрыгивая;

-        далее бросить мячик так, чтобы он два раза отбился от пола.

Выполняем упражнения сначала одной рукой, потом другой.

4. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. Развитие механизмов аккомодации и бинокулярного зрения, тренировка окулярных мышц, расширение полей зрения. К этому блоку будут относиться практически все упражнения, связанные с бросками мяча на расстояние (о стену, в парах, в группах).

4.1        Упражнение «Попади в цель»

-        ребенку необходимо найти какую-нибудь безопасную цель на отдаленном расстоянии. Бросок совершается в направлении этой цели с попыткой докинуть мячик, как можно ближе к ней (по типу игры в гольф).

-        групповой вариант игры: можно играть с помощью разноцветных мячей. Чей мяч окажется ближе к цели, тот и выиграл.

4.2        Упражнение «Расстояние»

-        выполнять удары об пол двумя руками ударом «стаканчик», начиная с расстояния на ширине плеч, постепенно увеличивая расстояние до максимально возможного.

Это упражнение можно выполнять синхронно двумя руками, попеременно, ударяя то одной, то другой рукой, а также одновременно перекидывая мячи через срединную линию.

4.3        Упражнение «Взгляд в сторону»

-        совершаем удары о стену, повернувшись к ней боком;

-        сначала даем возможность поворачиваться голове и следить глазами за перемещением мячика, затем постепенно перемещаем голову в центр, а за мячиком следим глазами.

Упражнение выполняем и с правой, и с левой стороны.

3) РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПЕРЕРАБОТКИ СЛУХОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Этот компонент включает упражнения, направленные на развитие как вербального, так и невербального слухового восприятия.

L РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО СЛУХА И ПАМЯТИ. Важно отметить, что для многих из вышеописанных упражнений очень важно соблюдение ритма, поэтому к данному компоненту также можно отнести упражнения «мячики по кругу», «броски в парах» и т.п.

1.1 Упражнение «Повтори ритм»

Необходимо повторить ритм за ведущим, который показал его с помощью мячика или отхлопал с помощью ладоней, придумать свой ритм.

-        начальный этап: одним мячиком;

-        сочетания ударов мяча и протопывания ритма ногами;

-        усложнение: двумя мячиками.

1.2. Упражнение «Услышь мой ритм»

Проводится в групповой форме.

-        ведущий задает ритм ударами «стаканчик»;

-        на определенном моменте, заданным ведущим, остальные участники присоединяются к общему ритму. Например, ведущий задает ритм 3 удара/пауза, и дает задание остальным участникам присоединиться во время второй паузы и продолжают совместно общий ритм.

1.3 Упражнение «Считалки»

Под считалки выполняются удары разной конфигурации, например, 1 удар правой рукой, 2 удара левой.

1.4. Упражнение «Я знаю 5...»

Используется как для развития номинативной функции речи, так и для удержания определенного ритма ударов.

- игроки по очереди ритмично бросают об пол и ловят мяч, одновременно называя слова одной категории (имена, посуда, фрукты, транспорт и т.д.). Побеждает тот, кто наберет больше групп, не сбившись с ритма.

2. РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО СЛУХА И СЛУХО-РЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ. В этом разделе мы используем известные игры на развитие фонематического восприятия и слухо-речевой памяти, добавляя упражнения с мячом, что требует распределения внимания между несколькими функциями.

2.1        Упражнение «Улови на слух»

Выполняется в паре.

-        игроки договариваются на какую пару звуков (б/п, д/т, г/к и т.д.) будут придумывать слова;

-        один игрок бросает мяч об пол любым способом удара своему партнеру и называет слово, содержащее букву из загаданной пары;

-        второй игрок должен услышать звонкий это звук или глухой, называет его и придумывает новое слово с одной из парных загаданных букв. В случае ошибки игрок делает 3 приседания;

-        каждый игрок придумывает по 5 слов, затем загадывается следующая пара.

2.2        Упражнение «Города»

Выполняется в паре.

-        совершая броски об пол различными способами ударов, игроки по очереди

называют объекты различной классификации, например, овощи, фрукты,

названия городов, школьные принадлежности и т.д. Причем, каждое следующее

слов начинается с буквы, на которую предыдущее слово заканчивается.

2.3.        Упражнение «Звуковые ассоциации»

Выполняется в парах.

-        ведущим задается звук, и на этот звук придумывается как можно больше слов;

-        пока игрок придумывает слово, он перебрасывает мяч через пол из руки в руку, как только слово придумано, мяч через пол передается другому

игроку и т.д.

Сначала играют с легко дифференцируемыми звуками, а затем со свистящими, шипящими, глухими, звонкими. Также можно менять позицию звука в слове (начале/середине/конце).

2.4.        Упражнение «Поймай звук»

-        ведущий выбирает стимульный звук, который надо поймать;

-        далее он называет слова, одни из которых содержат этот звук, а другие - нет;

-        игрок в это время бросает мяч об стену, мяч отбивается от пола и игрок ловит его одной рукой. Если в слове есть стимульный звук, то игрок ловит мяч правой рукой, а если этого звука нет, то левой.

2.5.        Упражнение «Снежный ком с мячом»

Используется для игры в паре или в группе.

-        первый игрок говорит слово, второй и последующие повторяют все сказанные слова и добавляют одно новое слово;

-        в это же время игрок, называющий слова, при повторении слов

отбивает мяч от пола, а при назывании нового слова передает мяч через пол следующем игроку;

-        если у игрока возникает заминка (не может придумать или вспомнить слово), то он перекидывает мяч через пол от одной руки к другой во время размышлений. Таким образом, мяч не должен останавливаться.

Упражнения, направленные на развитие функций

программирования регуляции и контроля сложных форм

деятельности (III блок по А.Р. Лурия)

1)РАЗИТИЕ ФУНКЦИЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Усвоение инструкции и удержание программы необходимо для каждого из вышеперечисленных упражнений, поэтому мы не только используем любые предыдущие упражнения, но и создаем сложные комбинации между ударами, захватами, разнообразные двигательные рисунки, снижаем/увеличиваем темп выполнения.

1. УСВОЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ

1.1        Упражнение «Посмотри и сделай»

Необходимо воспроизвести рисунок движения по образцу, который демонстрирует ведущий.

1.2        Упражнение «Послушай и сделай»

Даем инструкцию на слух, начиная с простой, постепенно усложняя. Усложнение осуществляется за счет количества выполнений, комбинации движений, например, даем вербальную инструкцию: бросать мячик из руки в

руку с ударом об пол, выполнить дважды, затем бросать мячик из руки в руку с ударом об пол, при этом хлопаем в ладони, также выполнить дважды.

1.3        Упражнение «Пиктограмма»

Выполнение различных комбинаций движений по схеме-пиктограмме. Схема-пиктограмма может составляться в любом удобном для ведущего виде. Например, удар «стаканчик» можно обозначить с помощью нарисованного стаканчика, тоже самое для удара «чашка». Удар об пол -

стрелкой вниз, удар об пол из руки в руку - буквой V с указанием направления удара стрелочкой на этой букве и т.д.

1.4        Упражнение «Прочитай и выполни»

Необходимо воспроизвести рисунок движения, описанный письменно. Ведущий описывает письменно схему движений, как пример можно использовать письменные инструкции, описанные в данном пособии.

1.5        Упражнение «Счет»

Под удары разной конфигурации выполняется счет: прямой, обратный, через 1, 2, 3. Проговариваем во время захвата, а не удара.

1.6        Упражнение «Решение примеров»

Игроку устно/письменно задается пример, игрок решает его, во время вычислений отбивая определенный ритм или просто передавая мяч из руки в руку, или одной рукой подбрасывая, другой отбивая от пола мяч. После завершения вычислений игрок выбивает мячом нужные цифры, развешенные на стене или написанные на полу.

2 УДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. КОНТРОЛЬ

 2.1 Упражнение «Найди ошибку»

Ребенку дается возможность самому придумать инструкцию для выполнения упражнения. Ведущий повторяем за ним, преднамеренно совершая ошибки. Задача ребенка отследить их и скорректировать. Например, ребенок придумал схему движений: три удара об пол правой рукой, перекидывание из руки в руку через бросок вверх, далее три удара левой рукой об пол, и опять перекидываем из руки в руку через бросок вверх. Ведущий присоединяется к выполнению движения, но при этом совершает «ошибки», совершает не три

удара, а два, перебрасывает из руки в руку не через верх, а через удар об пол. Ребенок должен скорректировать выполнение.

2.2        Упражнение «Удержи задачу»

Выполняется в паре или в группе. Встаем лицом друг к другу (в паре), или в круг (группа). У каждого участника один мяч, ведущий начинает совершать удары об пол («стаканчик») правой рукой, на четвертом ударе к нему присоединяются все остальные участники. Первый удар об пол всех вместе считается как 1. Далее совершаем еще два удара на счет 2, 3, и каждый участник оставляет свой мячик на месте, а ловит правой рукой мяч соседа слева, продолжает удары об пол на счет 3, на четвертый счет опять ловит мяч соседа слева и т.д. Выполняется до синхронизации. Тоже самое с левой руки,

тогда мяч ловится левой рукой у соседа справа.

2.3        Упражнение «Следи внимательно»

Выполняется в группе. Группа встает в круг. Мячик у ведущего. Ведущий, не показывая ни взглядом, ни жестом, бросает мячик с ударом об пол кому угодно в произвольном порядке. Если человек мячик поймал, то перекидывает следующему, также в произвольном порядке. Если мячик не пойман, он возвращается к бросившему. Задача: быть внимательным и скоординированным. Усложнение: ведущий называет имя любого человека, стоящего в круге, при этом мячик бросает другому человеку.

2) РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ СЕРИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ

В этот раздел входят упражнения на удержание сложной последовательности движений, требующие своевременного переключения с одного движения на другое. Безусловно, в этих упражнениях также отрабатывается возможность усвоить, удержать сложную инструкцию последовательности движений и

проконтролировать правильность ее выполнения. Целесообразно предлагать для выполнения как симметричные, так и асимметричные программы движений с одним или двумя мячам, выполняемые под счет ведущего, что поможет ребенку сохранять необходимый ритм, своевременно переключаясь к новому движению.

1.1. Упражнение «Передачи через пол»

Возможны любые конфигурации с бросками об пол. Например:

Инструкция:

-        «Раз» - правая рука через удар об пол передает мяч левой;

-        «два» - левая рука поймала мяч;

-        «три» - левая рука ударила мячом об пол;

-        «четыре» - левая рука поймала мяч;

-        «пять» - левая рука через пол передает мяч правой;

-        «шесть» - правая рука поймала мяч;

-        «семь» - правая рука ударила мячом об пол;

-        «восемь» - правая рука поймала мяч.

Повторяем серию движений 5-7 раз, постепенно увеличивая скорость.

1.2. Упражнение «Вверх и вниз»

Возможны любые конфигурации с бросками об пол и вверх. Например: Инструкция:

-        «Раз» - правая рука подбрасывает мяч вверх;

-        «два» - правая рука поймала мяч;

-        «три» - правая рука ударила мячом об пол;

-        «четыре» - правая рука поймала мяч;

-        «пять» - правая рука подбрасывает мяч вверх;

-        «шесть» - правая рука поймала мяч;

-        «семь» - правая рука через пол передает мяч левой руке;

-        «восемь» - левая рука поймала мяч;

-        «девять» - левая рука подбрасывает мяч вверх;

-        «десять» - левая рука поймала мяч;

-        «одиннадцать» - левая рука ударила мячом об пол;

-        «двенадцать» - левая рука поймала мяч;

-        «тринадцать» - левая рука подбрасывает мяч вверх;

-        «четырнадцать» - левая рука поймала мяч;

-        «пятнадцать» - левая рука через пол передает мяч правой руке;

-        «шестнадцать» - правая рука поймал мяч.

Повторяем серию движений 5-7 раз, постепенно увеличивая скорость.

1.3. Упражнение «Ухо-плечо»

-        «Раз» - правая рука кидает мяч левой через пол;

-        «два» - левая рука дотрагивается до мочки левого уха;

-        «три» - левая рука ловит мяч;

-        «четыре» - левая рука кидает мяч об пол, одновременно правая рука

дотрагивается до правого плеча;

-        «пять» левая рука ловит мяч;

-        «шесть» - левая рука передает мяч правой.

Повторяем серию движений 5-7 раз, постепенно увеличивая скорость.

Можно повторить, начиная с другой руки.

 1.4.        Упражнение «Симметрия»

Выполняется двумя мячами.

-        «Раз» - обе руки бросают мячи в пол;

-        «два» - обе руки ловят свои мячи;

-        «три» - правая рука подбрасывает вверх мяч;

-        «четыре» - правая рука ловит мяч;

-        «пять» - левая рука подбрасывает вверх мяч;

-        «шесть» - левая рука ловит мяч;

-        «семь» - обе руки перекрестно бросают мячики об пол, «восемь» - руки ловят мячики (правая рука поймала мячик левой руки и наоборот). Повторяем серию движений 5-7 раз, постепенно увеличивая скорость.

1.5.        Упражнение «Ассиметрия»

Выполняется двумя мячами.

-        «Раз» правая рука бросает мяч об пол;

-        «два» - правая рука ловит мяч;

-        «три» - левая рука бросает мяч вверх;

-        «четыре» - левая рука ловит мяч;

-        «пять» - обе руки бросают мячи об пол;

-        «шесть» обе руки ловят мячи;

-        «семь» - правая рука бросает мяч вверх;

-        «восемь» - правая рука ловит мяч.

Повторяем серию движений 5-7 раз, постепенно увеличивая скорость. Можно сделать тоже самое упражнение, но начиная с левой руки.

Упражнения, направленные на развитие активационных

компонентов деятельности (I блок по А.Р. Лурия)

1.        Упражнение «Амплитуда»

На стене делаются пометки на разной высоте. Ребенку необходимо так рассчитать силу своего удара об пол, чтобы отскок мячика достигал определенной пометки на стене.

2.        Упражнение «Сильные ручки»

Ребенок, используя разные захваты, хватает мячик, то очень сильно, сжимая все пальцы, то слабо, удерживая мячик лишь несколькими пальцами. Можно тренировать каждую руку по отдельности или две руки вместе.

3.        Упражнение «Удержи позу»

Ребенок, сидя или стоя, вытягивает вперед руки ладонями вверх, распрямляя их. На выпрямленные ладони кладем по мячику. Задача ребенка - удержать мячики на ладонях, не давая им скатиться и не придерживая пальцами (упражнение взято из комплекса О.А. Семеновой, 2008).

4.        Упражнение «Разница»

Игра ведется двумя мячиками. При этом осуществляются удары об пол («стаканчик») разными руками с разной амплитудой, например, правой рукой сильней, левой - слабее и наоборот. Усложненный вариант: удар производиться одновременно двумя руками, причем одной из них сильнее, а второй - слабее.

5. Упражнение «Разные предметы»

Ребенок из одной руки в другую самостоятельно или в паре с другим ребенком/взрослым перебрасывает предметы, различающиеся по весу и/или форме, например, мяч обычный и массажный или мяч и ручку и т.п.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. - М., 2012

2.        Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.

3.        Семенова О. А. Методика двигательной коррекции детей с трудностями в обучении. - М.: Издательство «Династия», 2008

4.        Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ - подборка интересных игр для организации непосредственной образовательной деятельности....

Методическая разработка"Игры и комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук"

комплекс игр и игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук,будет интересна всем педагогам дошкольного образования....

Семинар «Применение интерактивного комплекса «Вундеркинд» в коррекционно-развивающей работе логопеда»

ТЕМА: «Применение интерактивного комплекса «Вундеркинд»вкоррекционно-развивающей работе логопед»Цель:·        познакомить участников с...

Методическая разработка "Профилактика плоскостопия. Комплекс упражнений"

Профилактика плоскостопия. Комплекс упражнений Исходное положение - сидя на стуле....

Методическая разработка учителя-логопеда "Комплекс упражнений "Сложи сам"

Методическая разработка представляет собой комплекс авторских упражнений  и текстовый материал, направленный на развитие мелкой моторики и речи дошкольников. Также в разработке представлен план р...