Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.
материал по коррекционной педагогике

Бохан Оксана Алексеевна

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультативной помощи, а также психолого-педагогического сопровождения воспитанников  с инвалидностью, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ppk-_soprovozhdeniya_detey_detey_s_ovz.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 

Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках

  работы психолого-педагогического консилиума. 

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультативной помощи, а также психолого-педагогического сопровождения воспитанников  с инвалидностью, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, по рекомендациям ТПМПК,   ранняя профилактика безнадзорности, правонарушений и семейного неблагополучия; создание  в дошкольном учреждении климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и  родителей (законных представителей), посредством психолого-педагогического сопровождения.

Специалисты ППк взаимодействуют со всем педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) сопровождая ребенка.  

    Задачами ППк являются:

 - выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

 - разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

- контроль за выполнением рекомендаций ППк.

Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя Организации.

Выбирается состав ППк: председатель ППк - заместитель руководителя Организации, заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь ППк (определенный из числа членов ППк).

Основной функционал специалистов ППк.

Председатель ППк: координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль и организация работы, анализ эффективности.

Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций для других специалистов.

Учитель-дефектолог: диагностика, коррекция и развитие познавательной деятельности.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности в соответствии с программой обучения и воспитания воспитанников, реализация рекомендаций   психолога, логопеда,   дефектолога

Психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону ближайшего развития, консультирование, разработка рекомендаций для других специалистов.

 Содержание рекомендаций ППк

- Направление на тпмпк

Рекомендации по организации сопровождения обучающего с ОВЗ конкретизируют, дополняют рекомендации ТПМПК и могут включать:

-разработку АООП/АОП ?

-разработку индивидуального учебного плана, индивидуального маршрута, карту сопровождения.

-предоставление услуг помощника.

- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.

. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных образовательной  программы, развитии и социальной адаптации   могут включать в том числе:

проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;

разработку индивидуального учебного плана, обучающегося;

другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.

 Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в квартал, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Внеплановые заседания проводятся

  • при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении и направлении его на тпмпк для создания специальных условий обучения;
  • при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития, обучающегося;
  • при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников Организации;
  • с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.

   Алгоритм проведения консилиума.

  1. Проведение обследования ребёнка специалистами ППк. Данное обследование осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей).
  2. Подготовка заключений, каждым специалистом.
  3. Назначение даты заседания. Информирование о дате заседания специалистов и родителей (законных представителей).
  4.  На заседании обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. По результатам заключения   разрабатываются рекомендации и принимается решение о направлении ребёнка на ТПМПК, либо психолого-педагогическое сопровождение педагогами ДОУ.

Документация ППк  

Нормативно-правовая документация.

  • Приказ о создании ППк в ДОУ с утверждённым составом специалистом.
  • Положение о деятельности консилиума в ДОУ.

Организационно-методическая документация.

  • График проведения плановых заседаний.
  • Журнал учета заседаний  консилиума  и обучающихся, прошедших ППк.
  • Журнал регистрации коллегиальных заключений.
  • План работы.
  • Журнал направлений.

Специальная документация.

  • Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение.   (в карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика на воспитанника, коллегиальное заключение консилиума, копии данных по коррекционной -развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).
  • Протокол заседания ППк.
  • Заключение   на обучающегося для предоставления на ТПМПК.
  • Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами   сопровождения. (берется сразу при поступлении в ДОУ)
  • Отказ родителей от прохождения обследования.

           Коллегиальное заключение консилиума доводиться до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме в день проведения заседания.

          Организация четкой и слаженной работы специалистов учреждения помогает решать вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития, способствует обеспечению оптимальных условий обучения и воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей.

Библиографический список.

  1. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка - М.: БИНОМ, 2016. - 258 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач

В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачами данного проекта являются:1. Разработка и описание технологии проектной деятельности в условиях ДО в рамках организационно-методической работы педагогического коллектива МБДОУ № 3;2. Внедрение...

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска как важнейшая задача специалистов консилиума дошкольного учреждения

Казалось бы, о девиантном поведении ребенка имеет смысл говорить лишь по достижении им 8-9 лет, поскольку, маленький ребенок еще не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соо...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника...