Особенности логопедической работы с детьми при нарушениях зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике

Адасенко Татьяна Александровна
 
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств - предметов и явлений окружающей жизни. 
  Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Коррекционно-логопедические задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также предметно-практической деятельности, на музыкальных и ритмических занятиях.
  В системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога. Специалисты проводят совместное планирование, дублируют игровую и речевую деятельность. Таким образом, происходит логопедизация педагогического процесса.
Группы для занятий комплектуются из детей, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.
Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте обследования.
В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика и др.), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.
В период обследования логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи и зрения не более 3—5 человек в каждой.
Дети с нарушением зрения и общим недоразвитием речи (ОНР) не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Поэтому логопеду целесообразно объединять детей в подгруппы с учетом уровня речевого развития и дефекта зрения. Предусматриваются две направленности занятий — формирование связной речи и формирование произношения.
На 1 -м году обучения логопед занимается только индивидуально, занятия нужно проводить ежедневно, учитывая особенности логопедической работы с детьми, страдающими алалией, дизартрией, ринолалией и др.
На 2-м и 3-м годах обучения, помимо индивидуальных занятий, логопед проводит подгрупповые занятия три раза в неделю.
Логопед работает во взаимодействии с родителями. Ежедневно в индивидуальные тетради вносятся задания для работы в выходные дни с целью закрепления усвоенных навыков.
Специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения специальных средств наглядности.
При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. На занятиях со слабовидящими детьми используются рельефные картинки, дидактическое пособие авторов В.Н. Гомберга, С.И. Брискина и A.M. Дудорова. Целесообразно подготавливать большое количество предметов и игрушек одного типа. Весь дидактический материал и наглядный материал, используемый логопедом на занятии, должен быть предметным, по возможности взятым из реального мира (свежие овощи, фрукты, ягоды и т. д., а также муляжи, макеты, чучела и др.).
Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями, хороводов и др.
Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придается природной наглядности. Обязательным элементом занятий должна быть игра. У детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания. Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения, используются элементы занимательности.
Логопед занимается с детьми не только в кабинете, но и на прогулке, где особенно удобно проводить различные подвижные игры.
Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней следует чередовать периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.
Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа имела специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором.
Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению в школе.
Таким образом, нарушения речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. В связи с этим роль раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения. 
Логопед должен иметь представление о психологической характеристике раннего возраста: особенностях развития памяти, внимания, восприятия, речи, мышления. В деятельности логопеда перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, в последнее время становятся здоровье сберегающие технологии. 
Логопедическая работа является важным звеном комплексно медико-педагогического воздействия. Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуникативно-познавательную деятельность малыша, способствует развитию его мышления. 
В этой работе следует учитывать следующие моменты:
ребёнок познаёт мир с помощью взрослого человека путём подражания;
в совместной деятельности ребёнка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение;
содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
необходимо контролировать длительность занятия;
необходима чёткая структура занятия;
необходима смена видов деятельности.
Кроме этого, необходимо создание особенной коррекционно – педагогической среды в условиях семьи для всестороннего, максимально полноценного развития ребенка. Родители должны быть обучены основным правилам общения и занятий с такими детьми.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с детьми  при нарушениях зрения

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств - предметов и явлений окружающей жизни.

         Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Коррекционно-логопедические задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также предметно-практической деятельности, на музыкальных и ритмических занятиях.

         В системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога. Специалисты проводят совместное планирование, дублируют игровую и речевую деятельность. Таким образом, происходит логопедизация педагогического процесса.

Группы для занятий комплектуются из детей, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.

Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте обследования.

В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика и др.), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.

В период обследования логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи и зрения не более 3—5 человек в каждой.

Дети с нарушением зрения и общим недоразвитием речи (ОНР) не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Поэтому логопеду целесообразно объединять детей в подгруппы с учетом уровня речевого развития и дефекта зрения. Предусматриваются две направленности занятий — формирование связной речи и формирование произношения.

На 1 -м году обучения логопед занимается только индивидуально, занятия нужно проводить ежедневно, учитывая особенности логопедической работы с детьми, страдающими алалией, дизартрией, ринолалией и др.

На 2-м и 3-м годах обучения, помимо индивидуальных занятий, логопед проводит подгрупповые занятия три раза в неделю.

Логопед работает во взаимодействии с родителями. Ежедневно в индивидуальные тетради вносятся задания для работы в выходные дни с целью закрепления усвоенных навыков.

Специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения специальных средств наглядности.

При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. На занятиях со слабовидящими детьми используются рельефные картинки, дидактическое пособие авторов В.Н. Гомберга, С.И. Брискина и A.M. Дудорова. Целесообразно подготавливать большое количество предметов и игрушек одного типа. Весь дидактический материал и наглядный материал, используемый логопедом на занятии, должен быть предметным, по возможности взятым из реального мира (свежие овощи, фрукты, ягоды и т. д., а также муляжи, макеты, чучела и др.).

Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями, хороводов и др.

Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придается природной наглядности. Обязательным элементом занятий должна быть игра. У детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания. Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения, используются элементы занимательности.

Логопед занимается с детьми не только в кабинете, но и на прогулке, где особенно удобно проводить различные подвижные игры.

Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней следует чередовать периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.

Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа имела специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором.

Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению в школе.

Таким образом, нарушения речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. В связи с этим роль раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом        развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения. 

Логопед должен иметь представление о психологической характеристике раннего возраста: особенностях развития памяти, внимания, восприятия, речи, мышления. В деятельности логопеда перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, в последнее время становятся здоровье сберегающие технологии.

Логопедическая работа является важным звеном комплексно медико-педагогического воздействия. Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуникативно-познавательную деятельность малыша, способствует развитию его мышления.

В этой работе следует учитывать следующие моменты:

  • ребёнок познаёт мир с помощью взрослого человека путём подражания;
  • в совместной деятельности ребёнка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
  • чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение;
  • содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
  • необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
  • необходимо контролировать длительность занятия;
  • необходима чёткая структура занятия;
  • необходима смена видов деятельности.

Кроме этого, необходимо создание особенной коррекционно – педагогической среды в условиях семьи для всестороннего, максимально полноценного развития ребенка. Родители должны быть обучены основным правилам общения и занятий с такими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

"Использование дидактических игр по формированию пространственной ориентировки в коррекционно - логопедической работе сдетьми с нарушениями зрения и речи".

Представлены несколько групп дидактических игр по формированию пространственной ориентировки и активизации в речи пространственной терминологии. Сюда входят игры с использованием сохранных анализаторо...

Особенности логопедической работы в группах компенсирующего направления (нарушение зрения).

Особенности логопедической работы в группах компенсирующего направления в дошкольном  учреждении МАДОУ детский сад №63 «Журавлик» комбинированного вида....

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.

У большинства детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеются нарушения речи. Формирование речи у таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка.У детей с нарушением зрен...

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения в условиях логопункта

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья,обусловленными нарушениями зрения...