МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ, ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОРОБКИ
консультация по коррекционной педагогике

 В статье даются рекомендации для педагогов по созданию сенсорной коробки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sensornoy_integratsii.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

«МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ, ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ  СЕНСОРНОЙ КОРОБКИ»

     Теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом,
специалистом по детскому развитию Джин Айрес, основана на системном
подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов
обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.


    Отечественный логопед Лынская М.И. адаптировала метод сенсорной
интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми и
разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии.

Целью терапии сенсорной интеграции (СИ) является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии,

ребенок может улучшить:

 развитие в области крупной и мелкой моторики;

 внимание и концентрацию;

 зрительные и слуховые способности;

 самосознание и самооценку

К симптомам нарушения СИ относят:

  • чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша);

• проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;

• сверхчувствительность к звукам, к свету;

• трудности в обучении письму и чтению;

• трудности с выслушиванием рекомендаций;

• избегание катания на качелях, каруселях или чрезмерное увлечение этими

играми;

• затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;

• трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет

времени, чтобы задуматься;

• низкий порог толерантности к близости другого лица;

• слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности,

расстройства мышечного тонуса;

• трудности в концентрации, импульсивность;

• быстрая утомляемость;

• отказ от социальных контактов;

• задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в

обучении;

• слабая организация поведения, отсутствие планирования

   Сфера сенсорной интеграции – это, прежде всего, лечебный метод, поэтому использование родителями и педагогами этой методики может быть возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.

Методы сенсорной интеграции могут включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам

Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только
позволит ваша фантазия. Она даст возможность ребенку расширить свой
тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть. Это прекрасная своей
универсальностью вещь, с которой можно играть во что угодно и которая
подходит детям разных возрастов

Какие «инструменты» можно использовать в сенсорных коробках:

  • лопатки, ложки, совки, половник, шумовку;
  • пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
  • форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито,
  • маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья;
  • игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки.
  • щипцы, пинцет

Игрушки:

  • маленькие человечки;
  • фигурки животных;
  • кубики, шарики, кольца, погремушки;
  • игрушечные предметы мебели;
  • посуда и предметы быта;
  • машинки;
  • игрушечная еда;
  • искусственные растения

Когда коробка готова, просто покажите ребенку во что и как можно поиграть, обсудите разные тактильные ощущения, ведь часто так мало нужно, чтобы ребенка по-настоящему
заинтересовать. А потом обязательно дайте ему время на свободную самостоятельную игру.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребёнка. Внешность взрослого, особенно область рта, должна привлекать внимание ребёнка: яркая помада, крупные серьги, яркий шарф, необычные бусы и т.д.

Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов.

 Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребёнка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо

выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости

голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Используется сопряжённое проговаривание с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком слов, простых фраз и развёрнутых высказываний.

Чем полезна сенсорная коробка.

Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

 

Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).

  • Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

  • Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

  • Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

  • Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

  • Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода.

Применение сенсорных материалов в речевом развитии дошкольников может быть использовано для:

  • Формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря;
  • Формирования артикуляционных навыков (самомассаж, стимуляция вкусовых рецепторов);
  • Развития физиологического и речевого дыхания;
  • Работы над звукослоговой структурой слов (схемы слов);
  • Формирования навыков грамматического оформления высказывания;
  • Формирования и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

     Таким образом, сенсорная интеграция – это универсальный метод,

развивающий и стимулирующий все органы чувств, дающий возможность работать с детьми даже с самыми тяжелыми нарушениями и на практике показывающий более положительную динамику коррекционной работы, по сравнению с другими методиками.

ЛИТЕРАТУРА:

Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем

развития. – М.: Теревинф, 2009.

Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми

нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики,

1999.

Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебнометодическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей.

Метод сенсорно - интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.:

ЛОГОМАГ, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ

Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве  аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ...

Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование метода сенсорной интеграциив работе в детьми раннего и младшего дошкольного возрастаСенсорная интеграция - сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек спосо...

Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка.

В ГБУЗ «ТОСДР» проживают и воспитываются дети, имеющие в своем анамнезе различного рода нарушения, в том числе и восприятия. Таким малышам сложно обрабатывать поступающую информацию ...

ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...

Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Сенсорная интеграция – это  взаимодействие всех органов чувств. Для того, чтобы в памяти ребёнка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потр...