Инклюзивная практика в работе музыкального руководителя
материал по коррекционной педагогике

Бордак Елена Ивановна

Педагогический опыт музыкально-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях инклюзивного образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инклюзивная практика с детьми дошкольного возраста в музыкально-образовательной деятельности.

Целью реализации инклюзивной практики является создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в единый образовательный процесс и их социализация.

Актуальность данного опыта состоит в том, что инклюзивное образование, через музыкально-игровую и образовательную деятельность помогает мне развивать у детей общеобразовательных групп понимание и принятие физических недостатков сверстников, формирует чувство взаимопомощи на основе сотрудничества. Данный опыт работы описывает организацию музыкально-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста в группах, неоднородных по структуре и тяжести дефекта.

В представленном опыте музыкально-развивающая деятельность проводится с детьми общеразвивающей и коррекционной направленности, с детьми с функциональными и тяжелыми нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие, слабовидение, слепые). В таких группах коррекционно-педагогическая работа выстраивается с учетом тактильно-осязательных и общефизических возможностей детей.

Опыт моей работы показывает, что для успешности проведения музыкально-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях инклюзивного образования необходим особый порядок проведения занятий и досуговых мероприятий, основанный на сочетании специально подобранных заданий, игр, чередовании видов деятельности различной эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки. Вариативность форм, методов и средств определяются с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, с включением в занятия упражнений, игр, музыкально-ритмических движений, имеющих, как музыкально-развивающую, так и коррекционно-развивающую направленность. Так же необходимо создание специализированной развивающей среды, обстановки, располагающей ребенка к общению, проявлению активности и самостоятельности. Все это определяет особенности содержания и организации музыкально-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях инклюзивного образования.

Для незрячих детей очень важно быть в контакте, и поэтому проведение такой работы способствует установлению контактов между детьми с инвалидностью и без ограничений по здоровью, в чем и состоит подлинная инклюзия. У незрячего ребёнка слепота стимулирует развитие и проявление высших психических функций, которые реализуются через компенсаторные факторы. Поэтому наиважнейшим результатом музыкально-развивающей деятельности становится погружение незрячего ребенка в музыкальную среду, которая является для него мощным средством развития и реабилитации, даже если в будущем он не станет профессиональным музыкантом. Развивается слух, слуховое внимание, чувство ритма, ориентировки, мелкая моторика. В результате систематической работы по музыкальному развитию происходит накопление навыков и перенос их в повседневную жизнь, за пределы детского сада, закрепление и развитие дома полученных знаний, продолжение музыкального развития ребенка, более углубленные занятия музыкой. А это значит, что незрячий ребёнок сможет и в дальнейшей жизни реализовывать себя в этом направлении. Занятия музыкой, выступления на сцене, участие в различных праздниках помогает незрячему ребёнку преодолеть робость, зажатость, излишнюю стеснительность и неуверенность в себе.

Педагогический опыт музыкально-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях инклюзивного образования

Направления (содержание)

(в соответствии с задачами)

Технологии

(в соответствии с содержанием)

Результат

(в соответствии с задачами)

Цель: Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей с ОВЗ в детский социум с помощью музыкальной деятельности.

1 Задача:

Формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ у детей общеобразовательных групп. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам поддержки детей с ОВЗ и воспитания толерантного самосознания дошкольников.

Совместная музыкально-игровая, образовательная и досуговая социально- значимая деятельность, объединяющая детей разных возможностей и родителей групп.

Личный пример взрослого для создание позитивной, принимающей атмосферы в

группе (педагог, родитель); Партнерское взаимодействие с семьей, активное участие родителей (роли на праздниках);

Игровые технологии и задания с учетом степеней трудности: разработка разноуровневых заданий;

У детей развивается сплоченность, умение сотрудничать, общаться, взаимодействовать. Формируется толерантное отношение к сверстникам с ОВЗ, согласованность и сопереживание, понимание различий между людьми и построений гармоничных взаимоотношений, независимо от особенностей развития на основе знания о способах взаимодействия.

2 Задача:

Максимальное использование разнообразных видов музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

Сочетание/чередование таких видов музыкальной деятельности: слушаниемузыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.

Каждый вид деятельности имеет свое назначение, в совокупности они обеспечивают у детей разных возможностей разностороннее развитие, формирование интереса к музыкальному искусству.

1.Вариативное использование музыкального материала, позволяющее развивать творческие способности каждого ребенка.

2. Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс: учёт уникальных потребностей, сильных сторон и потенциальных возможностей каждого ребенка в группе;

Поддержка индивидуальных навыков и достижений каждого ребенка;

1.Специально подобранный и адаптированный музыкальный материал оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулирует двигательную, певческую активность, развивает слуховое восприятие, чувство ритма и эмоциональное восприятие музыки у детей разных возможностей.

2.У детей с ОВЗ развивается чувство успешности и уверенности в себе и своих силах.

3 Задача:

Развитие коммуникативных навыков, создание позитивного эмоционального настроя всовместной музыкальной деятельности у детей разных возможностей

Создание специализированной развивающей среды, адаптированных атрибутов, привлекающих детей, обстановки, располагающей детей к общению, проявлению активности и самостоятельности.

Технология взаимного обучения;

Работа в парах, микрогруппах, групповая;

Технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Организация совместных выступлений детей разных возможностей, музыкальных номеров для праздников и конкурсов.

Формируется умение взаимодействовать в коллективной деятельности детей с разным уровнем возможностей, умение оказать помощь другим, поддержать. Совместное участие детей коррекционных и общеразвивающих групп в конкурсах и фестивалях разного уровня создают позитивный

эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются

важным событием.

Праздники и развлечения доставляют воспитанникам с ОВЗ огромную радость. Они активные участники в каждом номере праздника, в танцах, песнях, играх, оркестрах.

Вовлеченность родителей в процесс образования и воспитания:

Совместная музыкально-игровая, образовательная и досуговая социально- значимая деятельность, объединяющая детей разных возможностей и родителей групп. Родители включаются в игры, песни, оркестр, инсценировки – и этим помогают своим детям и сами получают новый опыт общения со своим ребёнком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

Технология проектирования, которую я применяю в своей работе как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами,...

Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...

Мастер-класс для педагогов "Особенности работы музыкального руководителя в условиях ведения инклюзивного подхода в образовании"

Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происход...

"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....