Мастер-класс "Песочная арт-терапия - как здоровьесберегающая технология в ДОУ"
методическая разработка

Ирина Ушакова

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы?

Песок - это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления. Ученые считают, что рисование песком снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию, творческий потенциал ребенка. Песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : Ушакова Ирина Александровна Песочная арт-терапия - как здоровьесберегающая технология в ДОУ МДОБУ города Бузулука «Детский сад № 21 »

Слайд 2

Почему нужно научиться рисовать песком? «Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем …» Иоахим Рингельнац причины , из-за которых следует научиться рисовать песком : 1 . Не требует больших материальных затрат. 2 . Красота и пластичность. 3 . Борьба со стрессогенными факторами .

Слайд 3

Песок в жизни детей

Слайд 5

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Песочная Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовательном учреждении» (СЛАЙД 2):

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельнац

1 часть

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы?

Песок - это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления. Ученые считают, что рисование песком снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию, творческий потенциал ребенка. Песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия.

Песочная анимация - одно из направлений арт-терапии, используемое в моей практике.

Можно выделить как минимум три причины, из-за которых следует научиться рисовать песком:

1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в рисовании песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.

2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогенными факторами: манипуляция сыпучими материалами избавляет от отрицательных эмоций.

Этой работой я занимаюсь второй год. Обратите внимание на слайд (СЛАЙД 3) в нашем дошкольном учреждении имеются разнообразные виды песочниц, позволяющих заниматься арт-терапией с детьми в любое время года. Кинетический песок, планшет для рисования песком для занятий арт-терапией, речной песок для песочной терапии в песочнице на улице и в емкости-контейнере для занятий в группе.

2 часть.

- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю участие в мастер-классе по песочной анимации.

- Приглашаю 3 педагогов. Пожалуйста, занимайте места за столом.

- Хотела бы напомнить вам, уважаемые участники, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.

Практическая работа:

- Уважаемые коллеги! Сегодня первый день зимы, но мы уже все с вами соскучились по теплому лету, по яркому солнышку, по отдыху. Поэтому  предлагаю вам путешествие в волшебную страну. Она необычная -песочная. Чтобы попасть в нее нужно совершить специальный, волшебный ритуал.

- Закройте, пожалуйста, глаза!

Ритуал «входа» (Звучит музыка)

- Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко, согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн. Представьте, что вы идете по пляжу. Вы чувствуете мягкий песок под вашими босыми ступнями. Вы останавливаетесь и вдыхаете грудью воздух, пахнущий водорослями.

- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Вздохнули, выдохнули и открыли глаза.(Слайд МОРЕ?)

- Для начала давайте познакомимся с материалом, с которым сегодня будем работать, это песок.

- Положите руки на песок, и потрогайте его! Вам приятно?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

- Песок какой? (Легкий, сыпучий, мелкий, податливый, сухой, ускользающий).

1.   - Чтобы начать рисовать, нужно сначала рассыпать песок по экрану - создать фон.

       - Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.

2. Ставим руку на экран не отрывая руки мизинцем начинаем потихоньку сгребать песок и у нас получается раковина.

- Убираем песок с экрана в правый нижний угол.

3. Теперь определим место, где у нас будет солнце. Для изображения солнца мы берем песок в кулак, сколько поместится и высоко над поверхностью начинаем разжимать кулак так, чтобы песок сыпался в одну точку. Когда у солнца будет достаточно темный контур, перестаем сыпать песок. Подушечкой указательного пальца  рисуем лучи.

- Собираем песок в правый нижний угол, опускаем руку и сдвигаем песок таким способом, чтоб он заполнил весь экран.

4. - Давайте представим, что это у нас будет пляж. Все, наверное, ходили по песку. (Кулачки собираем (показ).) Этой частью кулачка будем ходить по нашему экрану, просто прижали и поднимаем 2 раза (техника - отпечатка). Гуляем с вами. На что похоже? (на ноги). Один пальчик нарисуем указательным пальцем круговыми движениями, а 4 оставшихся пальца, прижимаем.

- Собираем песок в правый нижний угол, опускаем руку и сдвигаем песок таким способом, чтоб он заполнил весь экран.

5. Четырьмя пальцами рисуем волны, выполняем волнообразные движения. Украшаем нашу картину-мечту стеклянными камешками, морскими ракушками.

- Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!

Вот мы и побывали с вами на морском побережье.

6. Ритуал «выхода» из Песочной страны

    Закрываем глаза… и возвращаемся из путешествия.

Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла.

- А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

- А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия. Раздел здоровьесберегающие технологии

что такое песочная терапия и как ее использовать?...

Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"

Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление...

«Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».

Выступление на семенаре " Здоровьесберегающие технологии"...

Буклет «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Песок – один из первых материалов, который ребенок использует в самостоятельной деятельности, в познании мира: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Игра с песком – ...

"Су-Джок"-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОО

Мы знаем, что на ладонях и стОпах находится множество биологически активных точек, массируя их  мы воздействуем на весь организм в целом.  Метод «Су – Джок» так же направле...

"Песочная Арт терапия- как здоровьесберегающая технология в ДОУ"

Презентация на тему "Песочная Арт терапия- как здоровьесберегающая технология в ДОУ"...

Доклад на РМО «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Что такое арт-терапия? Какова история ее возникновения и цель?Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечен...