Доклад на МО "Игра, как форма реабилитационного процесса"
статья по коррекционной педагогике

Судакова Наталья Геннадьевна

Игра выступает как важная форма реабилитационного процесса.

Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx125.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра – это особый вид предметной деятельности, в которой дети передают (моделируют) действия людей с предметами и взаимоотношения между взрослыми. Игра выступает как важная форма реабилитационного процесса.

Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

1. Игра способствует социальному развитию.

Игра - это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

По ходу игры ребёнок в процессе деятельности усваивает нормы, правила поведения, требования, которые предъявляются к человеку в той или иной ситуации. Социальное развитие заключается том, что ребёнок усваивает различные социальные роли, которые предполагают различные нормы поведения.

2. Игра способствует интеллектуальному развитию.

 В процессе игры ребёнок проявляет себя на максимальном уровне. В ходе игры увеличивается объём запоминания, быстрота реагирования на проблемные ситуации, контроль.

В процессе игровой деятельности особенно эффективно развиваются важные познавательные процессы: речь, мышление, воображение.

Игровая деятельность - это коллективная деятельность. В процессе игры ребёнок обязательно вступает во взаимоотношения, касающиеся хода игры, особенностей выполнения роли, изменения сюжетной линии.

Игра - деятельность творческая, подвижная. Многие сюжетные линии, ситуации не обсуждаются заранее, а появляются в процессе игры. Чтобы участвовать в процессе игры, ребёнок должен придумывать способы разрешения ситуаций, постоянно проявлять мыслительные способности.

3. В игре развивается воображение и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Дети могут объединять в игре разные события, иногда могут включать в игру эпизоды из сказок.

Всё это помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в игре ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети используют предметы - заместители, наделяя их воображаемыми признаками.

4. Игра способствует речевому развитию.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия.

Между речью игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действий, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и для того, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Особенно заметна роль слова в так называемых режиссёрских играх, где ребёнок не берёт на себя роли, как в обычной игре, а передвигает игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится и в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

5. Игра способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё не доступны. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи присутствуют слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.

В любой игре существуют правила, регламентирующие действия ребёнка и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Ребёнку это сделать очень сложно. Это способствует волевому развитию.

6. Игра способствует нравственному развитию.

В процессе игры возникают различные ситуации, способствующие нравственному развитию. Ребёнок, играя, усваивает различные отношения: как люди относятся друг к другу, к предметному миру, что поощряется, что наказывается. В коллективной игре существуют реальные отношения, где возникает необходимость выслушать другого, уступить. Ребёнок приобретает эмоциональный, нравственный опыт. Накапливая опыт, учится правильно относиться к себе, окружающему миру, другим людям.

 Значение игровой деятельности как важнейшего этапа становления и развития личности детей велико. Благодаря игре дети усваивают определённые стандарты, роли и нормы поведения в обществе, развиваются в личностном и межличностном планах. В игровой деятельности возможно формирование симпатий и антипатий, эталонов поведения и основных ценностных приоритетов личностного и психического развития ребёнка.

Игра помогает младшим школьникам более успешно адаптироваться в новой жизненной ситуации, сформировать образ себя как школьника.

Игровая деятельность важна в реабилитации в целом. у детей недостаточно развит опыт ролевого и социального взаимодействия, что значительно затрудняет процессы адаптации, реабилитации в социуме.

 Игра в жизни детей оказывает огромное воздействие на сильные и слабые стороны психического развития в целом. Именно в игре происходит формирование у детей схемы своего тела, формируются симпатии и антипатии, что создаёт необходимые предпосылки для успешной адаптации, реабилитации в социуме.

-Сюжетные игры снимают эмоциональное напряжение, развивают навыки взаимодействия, а также внимание, речь, воображение: «Семья», «Больница», «Магазин игрушек», «Салон красоты».

-Игры с водой способствуют эмоциональному расслаблению, релаксации: «Ну-ка вылови» (дети с помощью ложки вылавливают предметы из воды), «Волшебный камешек» (чем отличается сухой камешек от мокрого), «Надо, надо помогать» (поручения детям- помыть кукольную посуду, постирать платье куклы).

-Игры с песком выполняемые ребенком успокаивают его нервную систему, развивается мелкая моторика рук : «Построим башню», «Отгадай, что спрятано в песке», «Песочные узоры», «Угощения для зайчика», «Рисуем палочкой».

-Пальчиковые игры: «Семья», «Сорока-белобока», «Коза-рогатая», «Пальчиковая гимнастика».

-Игры с дидактическими игрушками: «Подбери заплатку», «Шнуровка», «Собери картинку», «Кто, где живет?»

- Игры- забавы позволяют развивать у ребенка чувство юмора, учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми, снимают стресс: «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит», «По ровненькой дорожке», «Карусели».

В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей:

-строительные игры развивают творческие и умственные способности ребенка, его самостоятельность, усидчивость, внимание :«Построим гараж », «Домик для зайчика».

В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку смелость уверенность в себе в собственных силах. Игры помогают преодолеть робость,застенчивость , страх. Подвижные игры создают дополнительные возможности общения с детей со сверстниками и взрослыми.

Требования к игрушкам имеют важное значение. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

• дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление с цветом и формой);

• возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого, например, для коллективных построек);

• высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

• многофункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и др. качеств);

Ценность игровой деятельности в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать “проблемы” в игре.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991, 160с.  

2. Виноградова Н. Ф. Воспитание игрой.  Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1989, 189с.

3. Зворыгина Е. В. Сюжетные игры / Е. В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988, 95с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"

Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"....

Доклад на тему: "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. ("Родительское сочинение").

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья....

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Развитие творчества, воображения в различных видах деятельности в реабилитационном процессе.

Развитие творчества, воображения в различных видах деятельности в реабилитационном процессе.Развитие  творчества, воображения  у детей дошкольного  возраста – является актуа...

Доклад на тему: «Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса».

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного вз...

Стендовый доклад направление " Способы и формы вовлечения родителей в образовательный процесс" "День самоуправления"

Опыт привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ через инновационную форму "День самоуправления"....

Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения реабилитационного процесса "Волшебная страна"

Программа направлена на решение задач по созданию условий для гармоничного личностного развития средствами песочной терапии воспитанников ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" дошкольного возраста (3-7-ми ле...