Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
консультация по коррекционной педагогике

Данищук Наталья Алексеевна

Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкаль­ного искусства и его место в системе духовно-куль­турных ценностей. Современные образовательные технологии ста­вят перед педагогами задачу поиска путей личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей

«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составители: Данищук Н.А., Свиридова Л.Н.

музыкальные руководители МБДОУ№60

Музыка как средство воспитания с древних времен использовалась во всех педагогических системах. Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. Вот почему так велика роль музыкальной деятельности. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека. Она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях, может оказать воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б.М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем не сравнимые возможности для развития человека в детстве.

Актуальность использования музыки в коррекционной

работе с детьми

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие выражается в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, дающем возможность детям выразить свое «хочу», «могу», проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление. Общение - это основное условие развития ребенка, важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленного к познанию и оценке самого себя через взаимосвязи с другими людьми.

В современных подходах к использованию искусства (в частности, музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений:

  • психофизиологическое (связанное с положительным воздействием музыки на различные функции организма);
  • психотерапевтическое и психологическое (связанные с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы личности);
  • социально-педагогическое (обеспечивающее повышение эстетических потребностей, активизацию потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности и творчестве).

В специально организованной среде стимулируются и преодолеваются трудности в развитии, общении. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический.

  • вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки;
  • физиологический фактор музыки способен изменять различные системы организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.
  • психологический фактор через ассоциативные связи способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Развитие умения ребенка через переживание эмоционального содержания музыкальных произведений выражать свое настроение позволит ему в дальнейшем рефлексировать собственное поведение и налаживать контакт с другими людьми.

Условия реализации музыкальных занятий по формированию социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников

Принципы построения занятий: каждое занятие сопровождается музыкой, которая может или предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном. Занятия включают серию упражнений, составленных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Предусматривается также взаимодействие различных видов музыкальной деятельности. Занятия составлены так, чтобы при сохранении целей можно было варьировать весь остальной материал, задания, инструкции, время, место проведения занятий.

Для музыкального оформления конкретных занятий необходимо иметь:

  • диски с записью музыкальных произведений в той последовательности, в которой они будут использованы на занятии;
  • музыкальные инструменты, обозначенные в упражнениях или играх;
  • слайды репродукций картин художников различных стилей, направлений, озвучиваемых произведениями музыкальной классики;
  • другие атрибуты.

Каждое упражнение включает фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании. При проведении занятий большая роль отводится педагогу. Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.

В структуру каждого занятия обязательно включаются 2-3 упражнения на эмоциональный контакт. В общении тренируются способности невербального воздействия детей друг на друга, умение детей регулировать свои поведенческие реакции.

Ритуал начала и окончания занятия позволяет самим детям проявлять добрые намерения по отношению к сверстникам, занятию. Перед началом занятия все выстраиваются в центре зала, берутся за руки. Все дети поют или говорят: «Здравствуйте!». Завершая занятие, в кругу после рефлексии все говорят друг другу «Спасибо!». В ритуале завершения занятия преследуется цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего психическую и физическую активность детей, улучшение самочувствия и настроения. Каждый ребенок по желанию высказывается о своих положительных результатах и способах их достижения. Также, ориентируясь на достижения других детей, оценивает себя, высказывает пожелания относительно дальнейших своих достижений.

Музыкально-терапевтическая технология, где музыка выполняет символическую функцию в коррекции конкретных личностных проблем ребенка, предполагает разные виды музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. Практика коррекционной работы с детьми показывает, что в ее фронтальных и индивидуальных формах (музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и др.) даже при дифференцированном подходе музыкальный руководитель не может осуществить коррекцию нарушений в личностном развитии каждого ребенка. В связи с этим использование подгрупповых форм музыкотерапии, проводимых вместе с психологом, помогает в решении этих проблем, дополняет процесс коррекционно-развивающего воздействия средствами музыки.

Отдельные этапы музыкальный руководитель или воспитатель могут осваивать с детьми в разных видах занятий в интеграции, в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности детей, а также в свободное от режимных моментов время.

Организация практической части использования музыки в коррекционной работе с детьми

Объем: 10 занятий.

Продолжительность занятия: 20-30 мин, включающие четыре вида музыкальной деятельности.

Виды музыкальной деятельности:

1.Вокальное звуковыражение, звукотерапия (5-10 мин) (приложение 1)

Цели:        воспитание выдержки, уверенности

в себе. Самораскрытие, развитие адекватной самооценки. Коррекция отрицательных черт личности, таких, как замкнутость, стеснительность, агрессивность. Восстановление свободного дыхания, заблокированного различными страхами, ограничениями в проявлении чувств. Снятие зажима горла и мышц шеи, блокирующего дыхание. Коммуникативные телесно-ориентированные движения (5-10 мин) (приложение 2)

Цели: релаксация рук, кистей, сброс накопившихся зажимов. Подготовка детей к телесному взаимодействию с партнерами. Преодоление внутреннего комплекса. Освоение телесной свободы, достижение ощущения внутренней свободы, свободы действий и самовыражения. Установление отношений доверительности. Повышение активности, отработка чувства защищенности. Демонстрация готовности открыться.

2.Коммуникативные телесно-ориентированные движения (5-10 мин) (приложение 2)

Цели: релаксация рук, кистей, сброс накопившихся зажимов. Подготовка детей к телесному взаимодействию с партнерами. Преодоление внутреннего комплекса. Освоение телесной свободы, достижение ощущения внутренней свободы, свободы действий и самовыражения. Установление отношений доверительности. Повышение активности, отработка чувства защищенности. Демонстрация готовности открыться.

3.Музыкальные игры, творческое музицирование, импровизация на музыкальных инструментах (5-10 мин) (приложение 3)

Цели:

  • сброс интенсивного физического и психического напряжения, нормализация мышечного тонуса, привлечение внимания к совместному взаимодействию, настрой детей на активную работу и контакт друг с другом;
  • овладение детьми навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать;
  • тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга, умения детей регулировать свои поведенческие реакции;
  • формирование активной жизненной позиции деятеля, создателя, исследователя, чувства свободы - как психологической, так и технологической;
  • выработка позитивного отношения к миру, к людям, к самому себе. Высвобождение первичной креативности.

4.Активное слушание музыки (5-10 мин) (приложение 4)

Цели:

  • развитие эмоционально-личностной сферы;
  • совершенствование всех сенсорных систем восприятия средствами музыки: аудиальной, визуальной, кинестетической;
  • побуждение к выражению словами чувств, настроений, эмоций;
  • развитие речи, обогащение лексического словаря детей;
  • стимулирование желания детей проявлять себя как личность через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах и творческие танцевальные импровизации, отражать восприятие картин художников-классиков, стихотворений поэтов-классиков, явлений природы с помощью подбора звуков, музыкальных инструментов, классической музыки, пения, художественного движения;
  • побуждение к умению договариваться друг с другом, проектировать, распределять, согласовывать свои действия в выполнении музыкального художественно-творческого задания с группой детей.

Диагностика результатов занятий

Экспериментально проверить результаты занятий по формированию социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности можно с помощью диагностических методов:

  • цветовой тест М.Люшера;
  • детский тест тревожности «Выбери нужное лицо», Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен;
  • социометрическая методика Т.А. Репиной «Секрет»;
  • методы математической обработки данных: Вилкоксона.

Цель формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности средствами искусства.

Основные задачи:

  • формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия;
  • развитие умения воспринимать себя и других, рефлексирование собственного поведения;
  • развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
  • воспитание культуры общения во время совместной деятельности;
  • развитие сенсорики с использованием всех репрезентативных каналов восприятия, эмоциональной сферы, познавательного интереса, психических процессов в музыкальной деятельности. Метод проекта - метод музыкальной психосаморегуляции, а музыка является при этом ведущей технологией, стимулирующей правополушарную деятельность мозга, способствующей творческому мышлению ребенка;
  • активизация потенциальных возможностей детей, обеспечение развития эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства;
  • осуществление средствами музыки профилактики и коррекции имеющихся отклонений в развитии психических функций, в эмоционально-волевой, моторной сферах;
  • создание условий для социальной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Перспективный план организации и проведения музыкальных игр и упражнений, репертуар для прослушивания на занятиях представлены в приложении 5. 

Вокальное звуковыражение, звукотерапия

«Столовая»

Цель: развитие гармонического слуха, чуткости при обращении с другими участниками группы, умение со-звучать с ними.

Ход упражнения: Детям раздаются карточки с ритмическим рисунком. Педагог с детьми предварительно разучивает три ритмические  партии.

Начинают пение дети  по карточке с четверными нотами. Далее вступают «восьмые», при этом «четвертные продолжают пение».Последними вступают «шестнадцатые».

Коммуникативные телесно-ориентированные движения

                     

1.«Удлинитель»

Цель: снятие мышечных зажимов. Общее раскрепощение. Кровоснабжение органов при помощи активации точек ладошек. Включенность, концентрация внимания. Налаживание телесного контакта.

Репертуар: П. Чайковский «Лебединое озеро», «Танец феи Драже», «Танец пастухов», «Вальс цветов».

Ход упражнения. Левую руку дети держат в сторону ладонью вверх, а правую - ладонью вниз над ладонью соседа. Кто-то ударяет по ладошке соседа, начав передачу «электрического тока». В момент, когда ток дойдет до последнего в цепочке, он вскидывает свободную руку с растопыренными пальцами вверх - лампочка загорелась. Наиболее интересным представляется вариант, при котором лампочка может «вспыхнуть» и поцелуем, и поклоном, и другим действием. Усложнение: соблюдать ритм, обозначать «вспышкой» смену частей музыки.

2. «Дефиле. Прогулка»

Цель: выстраивание взаимоотношений и развитие доброжелательности. Объединение всех участников в одно целое.

Репертуар: Д. Шостакович «Вальс-шутка», И. Бах «Шутка», Ф. Шуберт «Музыкальный момент», В. Моцарт «Маленькая ночная серенада». Л. Боккерини «Менуэт», И. Брамс «Вальс», М. Равель «Болеро».

Ход упражнения. Перемещаясь по залу и встречаясь друг с другом, дети должны останавливаться на мгновение и, глядя друг другу в глаза, говорить приятные вещи, комплименты. Это упражнение можно строить и на принципе постепенности: вначале все перемещаются по залу, стараясь не сталкиваться и глядя в пол. На смену музыки перемещения происходят с молчаливым контактом глазами и улыбкой, затем с приветствием, словами, потом с рукопожатием и, наконец, с объятиями.

 3. «Позови меня»

 Цель: вызвать расположение друг к другу.

Ход упражнения. Стоя в кругу, все дети эстафетой передают имя каждого по очереди с той интонацией, с которой его произнес владелец. Это стоит проделать с именем каждого.

4. «Мозаика»

Цель: обучение умению чувствовать соседа, развитие сотрудничества.

Репертуар: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Д. Россини Марш из оперы «Сорока воров- -з», И. Штраус «Марш», Д. Верди Марш из оперы «Аида».

Ход упражнения. С началом музыки дети первой группы идут энергичным шагом с сильным движением сук, сжатых в кулаках. Со сменой частей музыки дети второй группы двигаются легким поскоком. С повторени ем музыки движения детей меняются. Усложнения: менять движения на каждую музыкальную фразу.

Музыкальные игры, творческое музицирование, импровизация на музыкальных инструментах

1.«Симфония»

Цель: развитие самоконтроля, выдержки, сотрудничества в группе.

Репертуар: Г. Свиридов «Зима», «Тройка», С. Прокофьев «Фея зимы» и «Фея Весны» из балета «Золушка Основной вариант. Группа садится вокруг пустого ящика. У каждого свой музыкальный инструмент. Ведущий задает ритм или играет мелодию, или звучит музыка, побуждая участников присоединяться к игре. Через некоторое время, после того как заиграла вся группа, один из участников кладет свой инструмент в ящик (ведущему следует предупредить об этом заранее). Вслед за ним свой инструмент кладет участник, сидящий слева, и т. д. до тех пор, пока все инструменты не окажутся в ящике.

Замечания: возможно, ведущему понадобится голосом или хлопком в ладоши побуждать участников отдавать свои инструменты.

Варианты игры. Эта игра может быть сыграна «в обратном порядке». Инструменты не кладут, а вынимают из ящика. Можно класть инструменты при смене характера музыки, темпа, настроения, части музыки.

 2.«Покатушки»

 Цели:

• развитие сотрудничества в группе, способности различать звуки;

• развитие способности соотносить движения со звуками.

Оборудование: детские музыкальные инструменты.

Основной вариант. Группа садится в круг, а одного участника просят взять инструменты и сесть вне круга. Кто-то из сидящих в кругу берет мяч. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким - катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости оттого, на каком инструменте играет сидящий вне круга. Во время паузы мяч остается у кого-то из группы.

Замечания: возможно, придется напоминать участникам о том, что при всех манипуляциях с мячом им следует оставаться в сидячем положении.

Варианты игры. Играющий за кругом может петь контрастные по звучанию песни. Можно использовать мячи разного типа и размера, три и более инструментов. Можно использовать другие предметы. Можно попробовать разные способы передачи мяча.

3.«Гляделки»

Цель: развитие зрительного контакта, сотрудничества, внимания.

Основной вариант. Группа садится в круг. У каждого участника имеется музыкальный инструмент. Ведущий начинает играть на своем инструменте и вскоре взглядом призывает кого-то из группы последовать своему примеру. Через некоторое время присоединивший участник смотрит еще на кого-то, и тот, в свою очередь, начинает играть. Так продолжается до тех пор, пока не заиграет вся группа.

Замечания: инструменты могут лежать на полу.

Варианты игры. Только ведущий взглядом призывает участников к совместной игре. Ведущий может помогать участникам осознать зрительный контакт, пропевая в соответствующий момент их имена.

Активное слушание.

«Хор рук»

Цель: ансамблевой слаженности,  выдвижение личной инициативы (проба в роли лидера), развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, способности к двигательной импровизации, накопление  художественно-пластических и двигательных навыков;

 

Основной вариант: все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» – другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые.

Замечания: использование дополнительного атрибута – «перчаток» – снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т.д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.).

  • двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания;
  • является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков;
  • способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы;
  • развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия;
  • может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста;
  • показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. 

Список использованной литературы

  1. Буренина, А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
  2. Лутфулина, Т.Р. Справочник музыкального руководителя / Т.Р. Лутфулина// Формирование социально- коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности.    -2013. - №7. - С.42-52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества».

Цель семинара - практикума - мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.Задачи:- обо...

Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».

laquo;Создание условий для формирования  социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР  в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....

Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности

quot;В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" Ральф ЭмерсонКогда мы ищем в книгах ,в интернете ин...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....