Консультация "Особенности музыкального воспитания детей с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике

Кузнецова Елена Анатольевна

Самые сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В настоящее время опыт не только нашей страны, но и стран всего мира свидетельствует, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Среди них ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрения. К счастью, для таких детей существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которых лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

С какими же типичными отклонениями от нормы в развитии ребенка приходится сталкиваться педагогам?

Нарушение зрения, естественно, влияет на формирование зрительного восприятия, которое у слабовидящих детей отличается неполнотой и фрагментарностью образа. Ребенок может увидеть не весь предмет целиком, а только его наиболее яркую часть, которая не всегда определяют сущность этого предмета. Это происходит потому, что  детям с нарушением зрения сложно распределять свое внимание: ребенок пытается рассмотреть яркое пятно, а общая картина выпадает из поля зрения. Например, яркий мех пушистой игрушки привлек внимание такого ребенка, но при этом он даже не задумался или не увидел, какой это зверь.

У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость (быстро устают). У некоторых детей возникают затруднения в прослеживании движущихся объектов, у многих – нарушение речевого развития, непроизвольное и неустойчивое внимание, плохая память. Кроме этого, у детей с нарушением зрения наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей присутствует неуверенность в себе, крайняя зажатость, заторможенность (гиподинамия), а у других – сильная расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений.  У тех и у других – аритмичность двигательных актов, трудности  зрительно – пространственной ориентировки.  И в том и в другом случае дети возбудимы, эмоционально ранимы, часто плаксивы и не могут управлять своими чувствами.

Все это объясняется тем, что зрительный, слуховой и речедвигательный центры коры головного мозга находятся в одной зоне, и сигналы, поступающие в эти центры, пересекаются и воздействуют друг на друга как положительно, так и отрицательно  (при патологии одного или нескольких центров).

У ребенка со значительным нарушением зрения часто наблюдается напряженный или, наоборот, отсутствующий взгляд, невыразительное лицо «маска», скованность и схематизм в передаче  различных движений.

Главное содержание музыки – чувство, эмоция, настроение, поэтому именно на музыкальных занятиях особенно видна необходимость коррекции эмоционально – поведенческих нарушений детей с патологией зрения.

Педагогам необходимо знать, что в процессе приспособления и перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразвитии зрительных функций человека (при компенсации), никаких принципиально новых физиологических механизмов не возникает. Это те же нервные процессы, свойственные нормальному организму, но протекающие своеобразно, в зависимости от степени и структуры патологии, от содержания и условий деятельности и от общего состояния организма ребенка, его индивидуальных особенностей. Т. о. особенности развития детей с нарушением зрения указывают на то, что музыкальное воспитание актуально и необходимо на протяжении всего дошкольного возраста.

Как уже отмечалось выше, нарушение  зрительных функций влечет за собой отклонения  в речевой, двигательной, психической сферах. У детей появляется сенсорный голод, т.е.ограничение или полная потеря зрительного контроля и замена ее контролем осязательным и слуховым. Поэтому приходится компенсировать познавательную деятельность детей с нарушением зрения целой системой форм, способов и методов музыкального воспитания.

Следует придавать большое значение восприятию музыки с помощью музыкального движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формировать целостность музыкальных образов. К тому же свободное, естественное движение под музыку снимает эмоциональное напряжение. При этом развивается устойчивый интерес к музыкальному движению как виду музыкальной деятельности. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения является важной задачей педагогов детского сада, чем раньше ребенок сможет овладеть методами пространственной ориентации, тем легче ему будет овладевать  остальными навыками. При развитии у детей с нарушением зрения  ориентировки в пространстве следует помнить о том, что для них нужен яркий ориентир, который помогает им осознать местоположение  и направление движения каждого ребенка (обручи, гимнастические палки, игрушки). Учитывая уровень развития и возможности каждой группы детей, я обязательно включаю упражнения с предметами.

Доказано, что понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях, можно, не снижая интереса детей, добиваться долговременной памяти и двигательных навыков.

Наиболее доступным видом музыкальной деятельности считается пение, а в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, пение играет определяющую роль в развитии музыкальных способностей и устойчивого интереса к музыке. Практика показывает, что успешно развивать певческий голос ребенка можно лишь в том случае, если ребенок развивается эмоционально. Если ребенок отстает в эмоциональном развитии, то даже при нормальном развитии интеллекта он не проявляет интереса к пению. У такого ребенка невыразительная речь, преимущественно в узком диапазоне, певческий голос звучит тускло, певческий диапазон равен речевому.

Чаще всего это дети с нарушениями речи, преимущественно мальчики, поздно начавшие говорить. Редко, но встречаются и неэмоциональные девочки. Для успешного певческого развития таких детей необходимо искать песни, которые совпадают по содержанию с их интересами, также с удовольствием они поют маршевые, ритмичные песни. Необходимо создавать все условия для того, чтобы неэмоциональные дети почувствовали некоторую свободу в пении, пережили состояние успеха, приложив для этого минимальные усилия. Педагогам нужно постоянно подбадривать таких детей, замечать их старания, хвалить перед сверстниками.

Для слабовидящих детей развитие  музыкального слуха необходимо как для компенсации патологии зрения, так и для преодоления типичного отставания в развитии речевой и, соответственно, мыслительной функции.

Для активизации внимания при обучении детей пению использую различные приемы обучения детей пению: пение цепочкой, с солистами, подгруппой, на открытом слоге, с закрытыми глазами. Работая над песней,  нужно уделять большое внимание тексту – проговариванию, объяснению смысла слов и словосочетаний. Дело в том, что дети с нарушением зрения и речи не всегда адекватно понимают смысл даже знакомых, частоупотребляемых слов. Поэтому педагоги должны знать текст песен, эмоционально и артистично передавать ее образное содержание, чтобы увлечь каждого, т.к. разучивание песни требует от ребенка с нарушением зрения больших волевых усилий и интеллектуального напряжения. Полюбившиеся песни дети часто и с удовольствием иполняют не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни, иногда сочиняют свои песенки, как правило, озвучивая какую-нибудь игрушку или свою роль в сюжетно-ролевой игре. Как уже отмечалось выше, нарушение  зрительных функций влечет за собой отклонения  в речевой, двигательной, психической сферах. У детей появляется сенсорный голод, т.е. ограничение или полная потеря зрительного контроля и замена ее контролем осязательным и слуховым. Поэтому приходится компенсировать познавательную деятельность детей с нарушением зрения целой системой форм, способов и методов музыкального воспитания.

Психическое развитие дошкольников тесно связано с чувственным познанием окружающего мира, который для них полон загадок. Поэтому надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления детей о свойствах предметов и явлений жизни, развивать речь. У детей с нарушением зрения в процессе восприятия музыки возникают определенные трудности. Здесь важно активизировать сохранные анализаторы. Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее мыщцами, дыханием, движением и даже в тактильном ощущении и цветовой ассоциацией. Остановлюсь подробнее на последнем – рисование музыки - не сюжет, а пытаются передать цветом (красками) свои ощущения, возникающие при прослушивании  музыки. Т. о

Арттерапия  –  это специализированная форма психотерапии, основанная   на

искусстве,  в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Таким образом, рисование

выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей

действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения

различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому

рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых

состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Т.о., педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных заданий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание  является  одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны  рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...

«Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения»

Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных  заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни - изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, ...

Информационно-компьютерные технологии в организации музыкальной деятельности детей с нарушением зрения.

Использование компьютерных технологий делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, значительно повышает интерес детей и их активность....