«Технология синквейн в работе с детьми ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Фролова Наталия Викторовна

В работе с детьми необходимо максимально использовать все известные  методы и способы, в том числе и современные к которым относится инновационная технология - составление синквейна.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

сп ГБОУ ООШ №12 г.о Чапаевск детский сад №5 «Зернышко» Подготовила : воспитатель Фролова Наталия Викторовна 2019 год «Технология синквейн в работе с детьми ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО»

Слайд 3

В переводе с французского слово « синквейн » означает « cin q »- пять. ( пять удач или пять вдохновений) Это стихотворение, состоящее из пяти строк.Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы. В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси , опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка .

Слайд 4

Правила составления синквейна : 1 . Первая строка – заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного . 2. Вторая строка – пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна . 3. Третья строка – записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна . 4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. 5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов . Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно .

Слайд 6

Яблонька Ветвистая, цветущая Растет, плодоносит, укрывает На яблоньке созрели яблоки. «Гуси – лебеди» Творчество детей

Слайд 7

Тема синквейна может быть любой о природе; о картине и литературном герое; о семье (маме или папе); о настроение; по теме неделе и т.д.

Слайд 8

В чем же его эффективность и значимость Его простота. Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.



Предварительный просмотр:

Фролова Наталия Викторовна

Воспитатель ГБОУ ООШ№12г.о.Чапаевск с.п.д/с№5 «Зернышко»

«Технология синквейн в работе с детьми ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО»

Сегодня  перед педагогами детского сада стоит одна из главных задач научить не только связно и красиво говорить, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, но и мыслить, уметь выделять главное, обобщать, делать самостоятельно выводы, кратко формулировать свои высказывания.

В работе с детьми необходимо максимально использовать все известные  методы и способы, в том числе и современные к которым относится инновационная технология - составление синквейна.  Основательницей  этой технологии является американская поэтесса Аделанда Крепси. Синквейн ( в переводе с французского означает «пять» - пять удач или пять вдохновений) – это пятистрочное, нерифмованное стихотворение. Существует несколько видов синквейна: традиционный, обратный, синквейн – бабочка, гирлянда – синквейнов, корона синквейнов, дидактический. В детском саду в работе с детьми ОВЗ используем дидактический синквейн.

  Правила составления: первая строка- одно слово существительное, это тема, то о чем будет говориться( предмет  или явления).Для написания второй строки нужно придумать два прилагательных характеризующих этот предмет, которые помогут раскрыть тему . На третьей строке пишутся три глагола, которые опишут действия этого предмета. Четвертая строка это  предложение, (пословица, крылатая фраза) в котором ребенок должен выразить свое отношение к предмету, который описывал. И пятая заключительная строка – это слово ассоциация или слово, которое выражает чувства к выше сказанному.  Соблюдение правил в написании  дидактического  синквейна не обязательны. Например, в четвёртой строчке можно составить предложение из трех, четырех и более слов, а в пятой – два слова. Для обучения составления синквейна, мы пользуемся схемой – «елочка», которая помогает детям увидеть количество слов и строк. Примеры детских стихов со словом «осень»

Осень

Хмурая, дождливая

Срывает, холодит, плачет

Мне нравиться осень.

Дождь.

          Осень

          Золотая, поздняя

           Наступает, украшает, кормит

            Мне нравиться золотая осень.

            Время года

Для применения данной технологии не нужно создавать специальных условий. На первом этапе знакомства  можно использовать упражнения «Подбери определение», «Кто что делает», «Узнай по описанию», для того чтобы ребенок имел достаточный  словарный запас по данной теме. Затем предлагается придумать распространенное предложение с этими словами. В ходе составления дидактического синквейна задания могут меняться это могут быть:  

- составление по группам на заданную тему;

- рисование иллюстраций к своему синквейну;

- совершенствование готового;

- составление рассказа по синквейну;

- составление загадок;

-составление синквейна по прослушанному художественному произведению;

- мини- концерт перед группой.         

На занятиях эта работа организуется как игра, в процессе которой дети высказывают свое мнение, договариваются, учатся слушать друг друга.

 Используя эту технологию, мы создаем условие для развития личности ребенка,  которая способна критически мыслить, которая сможет исключать лишнее и выделять главное, а также расширим творческие возможности каждого ребенка. Нерифмованные стихи, можно составлять на различные темы (о природе,  настроении,  семье, литературных героях, по теме недели и т. д.), если возникают трудности, следует  помочь наводящими вопросами. В ходе работы применить  индивидуальный подход, что способствует обогащению и расширению словаря, а так же педагог сможет оценить уровень усвоения пройденного материала. Дети привыкают к составлению нерифмованных стихов - это становиться интересным и занимательным делом. Происходит объединение обучающей цели, которую преследует воспитатель и игровой ради которой действует ребенок.        

  И в заключении, если использовать  дидактический синквейн в коррекционной работе, активизируются мыслительные процессы,  увеличиться лексический словарь, дети  научаться высказывать свои мысли вслух.

Список литературы

 Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

Ушакова О. С. «Придумай слово». – Т. Ц. Сфера, 2010.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Использование технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель данной статьи - познакомить педагогов ДОУ с актуальными вопросами использования современной технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которая является...

Доклад на семинаре «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию» (2022 г.)

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...

Презентация «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию» (2022 г.)

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...

Семинар для воспитателей "Использование инновационных технологий "Утренний круг", "Клубный час" в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО"

Педагогическая технология  «Клубный час» - это технология успешной социализации дошкольников, которую наш детский сад использует в своей работе первый год. Данную технологию...