Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике

Зуева Яна Борисовна

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_rabochey_programme_dlya_slabovid.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей МБДОУ «Детский сад № 63» на 2020-2021 учебный год

     Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей МБДОУ «Детский сад № 63» Прокопьевского городского округа  на 2020-2021 учебный год (далее – Программа) разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих детей.  

     Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

     Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

      Целевой раздел  Программы для слабовидящих дошкольников   включает пояснительную записку, в которой обозначаются ее цели и задачи, описываются особенности развития и особые образовательные потребности слабовидящих детей,  принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения (в виде целевых ориентиров) воспитанниками со зрительной депривацией.

      Цель Программы: создание образовательной среды, обеспечивающей дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие слабовидящему ребенку, осуществляющему жизнедеятельность в условиях трудностей зрительного отражения и суженной сенсорной системы.

     Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих задач: 

- формирование общей культуры личности слабовидящего дошкольника с развитием им социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;

- обеспечение профилактики появления и при необходимости коррекции нарушений в области зрительного восприятия с преодолением слабовидящими дошкольниками трудностей зрительного отражения, формированием адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия c их визуализацией и повышением осмысленности; профилактики и при необходимости коррекции вторичных нарушений в сферах личностного развития, возможность появления которых обусловлена прямым или косвенным влиянием нарушенного зрения;

- обеспечение освоения слабовидящими дошкольниками целостной картины мира с расширением знаний и формированием представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, связей предметных причинно-следственных, родовых, логических;

- формирование у слабовидящего ребенка образа «Я» с развитием знаний и представлений о себе, развитием интереса к окружающему, их широты, освоением опыта самореализации и самопрезентации в среде сверстников;

- обеспечение преемственности целей и задач дошкольного и начального общего образования слабовидящих детей с учетом и удовлетворением их особых образовательных потребностей;

- создание условий для формирования у слабовидящего ребенка предпосылок

учебной деятельности с обеспечением готовности к освоению письма и чтения как базовых учебных умений, развитием компенсаторных способов познавательной деятельности, пространственной ориентировки на микроплоскости, развитием их общей и двигательной активности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития, воспитания и образования слабовидящих детей.

       Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей слабовидящему ребенку коррекцию трудностей развития, обусловленных негативным влиянием зрительной депривации, раскрытие аспектов образовательной среды: характер взаимодействия взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

      Программа   обеспечивает реализацию целевых ориентиров дошкольного образования слабовидящих детей    3-7 лет в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности. В соответствии с ФГОС ДО и с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих детей в Программе особое место занимает абилитация слабовидящих детей.

     Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности  учителя-дефектолога и слабовидящих детей и через организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Важно наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации,  а так же сочетание индивидуальной и подгрупповой форм организации работы с детьми.

     В Организационном разделе Программы представлено, в каких условиях она реализуется и осуществляется: психолого-педагогические условия развития дошкольников, организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды, материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,  а также  кадровые  условия реализации программы

      Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей детей, не имеющих других, кроме зрительных, первичных нарушений (сенсорных, интеллектуальных, двигательных). В тоже время, Программа учитывает особенности здоровья детей этой группы.

     Срок реализации Программы  - 1 год (2020-2021 учебный год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...

Рабочая программа учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью

Рабочая программа учителя-дефектолога разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (легкая и умеренная)....

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год

Аннотация к Рабочей программе  учителя-дефектолога (тифлопедагога)  для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа учителя-дефектолога/тифлопедагога для детей с нарушениями зрения 5-7 лет

Рабочая программа учителя-дефектолога разработана в соответствии адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями зрения МКДОУ «Детский сад № 40...

Рабочая программа учителя-дефектолога в комбинированной группе для детей 5-7 лет с задержкой психического развития

Данная рабочая программа разработана для работы с детьми комбинированной группы старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического   развития...

Рабочая программа учителя -дефектолога в средней группе для детей ЗПР

Учебно-методический материал в помощь для молодых специалистов....

Рабочая программа учителя-дефектолога коррекционной старшей группы для детей с ЗПР

Федеральная образовательная программа позволяет учителю - дефектологу определить содержание коррекционной работы на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с уч...