Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения (часть 1)
статья по коррекционной педагогике

Зуева Яна Борисовна

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика

 для детей с нарушением зрения (часть 1)

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

     Можно ли улучшить остроту зрения у дошкольника? Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка? 

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство).            ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков! 

Упражнение «Ладонь, рама, дерево, дом, небо»

  1. Ребенок стоит у окна на расстоянии   1 метр.
  2. Вытягивает одну руку вперед, поворачивает ладонью к себе, и внимательно рассматривает   линии, рисунок кожи  на ладони.
  3.  Затем  переводит взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассматривает ее мелкие детали.
  4.   Устремляет взгляд за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево,  качеля, машина, то рассматривает   детали.
  5.  Перемещает взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассматривает его окна и балконы.
  6.   После этого  смотрит  далеко в небо —   в бесконечность.
  7. Поэтапно возвращает  взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

    Повторите упражнение: «Ладонь, рама, дерево, дом, небо».

     И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии.

     Далее  «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно.  

     Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

    Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

    Гимнастика подходит для ребенка с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от  педагога или родителя, чтобы  понять и воспроизвести  упражнение правильно и эффективно. Детям  старшего дошкольного возраста и младшим школьникам достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

     Внимание! Только регулярное выполнение упражнений приводит к стойкому положительному результату!  Берегите зрение – дар природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.

В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".

В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду....

Зрительные упражнения для детей с нарушением зрения (часть 2)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....