Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения во время режимных моментов (организация питания)
консультация по коррекционной педагогике

Метельская Наталия Геннадьевна

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения является коррекционно-развивающая работа, основные направления которой:

- развитие зрительного восприятия;

- ориентировка в пространстве;

- социально-бытовая ориентировка;

-развитие осязания и мелкой моторики.

Коррекционная работа по всем этим направлениям организуется не только на специальных занятиях, но и во время режимных моментов. При организации дежурства детей, подготовке столов к приёму детьми пищи, а также в разнообразных играх можно использовать интересные задания, которые направлены на коррекцию недостатков зрения, социализацию детей, формирование навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korr.rabota_pri_org._pitaniya.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с детьми

с нарушением зрения

во время режимных моментов (организация питания)

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Метельская Н. Г.

Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения строится комплексно, с включением имеющегося зрения и всех сохранных анализаторов, возможностей ребёнка. Это обеспечивает психофизическое развитие детей.

Задачами ДОУ для детей с ОВЗ являются:

  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательно-воспитательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ.

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности    с детьми с ОВЗ является коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий.

Коррекционная работа в ДОУ предусматривает всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса, тесную взаимосвязь со всеми образовательными областями детской деятельности как на занятиях, так и в свободной деятельности детей, а также во время режимных моментов, в том числе при организации питания.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие зрительного восприятия детей
  • Ориентировка в пространстве
  • Социально-бытовая ориентировка
  • Развитие осязания и мелкой моторики

Коррекционную работу по всем этим направлениям можно организовать при организации дежурства детей, подготовке столов к приёму детьми пищи, и непосредственно при её приёме, а также в разнообразных дидактических играх.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Приёмы работы направлены на коррекцию недостатков зрения, социализацию воспитанников и способствуют нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, предметной деятельности.

Так, для развития зрительного восприятия детей во время организации питания можно закреплять сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Детей просят уточнить цвет приготовленных блюд, посуды, назвать форму кусочков хлеба, запеканки, сырников, котлет, блинчиков, форму и величину предметов посуды. В виде игры можно предложить ребёнку назвать блюдо по его цвету, виду.

Используются дидактические игры «Овощи и фрукты, и разные полезные продукты», «Подбери чайную посуду для кукол», «Столовые приборы».

Для развития ориентировки в пространстве педагог предлагает детям во время дежурства располагать предметы посуды по его указанию: тарелку напротив стула, справа от тарелки положить ложку, позади тарелки – бокал, и т.д. Так дети учатся выделять и анализировать пространственные признаки, ориентируясь на плоскости стола. Кроме этого, в ДОУ имеется рельефное изображение сервированного стола с посудой и продуктами для занятий с детьми с нарушением зрения при обучении их ориентировке на микроплоскости (особенно важно использование этого методического пособия для работы со слепыми детьми).

В работу по развитию ориентировки в пространстве можно включать задания не только для развития зрительно-пространственного восприятия, но и всех сохранных анализаторов: дидактические игры «Узнай блюдо по вкусу, по запаху», «Узнай на ощупь» (предметы посуды, некоторые продукты – фрукты, хлеб, и т. д.), «Накрой стол куклам для обеда (можно и на ощупь)».

При обучении социально-бытовой ориентировке педагог сначала рассказывает сам, а затем просит рассказать детей о том, как следует сервировать стол, о блюдах и продуктах, из которых они приготовлены, о том, из чего сделаны различные предметы посуды, столовых приборов. Для детей очень интересно разгадывать загадки о посуде, продуктах, блюдах и самим составлять и загадывать описательные загадки. Вот некоторые дидактические игры о питании.

«Каши разные нужны». Взрослый предлагает ребёнку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп? (Каша из гречки – гречневая, из манки – манная, и т. д.).

«Магазин полезных продуктов». «Покупатель» загадывает любой полезный продукт, затем, не называя его, описывает (называет свойства, качества, чем он полезен, что можно из него приготовить) так, чтобы продавец догадался, о каком продукте идёт речь. Например, покупатель просить дать ему жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно просто пить или сварить на ней кашу. (Молоко).  

Для развития осязания и мелкой моторики детей полезно не только простое сервирование стола. Можно также предложить ребёнку выполнить предметно-практические действия на ощупь. Детям с большой потерей зрения и слепым детям предлагается такая работа с рельефным изображением сервированного стола с посудой и продуктами. Данное методическое пособие применяется не только для развития ориентировки в пространстве, но и для развития осязания и мелкой моторики. Для этого же может служить и сам приём пищи детьми, умение правильно держать столовые приборы и пользоваться ими. Также способствуют этому такие дидактические игры, как «Накорми куклу», «Накрой стол для куклы на ощупь», «Рассортируй крупы для каши (семена)» и т. д.

Воспитатель во время организации питания

  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает зрительное восприятие, сохранные анализаторы, тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций учителя-дефектолога (тифлопедагога); 
  • впоследствии может проконсультировать родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего тренинга для детей с нарушением зрения, имеющих вторичное отклонение ЗПР в старшей группе На тему: «Остров дружбы»

Находясь в одном времени и пространстве с другими людьми, человек постоянно общается с ними. Иногда только с помощью взглядов, но чаще всего вербально. Основное значение при этом имеет способность пра...

Коррекционно – развивающее занятие для детей с нарушением зрения старший возраст Тема: “Сад – огород”

Данный материал способствует развитию сенсорного восприятия, навыков микроориентировки ,совершенствует моторные навыки....

Консультация "Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО".

Консультация про особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе «Наши глаза»

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с нарушением зрения «Наши глаза».Образовательные задачи:1.Продолжать знакомить с ролью органа зрения в жизни человека.2.Учить...

Работа воспитателя по развитию речи во время режимных моментов

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВРЕМЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы. Воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Вос...