"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО"
консультация по коррекционной педагогике

Уткина Екатерина Игоревна

Выступление на РМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Выступление на районно-методическом объединении

 на тему:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

Составители:

Мартынова М.А.

Пименова Т.Н.

Трифонова О.А.

Уткина Е.И.

г. Клин

          Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко считают, что система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального и общего образования является необходимым условием интеграции, которая призвана помочь таким детям адаптироваться к современным социальным условиям и сформировать в обществе толерантное отношение к ним.

        Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

         Основная цель психолого-педагогического сопровождения, заключается в обеспечении психологического и социального благополучия воспитанников с ОВЗ, охраны прав личности, в том числе и в процессе проведения оценочных процедур. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями, в связи с этим, становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют все участники образовательного процесса. По отношению к детям с ОВЗ в дошкольной образовательной организации осуществляется специально организованный образовательный процесс, который предполагает осуществление психологического сопровождения и психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ.

Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

1. Сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.

3. Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ.

4. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия.

5. Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

6. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка.

 7. Информирование родителей о результатах работы с детьми.

8. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения

9. Проектирование последующей работы с детьми.

Прогнозируемые результаты для каждой категории участников:

Дошкольники: позитивная адаптация к условиям ДОО; динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу; эффективное формирование нарушенных функций; развитие личности ребенка, развитие навыков общения; приобретение социального опыта.

Педагоги: развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ; профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования; приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.

Родители: получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; адекватность установок в отношении перспектив ребенка; информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОО; приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ; получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.


Список литературы

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-modeli-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v
  2. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2008. № 2. С. 86-94. 
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-postroeniya-modeli-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление человека на небывалую высоту.

Л.С. Выготский, А.Р. Лурия

В настоящее время в системе образования детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста происходят существенные изменения.   Совершенствуется нормативно-правовое обеспечение, подходы к организационным и содержательным аспектам процессов обучения детей.  

Ухудшение физического, психоневрологического, нравственного, эмоционального здоровья детей стало предметом тревоги общества. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с тяжелыми нарушениями речи и нуждаются не только в коррекционном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-медико-педагогическом сопровождении.

Вопросы логопедического сопровождения становятся основополагающими в жизни этих детей, и эти дети должны находиться в поле зрения логопедического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физиологические особенности и возможности.

Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений: диагностическое, психологическое, социально-реабилитационное, педагогическое, медицинское.

Положительная динамика коррекционно-воспитательной работы определяется четкой системой. В данном процессе учитель-логопед, выступает, как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь, а также оптимальное распределение нагрузки в течение дня.

Целью сопровождения является создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов детей с тяжелыми нарушениями речи.

Этапы логопедического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи:

I этап логопедического сопровождения – налаживание первоначального контакта. Установить контакт в сфере его собственных интересов, приятных и доступных ему действий.

II этап логопедического сопровождения – всестороннее обследование речи ребенка. Полученные результаты обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте.

Анализ результата обследования позволяет сделать заключение и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

III этап логопедического сопровождения – коррекционная работа которая осуществляется на индивидуальных занятиях.

IV этап логопедического сопровождения – отслеживание динамики речевого развития детей. Промежуточная диагностика речевого развития, проводится по той же методике, которая была использована на втором этапе логопедического сопровождения.

Результатом проделанной работы является переход дошкольников с тяжелым нарушением речи на более высокий уровень развития речи и познавательных процессов.

Важным направлением работы учителя-логопеда в логопедическом сопровождение ребенка с тяжелым нарушение речи, является взаимодействие с родителями.  Работа учителя-логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних рекомендаций, даваемых логопедом. Организуя выставки, матер-классы, практикумы для родителей, различные развлечения, консультации, открытые занятия, происходит включение родителей в коррекционную программу в соответствии с лексической тематикой.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами.  Педагоги в своей работе используют такие средства, как учебно-методические пособия, методические рекомендации, электронные издания, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, глобальная сеть Интернет

Таким образом, процесс логопедического сопровождения ребенка с тяжелым нарушением речи – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.

Список литературы

  1. Басангова Б. М., Танцюра С. Ю., Мартыненко С. М. – М.: Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации.

Издательство: Сфера, 2017 г.

  1. Рогова, А.А.  Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи. Материалы всероссийской студенческой научно-практической
    конференции «Актуальные проблемы образования: позиция молодых» - Челябинск 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскры...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...