Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения
рабочая программа по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr_6-8_let_5_y_god_obucheniya_2020.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87  

       

Рассмотрена на заседании                                                                                     «Утверждаю»

педагогического совета №                                                 Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87  

от _______________2020г.                                                 _________________ К.Е. Некрасова

                                                                                             «____» ___________________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

5-го года обучения

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Вид деятельности «Коррекция эмоционально-волевых компонентов»

                                                                               

г. Калининград

2020

                                                       

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов: 

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),

- АООП ДО для детей с ЗПР МАДОУ ЦРР д/с № 87.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

          Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» одна из важнейших для воспитания и обучения детей с ЗПР. Специфика работы с детьми с ЗПР и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.

 Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. В качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых, которые часто представлены обращениями типа «Дай мне», «Я не хочу заниматься», «А меня заберет мама?» и т.д. В контакт со взрослым по собственной инициативе вступают редко. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослыми.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

В эмоциях дети непосредственны, они не могут оценивать необходимость в соблюдении дистанции в отношениях с окружающими, особенно старшими людьми. Чаще всего у детей наблюдается несамостоятельность, детская живость, непосредственность в реакциях и высказываниях.

                                 2.Цель и задачи программы

      Цель: Социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности, формирование эмоционального интеллекта и развитие волевых качеств личности.

Задачи программы

  1. Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
  2. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и      потребности в общении.
  3. Формировать представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
  4. Развивать осознанное восприятие и отношение к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.
  5. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
  6. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственных поступков и поступков окружающих.
  7. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирования доверия к собеседнику.
  8. Вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.

              Реализация поставленных целей и задач происходит через следующие формы обучения детей:

- развивающие игры,

- игры-драматизации,

-  сюжетно-ролевые,

- словесные;

- подвижные игры,

- релаксационные упражнения;

- беседы;

- этюды;

- импровизации;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- сочинение историй;

- чтение художественной литературы;

- элементы арттерапии;

- релаксационные упражнения;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- аналогия с растительным и животным миром;

- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений;

- психогимнастика;

- элементы сказкотерапии.

                                  3.Планируемые результаты реализации программы

1.  Ребенок понимает свои индивидуальные особенности.

2. Эмоционально воспринимает и понимает окружающих и себя, обладает установкой положительного отношения к миру.

3. Анализирует собственные поступки и поступки окружающих, адекватно проявляет свои чувства.

4. Ребенок проявляет потребность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

5.   Может пользоваться средствами общения адекватно ситуации.

6. Может контролировать свое поведение в общении, старается разрешать конфликты.

7.  Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.  

8.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать   неудачам и радоваться успехам других.

9. Ребенок   проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.  

Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.

                                   

4.Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Мое имя

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения

Какой «Я»?

Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста

Моя любимая сказка

Учить детей определять предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям

Мой любимый цвет

Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете, помочь им понять, что предпочтения бывают разные

октябрь

Моя любимая еда

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

Мое любимое занятие

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, помочь им понять, что предпочтения бывают разные

Я сам

Определять вместе с детьми их возможности в связи с возрастом, полом, индивидуальными возможностями. Развитие навыка понимания своей индивидуальности, быть в мире с собой

Моя семья

Развивать у детей теплые отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека

ноябрь

Дом, в котором ты хочешь жить

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам быта, помочь им понять, что предпочтения бывают разные

С кем ты хочешь подружиться

Определять вместе с детьми их предпочтения в выборе друга

Настроение и погода

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода

На природе

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них природа

декабрь

Мимика

Продолжать знакомство детей с внешним выражением разных эмоциональных состояний

Добрый, злой

Помочь детям понять, что такое доброта и злость, как адекватно выражать свои чувства

Грусть

Помочь детям понять, что такое грусть, что значит плохое настроение, как поднять настроение

Гнев

 Помочь детям понять, что такое гнев, как адекватно выражать свои чувства

январь

Страх

Помочь детям справляться со своими страхами

Удивление

Помочь детям понять распознавать удивление

Радость

Помочь детям понять, что такое радость, как адекватно выражать свои чувства

Маски эмоций

Помочь детям устанавливать связи между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают

февраль

Я и другой: мы разные

Развивать представления об индивидуальности каждого человека, терпимого отношения к другим людям

Давай познакомимся

Учить детей самостоятельно устанавливать новые знакомства

Давай никогда не ссориться

Развивать навыки поведения в трудных жизненных ситуациях. Развивать эмпатию, умения общаться друг с другом

март

Взаимопомощь

Формировать представления о помощи другим, развитие навыков дружеского общения

Вредные привычки

Формировать представления о вредных привычках, желания заботится о своем здоровье

Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)

Формировать понятия «нельзя», «надо». Воспитывать стремления преодолевать свои отрицательные черты в поведении

Секрет волшебных слов

Воспитывать культуры общения. Учить приемам вежливого обращения с окружающими

апрель

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Развивать навыки оценки поведения и поступков своих и других людей в различных жизненных ситуациях.

Формировать умения определять основные черты характера людей

Мальчики и девочки

Развивать представления о внешнем облике мальчиков и девочек, развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек

май

Играем вместе

 Развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитывать стремления понимать и уважать мнение собеседника.

Порядок в твоем доме

Приучать детей содержать в порядке свое жилье, группу в детском саду, окружающую среду

День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)

Развивать навыки доброжелательного общения с окружающими людьми, умения радоваться за успехи других людей.

итого

36 занятий

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование учебно-методических материалов

Дидактические пособия:

  • «Мы все разные». Старший дошкольный возраст
  • «Как вести себя». Старший дошкольный возраст
  • «С кем ты дружишь?». Старший дошкольный возраст

Дидактические игры:

  • Игра «Путешествие в мир эмоций»
  • Игра «Эмоции»
  • Игра «Театр настроения»
  • Игра «Пиктограммы»
  • Игра «Калейдоскоп эмоций»
  • Игра «Наши эмоции и чувства»
  • Игра «Домик настроений»
  • Игра «Зоопарк настроений»
  • Игра «Кубик настроений»
  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Методика исследования эмоциональной сферы  

Минаева В. М.

1

Тест тревожности

Тэмл-Дорки-Амен

1

Методика «Секрет» (Социометрия)

1

Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник:                   обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия   развития», 2010

1

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль: «Академия развития», 2009  

1

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль. «Академия развития», 2008

1

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.  М.: Просвещение, 2005

1

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2010

1

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство Гном и Д, 2009

1

Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с ЗПР. Старший дошкольный возраст. – Волгоград: Учитель, 2014

1

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для ролителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007

1

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: «Валерии СПД»,   2002

1

1

                     

   6. Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Рабочая зона педагога-психолога  

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий  
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов
  • Материалы для психолого-педагогической диагностики (диагностический инструментарий)
  • Уголок для консультирования

Зона коррекции

  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Рабочие столы и стулья для проведения занятий    
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие игры  
  • Раздаточные и демонстративные материалы

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

Музыкальный центр

1

Подборка CD с записями музыки

5

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения...