Практика "Час игры" как условие социализации детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Абукова Ирина Геннадьевна

В практике описывается  "Час игры",  условие которое способствует социализации детей с ОВЗ в среде дошкольников. описываются цели, задачи, принципы практики. рекомендации и трудности ее реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика  «Час игры» как условие социализации детей с ОВЗ»

 Ключевые слова: дети с ОВЗ, социализация, взаимодействие, самостоятельность, выбор деятельности, коммуникация, игровая деятельность, инклюзия.

Практика реализуется в дошкольном образовании.

Участники практики:

- воспитанники;

- родители;

- воспитатели;

- методисты.

 Актуальность

Право на качественное образование – одно из самых значимых, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей. В связи с этим становится актуальным необходимость обеспечения доступности образования и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с ОВЗ.

В соответствии с федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Правильно организованная инклюзия создает необходимые предпосылки для успешности всех без исключения детей, а также способствует удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

С появлением в детском саду детей с ОВЗ, детей – инвалидов стало проблемой  социализация таких детей в среде воспитанников.

Мы в нашем детском саду для себя поставили цель: определение доступных условий  для социализации детей с ОВЗ в ДОУ.

     Суть социализации детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество.

Социализация нужна для того, чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Задачи ДОУ и семьи для успешной социализации:

- создать адекватные условия для развития игровой деятельности;

- создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством игровой деятельности;

- приобщить детей с ОВЗ к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством игровой деятельности.

Суть практики:

Ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко отмечали особую значимость игровой деятельности в социализации детей дошкольного возраста. Именно в игре осуществляется процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально - культурного опыта, проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность.

Игра служит средством развития и самореализации детей с ОВЗ, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству, поэтому мы считаем, что практика «Час игры» наилучшим образом способствует социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Идея практики:

Процесс социализации детей с ОВЗ будет более эффективным, если регулярно включать таких детей в работу по практике «Час игры».

То- есть, ребенок с ОВЗ, играя, включается в процесс социализации.

Для организации игровой деятельности необходимо придерживаться определенных принципов:

- стимуляция и поддержка игровой деятельности;

- недирективность в игровом взаимодействии с ребенком;

- уважительное отношение к игре ребенка и самому ребенку;

- адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка;

- доступная организация игровой среды.

Реализация практики

Реализация практики «Час игры» осуществляется в группах комбинированной направленности уже второй год, которые посещают дети с ОВЗ, дети – инвалиды. В этом учебном году в реализацию данной практики была включена группа общеразвивающей направленности.

Практика «Час игры» или ее еще называют «Час свободной игры» реализуется в группах 2-3 раза в неделю. Начало это групповой сбор, во время которого дети выбирают направление своей деятельности, напарника для совместной игры. Длительность – 35-60 минут. Заканчивается рефлексивным кругом, во время которого дети анализируют свою игру (что получилось, что было интересным, если игра не получилось, почему?).

«Час игры» - это время для возникновения и развития разных видов игр: игры с правилами, дидактические игры, кукольный театр, подвижные игры и другие.

Цель - создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в различных областях деятельности и обеспечение их эмоционального благополучия.

Для эффективной работы по реализации данной практики необходимо уделять большое внимание предметно – пространственной, развивающей среде в группах.

Мы используем в оформлении среды:

- многофункциональные центры;

- контейнеры с водой, песком и крупой;

- макеты в контейнере;

- игровые ширмы;

- сюжетно-ролевые игры в контейнере.

В группах обязательно оформлены центры художественного- творчества, конструирования, дидактических игр, разнообразные центры уединения. Материал в центрах периодически сменяется, дополняется.

Работа по данной практике способствует:

  • Развитию языковых умений, кинетических, кинестетических, визуально-пространственных навыков, навыков межличностного общения детей с ОВЗ, детей – инвалидов и нормативно развивающихся детей.
  • Развитию самостоятельной инициативной деятельности детей с ОВЗ, детей - инвалидов.

Результаты: 

В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость детей с ОВЗ, детей - инвалидов.

Игра в этом случае выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей.

Игра способствует коррекции эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.

Игра способствует коррекции социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения.

Игра способствует развитию коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другом.

В игре дети ОВЗ, дети – инвалиды обучаются конкретным игровым навыкам. Дети свободны в выборе места для игры, сюжета, атрибутов.

Среда в группах соответствует требованиям к РППС в соответствии с ФГОС.

Опыт работы по оформлению среды представлен коллегам ДОУ – победители конкурса ОУ «Лучший макет по познавательному направлению»; востребован участниками РМО района; являемся победителями межмуниципальной педагогической конференции работников образовательных организаций «Качественное образование через эффективные управленческие и педагогические практики» п. Абан 6.12.2019 год. По итогам конференции  материал опубликован в электронном методическом сборнике.

Проблемы реализации:

- психологическая неготовность педагогов, воспитанников ДОУ к принятию особых детей;

- выделение времени в режиме дня для реализации технологии;

- построение предметно-развивающей пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Рекомендации:

Перед реализацией практики необходимо:

- подготовить педагогов, родителей и детей к приходу особых детей в группу;

- познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми с ОВЗ, с их особенностями, трудностями;

-  познакомить педагогов с этапами организации «Часа игры»;

- сделать анализ РППС групп ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия социализации детей дошкольного возраста

Авторская презентация по социализации дошкольников с решением проблемных ситуций. прошу извинения за раннее выложенную....

сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольника

В современном пространстве развития личности дошкольника игра является ключевой деятельностью. Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-личностное развитие ребёнка неоспоримо.Предлагаемая презен...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников....

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Формирование толерантности как условие социализации детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжел...

Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отнош...

Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации ребенка-дошкольника

Педсовет №4 от 30.03.2016МДОУ детский сад общеразвивающего вида№26 «Василек»...