Проект по эмоциональному благополучию
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пятанова Татьяна Владимировна

Данный проект направлен на успешное развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста по развитию эмоционально - волевой сферы

"Давайте жить дружно"

C:\Users\User\Documents\psy3.png

Составили: воспитатель Пятанова Татьяна Владимировна

Вид проекта:

Данный проект направлен на успешное развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития дошкольника.

Возраст и состав участников:

Дети в возрасте от 4 до 7 лет, воспитатели и специалисты ДОУ.

Время планируемой реализации: Проект долгосрочный рассчитан на три года нахождения детей в дошкольном учреждении (средний, старший, подготовительный к школе).

Актуальность.

В дошкольном возрасте в период активного развития эмоциональной сферы ребенка прежде всего, идет развитие познавательных эмоций: чувства удивления, любопытства, любознательности. Эмоции в этом возрасте имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка дошкольного возраста легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него чувства удовольствия и радости...

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Дети по своей природе эгоистичны, поэтому так важно научить ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Для решения этой задачи и был создан долгосрочный проект по развитию эмоциональной сферы «Давайте жить  дружно!» В основе проекта  лежит программа Пазухиной И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».

Основной  целью проекта является  ― повышение  осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений между сверстниками и взрослыми, тем самым обеспечить детям всестороннее гармоничное развитие  личности и  эмоционального  комфорта.

Цель проекта: 

Создание условий для укрепления психологического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Задачи проекта: 

  • Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
  • - Развивать навыки совместной деятельности, общения;
  • - Научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  • - Способствовать творческой самореализации;
  • - Обогащать репертуар социальных навыков;
  • - Учить доверять себе и другим людям;
  • - Развивать воображение и творческую активность.

В основе проекта лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере преодолевают трудности  не за счет принуждения, а посредством сотрудничества.  

В связи с этим работа по проекту  строится с использованием игровых методов. 

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры

на развитие навыков общения);

  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого

характера);

  • этюды;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ психолога и рассказы детей;
  • сочинение историй;
  • беседы;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  • рисование
  • создание детских тематических альбомов

Мой проект  по эмоциональному развитию "Давайте жить дружно" состоит из 4 разделов. 

Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет»,

«Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои  эмоциональные ощущения.

Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к дугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. 

Раздел 4. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила

домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

В конце каждого года обучения предполагаются  итоговые занятия темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу». Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка. Так же после каждого занятия включается домашнее задание для родителей.

Структура занятий

1. Вводная часть состоит из постоянного ритуала начала занятий;

Начало занятия это своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, желают друг другу, что-то приятное..

Ритуал меняется каждые пять занятий. Ритуалы начала занятий — «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты».

Правила работы на занятии. В начале каждого занятия детям дается установка на внимание, взаимоуважение, терпение и проговариваются правила поведения на занятии.

1. «Уважай себя и других детей» (не разговаривай на занятии, если это не связано с выполнением задания. Внимательно слушай других ребят).

 2. «Не выкрикивай, даже если знаешь правильный ответ».

 3.»Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или о чем-то спросить». 4. «Работаем дружно»

2. Основная часть направлена на:

- Развитие коммуникативных навыков.

- Отработку навыков выражать гнев, обиду, злость в приемлемой форме.

- Отработку умения слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу

В основной части занятия содержатся:

- игры и упражнения направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование внимательного отношения к людям и друг другу.

- игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций окружающих.

- Проигрывание этюдов, чтобы дети имели возможность для самовыражения, формирования умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).

- этические сказки, пластические этюды, игры с элементами музыкальной терапии;

3. Расслабляющие упражнения направлены на внушение желательного настроения, поведения.

4. Заключительная часть состоит из обобщения полученных навыков и подведения итогов и ритуала окончания занятия. Ритуалы окончания занятий — «Круг друзей», «Эстафета дружбы», «Солнечные лучики», "Речёвка".

Предварительная работа:

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. Больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам  составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

Перед проведением коррекционных занятий и после завершения курса занятий провести  диагностику эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам:

  • Анкета для родителей (приложение 1)
  • Методика "Выбери нужное лицо" Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
  • Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)

  • Тест «Уровень агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М
  • Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой Занятия по коррекционной программе проводятся с детьми старшей группы, группа после МПК с учетом речевых диагнозов.

В занятиях могут участвовать дети, имеющие речевые нарушения, нарушений поведения и эмоциональной сферы, при сохранном интеллекте.

Ожидаемые результаты:

Средняя группа

Знать: имена всех детей в группе; для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения; чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности; названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес); как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками; ) состав своей семьи.

Уметь: отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;  опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих; правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;  делиться с друзьями сладостями и игрушками;  различать эмоции по схемам-пиктограммам; передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации; наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения; употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.); правильно определять свою роль в

семье (сын, дочь, внук, внучка);

Старшая группа

Знать: как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей; различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников; важность различных профессий (на примере родителей);

какие достоинства собственного поведения помогают при общении с   окружающими и какие недостатки этому общению мешают.

Уметь: осознавать свое тело и его специфические особенности; понимать и описывать свои желания и чувства; осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

воспроизводить выразительные позы и движения; сравнивать эмоции; контролировать свои эмоциональные реакции; подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведений; оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту; уступать друг другу в конфликтных ситуациях; останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое; вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Подготовительная группа

Знать:  что означают их имена; что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола; об относительности в оценке чувств; о связи и взаимозависимости человека и животного; какие существуют особенности общения разных животных между собой; историю собственной семьи.

Уметь: понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения; выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию; понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам; рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции; переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми; принимать гостей у себя дома; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; рисовать свое генеалогическое древо.

Перечень методического материала:

- Демонстрационные и методические материалы – изображения определенных эмоциональных состояний (радость, грусть, злость, страх, удивление;

- Раздаточные материалы по числу детей – карточки с изображением человечков-эмоций, бумага для рисования, карандаши, краски, пластилин;

- Магнитофон и аудио записи – «Шум дождя», «Звуки природы», «Морской бриз»;

- Игровой материал – мяч, колокольчики, игрушки-животные (зайчик, белочка, мышка), игрушки из киндер сюрпризов, строительный материал, настольно-печатные игры и т.д.;

- Игры с песком (рисование песком).

Результаты изучения эмоционально — волевой сферы детей старшей группы (5-6 лет)

По результатам теста тревожности «Выбери нужное лицо» были получены следующие результаты: Высокий уровень тревожности имеет один ребенок (мальчик), что составляет 6%, средний уровень тревожности имеют 10 детей (4 девочки и 6 мальчиков) — это 67%, соответственно низкий уровень тревожности имеют четверо детей (2 девочки и 2 мальчика) — что составляет 27%.

В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.).

По результатам методики «Паровозик» результаты распределились следующим образом: позитивное психическое состояние было выявлено у 12 детей (6 девочек и 5 мальчиков), что составляет 74%, негативное психическое состояние низкой степени имеют 2 ребенка (2 мальчика) — это 13%, негативное психическое состояние выявлено у двух детей (2 мальчика), что составляет 13% и детей с негативным психическим состоянием высокой степени не выявлено.

Детям с негативным психическим состоянием свойственны следующие особенности эмоционального состояния: пониженное настроение, состояния тревоги, страха, низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде.

Рекомендации по работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

1. Игнорировать истерические реакции.

2. Не обращать внимания в момент истерики.

3. Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4. Не стремиться угодить.

5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).

6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания.

8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.

9. Требует много льгот для себя.

10. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание.

11. Позволить проявляться эмоциям бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

12. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.

13. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

14. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

15. Повышать самооценку, уверенность в себе через создание ситуации успеха.

 

Приложение 1.

Материалы к папкам передвижкам

Рекомендации в работе с родителями агрессивных детей

 Работая с агрессивными детьми, специалисты, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях:

  • Информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих, об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка);
  • Обучение эффективным способам общения с ребенком: обучение    распознаванию   собственных негативных    эмоциональных  состояний,   возникающих при общении с агрессивными детьми;

-  приёмам  регуляции психического равновесия;

- обучение  родителей  навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание;      

- исключение     оценочности     в общении;  

- высказывание      «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»;

- исключение угроз и приказов,

- работа с интонацией;

- отработка  навыков       позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

- помощь семье в плане выработке единых требований и правил воспитания;

Информирование родителей может проходить:

  • В индивидуальных беседах;
  • В виде лекций;
  • В виде сообщений на родительских собраниях;
  • На встречах в «Семейном клубе» и т.п.;
  • В виде наглядной информации.

Уважаемые родители на формирование агрессивности влияют:

  1. Негативизм матери, отсутствие родительской любви  (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
  2. Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым.
  3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
  4. Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость).
  5. Отсутствие заботы родителей  об основных потребностях ребенка (сон, еда, общение)  интересы ребенка игнорируются.
  6. Несогласованность  требований родителей. У ребенка нет четких норм поведения.
  7. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка.
  8. Острая травма или утрата, травматические обстоятельства которой запомнились, долгое расставание с близкими людьми  в раннем возрасте, то это также может служить причиной агрессии.
  9. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.
  10. Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье, чрезмерное внимание (развитие этой сферы за счет других).
  11. Чрезмерная стимуляция сексуальности, телесный контакт.
  12. Личностные  особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.
  13. Скука, недостаток стимулов.
  14. Иногда агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни, например, адаптацию к новым возрастным требованиям, а на каждом возрастном этапе они растут, часто сопровождается протестным поведением. На переезд или необходимость посещать детский сад. Жестокость к братьям и сестрам в попытке сохранить любовь матери.
  15.  Отсутствие возможности побыть одному.
  16.  Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения (например лишняя Y-хромосома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности.
    Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.
  17.  Врожденные физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию.
  18.  Различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес.  

Специалистами выделен синдром трудного темперамента, при котором ребенка  нелегко воспитывать.

Помните, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети.

Рекомендации родителям в воспитании детей:

Данные рекомендации можно оформить в виде памятки и раздать родителям.

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка;
  • Старайтесь быть внимательными к нуждам ребенка;
  • Старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребенка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  • Все вводимые вами запреты должны высказываться  в тактичной форме;
  • Давайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещайте его на другие объекты;
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения;
  • Старайтесь не допускать при ребенке вспышек вашего собственного гнева;
  • Если вы все же в гневе – старайтесь не прикасаться к ребенку, лучше уйдите в другую комнату;
  • Наказывайте ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребенка;
  • Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.

Педагогические приемы по предупреждению

агрессивных действий  детей

Обратимся к советам английского педагога Джекки Лешли.

 Предупреждение агрессивных действий детей:

а) никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
б) в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;

в) если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;

г) если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;
д) если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.

е) изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

Обращение с ребенком после агрессивного поведения:

а) подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
б) искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
в) следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;

г) придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.)

Советы родителям

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  • Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  • Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
  • Направьте  энергию ребёнка  в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение.
  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
  • В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.

 Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену;  устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
  • Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме.

На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой.  Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул», а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

 «Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх»

● Первым делом выясните причину страха.

● При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.

● Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны.

● Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность).

● Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится).

● Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.

● Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.

● Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку.

● В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда «Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».

● Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.

● Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

Ребенок боится

  • Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.
  • Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».
  • Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.
  • Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.
  • Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой лишено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная мафия, что милиционеры и преступники одним миром мазаны». Бывают обстоятельства, с которыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших – можно и нужно! Так же как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мертвого человека – слишком тяжелое испытание для ребенка.
  • Не следует, во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.
  • По чаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.
  • Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».
  • Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.
  • Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самому. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.
  • Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.
  • Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.
  • Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.
  • Используйте прием проигрывания страха в игре.  Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.
  • Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.
  • Используйте методику так называемых эмоциональных качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то -  летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечную собачку, а затем «успокоить» ее, погладить ее, убедившись, что она не опасна. Полезно приписать этой собаке роль защитника. В этой роли может быть и любимая игрушка, кукла: «Пока кукла с тобой, тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.
  • Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики.
  • Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.
  • Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать его, а затем как бы про анатомировать на предмет анализа опасности. Например: рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка.  По возможности  большого, сильного с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).
  • Можно предложить ребенку какой-нибудь приз за совершение смелого поступка, например, прохода по темной комнате, пересечение двора и т. д.

Рекомендации по уменьшению  ночных страхов ребенка

1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это, прежде всего эмоциональный отклик на события, происходившие днем.

2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

3. Наладить хорошие взаимоотношения в семье, скорректировать неправильное воспитание и нейтрализовать конфликты.

4. Старайтесь не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты. Никогда не выясняйте отношения в семье при спящем ребенке.

5. Постарайтесь устранить собственные невротические проблемы.

6. При наличии страшных снов не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать одного в темной комнате.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом какую-либо незамысловатую историю. При постоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе с ним.

8. Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим душу содержанием, «ужастики», бурные игры, просмотр ночных телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение.

9. Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.

10. Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спящему ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребенка поглаживанием и ласковыми словами. Чем более нервный ребенок, тем менее быстрым должно быть его пробуждение.

11. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.

12. Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.

Повышение самооценки тревожного ребенка

Заниженная самооценка ребенка может выражаться в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Как правило, такой ребенок чаще других подвергается манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожный ребенок иногда любит покритиковать других.

Для того чтобы повысить самооценку ребенка оказывайте ему поддержку, проявляйте искреннюю заботу о нем и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам. Прежде всего, необходимо как можно чаше называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.  Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки ребёнка оказывает сравнение его результатов с результатами других детей. Если вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. При общении с ребёнком постарайтесь установить визуальный контакт. Такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребёнка. Рассказывайте ребёнку о своих собственных затруднениях, испытываемых вами в тех или иных ситуациях (в настоящее время, в детстве), и как вы с ними справлялись. Это поможет расширению поведенческого репертуара ребёнка и  осознанию того, что и у других людей существуют проблемы, сходные с его собственными. Необходимо быть последовательными в воспитании ребенка. Повышению самооценки ребенка способствует демократический стиль воспитания. Обратного эффекта можно достичь, используя авторитарный и попустительский стили. Общайтесь с ребенком так, как будто он лучше, чем в действительности. Положительное влияние на самооценку ребенка оказывает большое количество приятных событий (поездки, путешествия и т. д.) и отсутствие или снижение отрицательных событий. Выработке адекватной самооценки способствует хорошее физическое развитие и здоровье. Для детей робких, замкнутых, не умеющих поддерживать отношения с другими детьми существуют особые тренинги уверенности в себе.

Рекомендации для воспитателей.

Игры  для агрессивных детей.

Воробьиные драки (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Минута шалости (психологическая разгрузка).

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Каратист (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии).

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.

«Жужа, жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки. топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий говорит:  «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

«Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Кукла «Бобо».

 Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Драка.

«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

«Уходи, злость, уходи!».

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

Рекомендации для воспитателей.

Игры и упражнения для снятия страхов

Театрализованные этюды. Импровизированную ширму можно соорудить из 2-х стульев и одеяла, персонажи – игрушки.

Этюд первый «Страшный сон».

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно  преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…

Этюд второй «Гроза».

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. (Кстати, проговаривание, а не только демонстрирование на ширме событий и действий чрезвычайно важно в терапевтических этюдах). Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший, испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» и жаль щенка, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывается, сделайте их зрителями. Самое лучшее – когда зрителями становятся взрослые, а ребенок – единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.

Игры «Пчелка в темноте»  (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты).

Ведущий говорит: «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселить, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты. Игру можно проводить с одним ребенком или группой детей.

«Качели».

 Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2–3 минуты.

«Неваляшка» (для детей с 6 лет).

Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок снова встречает выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2–3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной. Хорошим дополнением к игровой терапии могут служить рисунки, на которых ребенок изображает свои страхи, причем в определенной последовательности.

Тревожный ребенок

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

2. Спрашивайте ребенка в середине урока.

3. Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.

4. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).

5. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.

6. Используйте на уроках визуальную поддержку.

7. Перед началом урока выполняйте с детьми задания на снижение тревожности.

8. Снижайте количество замечаний.

9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

10. Наказывая ребенка, не унижайте его.

11. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.

12. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.

13. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

14. Избегайте длинных нотаций!

15. Обратите внимания на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие"

Красочный, иллюстрированный материал, с углубленным , последовательным описанием  работы с детьми по ЗОЖ .Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед, психолог, родители....

Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...

Проект «Эмоциональное благополучие воспитанников в ДОО в условиях реализации ФГОС»

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Педагогический проект на тему" Эмоциональное благополучие детей старшего возраста".

Педагогический проект "Эмоциональное благополучие детей старшего возраста". Можно использовать в работе с родителями....

Проект «Применение психогимнастики в формировании эмоционального благополучия дошкольников во время физкультурных занятий»

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у дете...