Индивидуальный маршрут - сопровождение
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Анатольевна

План индивидуальной работы с детьми со слабо развитой общей моторикой и пространнственной ориентацией на фоне нарушения зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Воспитание ребенка с нарушением зрения представляет сегодня сложную нерешенную проблему. Вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира,  такие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни.

У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость. У некоторых детей возникают затруднения в прослеживании движущихся объектов, у многих – нарушение речевого развития, непроизвольное и неустойчивое внимание, плохая память. Кроме того у детей с нарушением зрения наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей присутствует неуверенность в себе, крайняя зажатость, заторможенность (гиподинамия), а у других – сильная расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и других – аритмичность двигательных актов, трудности зрительно – пространственной ориентировки. И в том, и другом случае дети возбудимы, эмоционально ранимы, не могут управлять своими чувствами.

Все это объясняется тем, что зрительный, слуховой и речедвигательный центры коры головного мозга находятся в одной зоне, и сигналы, поступающие в эти центры, пересекаются и воздействуют друг на друга как положительно, так и отрицательно (при патологии одного или нескольких центров).

Чем сильнее зрительная патология, тем более фрагментально восприятие. Эта особенность детей с нарушением зрения наиболее заметна в музыкально – ритмических движениях. Как правило, детям с глазной патологией сложно выполнять несколько действий сразу. Например, если они изображают летающих птиц, то, скорее всего, следя за легким бегом, они упустят из виду движения рук – крыльев. Если будут следить за руками, то, возможно, перейдут на шаг. Если дети идут в хороводе и поют, то, скорее всего, их хороводный шаг не будет попадать в ритм музыки.

Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкальных образов. К тому же свободное, естественное движение под музыку снимает эмоциональное напряжение. При этом развивается устойчивый интерес к музыкальному движению как виду музыкальной деятельности: ребенок «купается» в музыке и получает от этого наслаждение.

Работа осуществляется с помощью методов:

  • музыкально – ритмические движения под музыку.
  • релаксация  - сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

Структура непосредственной образовательной деятельности  включает в себя следующие элементы:

  • приветствие - упражнение, направленное на создание положительного настроя, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка.
  • разминка - упражнение, позволяющее сбросить интенсивность физического  и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
  • зрительная гимнастика - упражнение для профилактики нарушений зрения,  для активизации работы мышц глаза, для восстановления зрения.
  • релаксация – упражнение, направленное на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Индивидуальный маршрут сопровождения

развития детей 6 – 7  лет.

Фамилия, имя детей: Корнев Миша, Ковтуненко Вова.

Проблема: низкий уровень развития общей моторики.

Формы работы: индивидуальные занятия в музыкальном зале с музыкальным руководителем.

Цель  маршрута: создать условия для развития общей моторики.

Задачи:

  • содействовать развитию  общей моторики и координации;
  • формировать навык свободного владения своим телом;
  • развивать ритмичность и  согласованность движений;
  • способствовать развитию умения регулировать мышечное напряжение и расслабление;
  • развивать ритмическую точность и плавность движений;
  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребёнка.

Принципы.

  • принцип свободного участия;
  • ценностно–ориентированный принцип: - осознание себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом;
  • принцип свободы самовыражения:

- каждый имеет право высказывать свои мысли и предложения;

- каждый имеет право быть выслушанным;

- каждый имеет право выбора.

 Основополагающие  принципы:

  • принцип развивающего образования;
  • принцип единства воспитания и обучения;
  • принцип уважения прав личности;
  • принцип компетентного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях);
  • партнерство с родителями как полноценными участниками образовательного процесса;
  • приоритет активных методов обучения;
  • создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника.

Мониторинг.

Корнев Миша

Проявление  инициативности и самостоятельности  в узнавании и  определении жанра музыкального произведения, в различении частей  и инструмента на котором оно исполняется, не отмечается;

Присутствует обладание слабо развитым воображением, способностью определять общее настроение, характер музыкального произведения;

Не выражено проявление творческих способностей в инсценировании игровых песен, продумывании вариантов образных движений в играх и хороводах;

Слабо развита крупная моторика -  не достаточно контролирует свои движения и управляет ими при выполнении танцевальных движений (шага с притопом, приставного шага с приседанием, пружинящего шага, бокового галопа, подскоков); не проявляет способность выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; с большими затруднениями передает несложный ритмический рисунок;

Не наблюдается сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность) при исполнении несложных песен и мелодий на детских музыкальных инструментах сольно и в ансамбле;

Ребенок уверен в своих силах: поет песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание); активно включается в индивидуальное и коллективное пение с сопровождением и без него;

Налицо сформированность предпосылок учебной деятельности (способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит начатое дело до конца).

Ковтуненко Вова.

Отмечается проявление высокой степени инициативности и самостоятельности  в  различении  жанров музыкальных  произведений и тембров музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), в различении высоких и низких звуков (в пределах квинты);

Выражено обладание развитым воображением, способностью определять общее настроение, характер музыкального произведения;

Присутствует проявление творческих способностей в самостоятельном  инсценировании содержания песен, хороводов;

Слабо развита крупная моторика -  не способен контролировать свои движения и управлять ими при выполнении танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, продвижением вперед и в кружении); ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;

Отмечается сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность) при  игре мелодий на металлофоне по одному и небольшими группами, однако не слышит сильную долю такта;

Ребенок уверен в своих силах – поет песни без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню; поет в сопровождении музыкального инструмента.

Перспективное планирование.

Месяц

Репертуар

Задачи

Сентябрь

«Шаг энергичный и спокойный, осторожный»

«Упражнение в ходьбе пружинящим шагом»

«Хороводный шаг»

Создать условия для развития навыка выполнения шагов с высоким подъемом коленей и осторожного, сдержанного пружинящего шага.

Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки. Упражнять в движении пружинящим шагом.

Содействовать развитию навыка движения хороводным шагом. Вырабатывать осанку.

Октябрь

«Бег легкий и энергичный»

«Цирковые лошадки»

«Приставной шаг в сторону»

«Веселые поскоки»

Развивать навык движения в соответствии с характером музыки. Добиваться легкого, стремительного бега.

Содействовать развитию навыка выразительной передачи игрового образа. Подготовить к выполнению бокового галопа.

Закреплять умение передавать в движении яркий, стремительный характер музыки. Правильно исполнять движения бокового галопа.

Создать условия для формирования навыка выполнения поскока.

Ноябрь

«Ветерок и ветер»

«Мельница»

«Передача платочка»

«Веселые ножки»

Продолжать развивать навык различения динамических оттенков и отражения их в движении, изменяя силу мышечного напряжения рук.

Создать условия для развития согласованности движений.

Способствовать выработке плавных, пластичных движений рук.

Упражнять в легком, подвижном поскоке и пружинящем шаге. Развивать умение свободно переходить от интенсивного, энергичного движения к более спокойному.

Декабрь

«Упражнение с лентами»

«Ускоряй и замедляй»

«Мячики»

Формировать навык свободных, размашистых движений рук.

Содействовать развитию навыка перехода на бег и наоборот. Развивать ритмичность, улучшать качество шага и бега.

Развивать умение передавать в движении четкий ритм музыки; энергично отталкиваться от пола  и правильно приземляться во время прыжков.

Январь

«На лыжах»

«Бегать и кружиться»

«Выставление ноги на пятку»

Формировать навык передачи в движении неторопливую, размеренную музыку, имитируя ходьбу на лыжах.

Передавать подвижный, напевный характер музыки легким устремленным бегом и изящный, грациозный характер – плавным кружением.

Развивать чувство ритма, выполнять движения легко, в соответствии с характером музыки.

Февраль

«Шаг с притопом на месте»

«Рисуем на песке»

«Легкий бег с лентами»

«Подпрыгивай легко»

Формировать навык правильного выполнения притопов в простом и более сложном ритме.

Закреплять навык плавных движений рук.

Совершенствовать навык выполнения стремительного бега. Размашистости движений рук.

Упражнять в легких прыжках с мягким приземлением.

Март

«Ходьба на носках»

«Пружинки»

«Большие крылья»

«Прыжки через воображаемые предметы»

Формировать навык ходьбы на носках, держать правильно руки, голову, следить за положением спины, плеч.

Развивать навыки для правильного выполнения прыжков, поскоков, плясовых движений.

Создать условия для формирования навыка медленного изменения силы мышечного напряжения.

Формировать ритмическую точность и ловкость движений.

Апрель

«Ходьба пружинящим шагом»

«Смелый наездник»

«Подбрасывание мяча»

«Упражнение с цветами»

Создать условия для формирования навыка правильного исполнения пружинящего движения, добиваться мягкого движения ступней.

Формировать навык выполнения подражательных движений.

Содействовать выработке навыка правильного и ритмичного подбрасывания мяча.

Формировать навык передачи в движении характера изящной, грациозной музыки.

Май

«Собираем камешки»

«Выставление ноги на носок»

«Боковой галоп»

«Зеркало»

Продолжать стимулировать воображение: находить движения в соответствии с динамическим и ритмическим построением музыкальных фраз.

Развивать навык различения частей произведения. Передавать в движении спокойный характер музыки.

Закреплять умение передавать в движении яркий, стремительный характер музыки. Правильно исполнять движения бокового галопа.

Совершенствовать навыки выполнения плясовых движений.

Прогноз результативности (предполагаемые результаты):

  • отсутствие мышечного напряжения;
  • развитость общей моторики;
  • сформированность  координации;
  • сформированность навыка владения своим телом;
  • ритмичность и  согласованность движений;
  • способность регулировать мышечное напряжение и расслабление;
  • развита ритмическая точность и плавность движений.

Индивидуальный маршрут сопровождения

развития детей 5 - 6  лет.

Фамилия, имя детей: Гриценко Ваня, Мажукова Маша.

Проблема: низкий уровень развития общей моторики.

Формы работы: индивидуальные занятия в музыкальном зале с музыкальным руководителем.

Цель  маршрута: создать условия для развития общей моторики.

Задачи:

  • содействовать развитию  общей моторики и координации;
  • формировать навык свободного владения своим телом;
  • развивать ритмичность и  согласованность движений;
  • способствовать развитию умения регулировать мышечное напряжение и расслабление;
  • развивать ритмическую точность и плавность движений;
  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребёнка.

Принципы.

  • принцип свободного участия;
  • ценностно–ориентированный принцип: - осознание себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом;
  • принцип свободы самовыражения:

- каждый имеет право высказывать свои мысли и предложения;

- каждый имеет право быть выслушанным;

- каждый имеет право выбора.

 Основополагающие  принципы:

  • принцип развивающего образования;
  • принцип единства воспитания и обучения;
  • принцип уважения прав личности;
  • принцип компетентного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях);
  • партнерство с родителями как полноценными участниками образовательного процесса;
  • приоритет активных методов обучения;
  • создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника.

Мониторинг.

Мажукова Маша

Не отмечается проявление  инициативности и самостоятельности  в  различении  жанров музыкальных  произведений и тембров музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), в различении высоких и низких звуков (в пределах квинты);

Не выражено обладание развитым воображением, способностью определять общее настроение, характер музыкального произведения (выражать свои мысли по поводу прослушанного);

Не присутствует проявление творческих способностей в самостоятельном  инсценировании содержания песен, хороводов;

Не достаточно развита крупная моторика -  слабо контролирует свои движения и управляет ими при выполнении танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, продвижением вперед и в кружении); не передает  в движении ритм, характер и динамику  музыки;

Отмечается сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность) при  игре мелодий на металлофоне по одному и небольшими группами, однако не слышит сильную долю такта;

Ребенок не уверен в своих силах, не старается выполнить задание даже с поддержкой взрослых.

Гриценко Ваня

Не выявлено проявление  инициативности и самостоятельности  в  различении  жанров музыкальных  произведений и тембров музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), в различении высоких и низких звуков (в пределах квинты);

Не обладает развитым воображением, способностью определять общее настроение, характер музыкального произведения (выражать свои мысли по поводу прослушанного);

Проявление творческих способностей в самостоятельном  инсценировании содержания песен, хороводов не присутствует, (не старается даже подражать другим);

Не достаточно  развита крупная моторика -  контролирует свои движения и управляет ими при выполнении танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, продвижением вперед и в кружении); отказывается свободно двигаться в соответствии с характером и динамикой  музыки;

Наблюдается сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность) при  игре мелодий на металлофоне по одному и небольшими группами;

Ребенок не  уверен в своих силах: поет песни с напряжением, робко; не отчетливо произносит слова, не своевременно начинает и заканчивает песню; поет в сопровождении музыкального инструмента.

Перспективное планирование.

Месяц

Репертуар

Задачи

Сентябрь

«Марш»

«На лошадке»

«Бодрый шаг и бег»

«Играем как мячики»

Формировать навык ритмичного, четкого и бодрого шага.

Содействовать развитию навыка выполнения бега с высоким подъемом ноги.

Создать условия для развития навыка самостоятельной смены движений со сменой частей.

Упражнять в беге стремительного характера; развивать навык ориентирования в пространстве.

Октябрь

«Побегаем, попрыгаем»

«Смелый наездник»

«Поскачем»

«Потопаем - покружимся»

Формировать стремление двигаться согласованно с музыкой; выполнять легкий бег и подпрыгивание на двух ногах.

Создать условия для формирования стремления выразительно и красиво выполнять прямой галоп.

Работать над улучшением качества легкого поскока с ноги на ногу.

Формировать навык движения на всей стопе, передвигаясь вперед, и в кружении.

Ноябрь

«Всадники»

«Пружинки»

«Качание рук»

«Поплаваем»

Совершенствовать движения прямого галопа; развивать четкость и ловкость движений.

Развивать навык пружинящего движения ног.

Создать условия для развития навыка естественного, непринужденного, плавного движения руками.

Содействовать развитию умения регулировать степень мышечного напряжения рук.

Декабрь

«Петушок»

«Упражнение с одним флажком»

«Упражнение с лентами»

«Упражнение с кубиками»

Создать условия для формирования согласованности движений рук и ног при передаче игрового образа.

Формировать навык свободной ориентации в пространстве, самостоятельной смены движений в соответствии с характером музыки.

Развивать навык ритмичного выполнения легкого бега, бегая в разных направлениях.

Содействовать формированию навыка пружинящего бега.

Январь

«Погремушки»

«Передача платочка»

«Передача мяча»

«Игра с водой»

Продолжать формировать навык ритмичного, легкого бега.

Развивать ритмическую точность и плавность движений.

Создать условия для формирования навыка согласованности движений с музыкой.

Формировать стремление самостоятельно создавать музыкально – двигательный образ.

Февраль

«Пляши веселей»

«Три притопа»

«Попляшем и потопаем»

«Вертушки»

Совершенствовать навыки выполнения знакомых танцевальных движений; своевременно включаться в движение.

Развивать ритмичность и согласованность движений.

Создать условия для формирования навыков исполнения простейших элементов русской пляски.

Формировать навык правильного исполнения пружинящего бега, кружения в парах.

Март

«Дудочка»

«Упражнение с обручами»

«Мячики прыгают, мячики покатились»

«Кто лучше скачет»

Создать условия для формирования навыка перехода от спокойной ходьбы в свободном направлении к мелким движениям кистей рук, стоя на месте.

Содействовать развитию навыков согласованных движений с предметами.

Создать условия для совершенствования выполнения легких прыжков и стремительного бега.

Совершенствовать движение поскока с ноги на ногу и выбрасывание ног вперед.

Апрель

«Бодрый шаг»

«Воробушки»

«Учимся скакать с ноги на ногу»

«Бег с косынками»

Содействовать развитию навыков выполнения ходьбы различного характера.

Совершенствовать выполнение прыжков на двух ногах.

Формировать навык перехода от неторопливого бега к стремительному, легкому.

Содействовать формированию навыка выполнения легкого и стремительного бега.

Май

«После дождя»

«Упражнение с цветами»

«Веселые ладошки»

«Зеркало»

Развивать навык смены движений в соответствии с характером музыки.

Содействовать развитию навыков регулирования мышечного напряжения.

Передавать хлопками динамические оттенки и ритмический рисунок музыки.

Совершенствовать навык исполнения знакомых танцевальных движений.

Прогноз результативности (предполагаемые результаты):

  • развитость общей моторики;
  • сформированность  координации;
  • ритмичность и  согласованность движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...

индивидуальный маршрут сопровождения ребенка

один из видов индивидуального маршрута сопровождения ребенка на дому или в ДОУ...

Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы

Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы включает комплекс дыхательной гимнастики, игры и игровые упражнения для индивидуальных и групповых занятий с часто болеющими де...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста

Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа  остаются в группах общеобразовательно...

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....

Индивидуальный маршрут сопровождения.

Индивидуальный план работы на основе первичного обследования рассчитан  на 6 месяцев.Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, ...