Статья "Использование инновационных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Царегородцева Елена Юрьевна

В данной статье рассказывается об использовании приемов мнемотехники на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Инновационные приемы в работе логопеда. Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР.

 В деятельности учителя-логопеда инновационные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.

Для логопедов не секрет, что у большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов языковой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности её распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.

Формируя речевые навыки у детей с ОНР, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.

Использование приемов мнемотехники на логопедических занятиях

 Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа, что особенно важно, для детей с ОНР.
(В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»»)
2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Цель обучения:

  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, ассоциативного и образного мышления;
  • помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

  • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
  • Развитие логики;
  • Развитие образного, ассоциативного мышления;
  • Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
  • Решение дидактических, образовательных задач;
  • Развитие смекалки;
  • Тренировка внимания;
  • Навык правильного графического изображения;
  • Ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Виды мнемотаблиц:

  • развивающие (тренинг основных психических процессов);
  • обучающие;

 Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к
мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже, к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

В своей логопедической практике использую следующий дидактический материал:

  • Схемы на артикуляционные признаки звуков

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_1.png

  • Схемы для звуковой характеристики звуков

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_2.png

  • Мнемотаблица на комплекс упражнений на постановку звуков (свистящих, шипящих, соноров, аффрикат…)

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_3.png

  • Мнемодорожки для закрепления звуков в словах, словосочетаниях, предложениях;
  • Мнемотаблица на автоматизацию звука в чистоговорке

Последовательность работы с чистоговорками :

Вначале логопедом проговаривает чистоговорку, демонстрируя последовательно картинки. Затем происходит беседа по содержанию чистоговорки. Логопед еще раз читает, а затем каждый учащийся проговаривает чистоговорку самостоятельно.

  •  Мнемотаблица на автоматизацию звука рассказе;
  • Мнемотаблицы на автоматизацию звуков в стихах

          Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.          Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Логопед выразительно читает стихотворение.
  2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
(экскаватор)


https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_10.png

  • Мнемотаблицы на автоматизацию звуков скороговорках

C:\Users\Acer\Pictures\скороговорки в картинках\Resize-of-15.jpg

  • Коллажи, фризы;
  • Мнемотаблицы для составления пересказов


Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:
1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка" с опорой на мнемотаблицу.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_9.png

  • Мнемотаблицы по пословицам и поговоркам;

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_14.png

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

  • Мнемозагадки

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_12.png

  • Мнемотаблицы описательных рассказов (по лексическим темам)

  Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование метода мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников и младших школьников с ОНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Планирование инновационной деятельности «Мнемотехника» на 2017-18 уч. год

                     в подготовительной к школе  группе№7

Месяц

Название игры, упражнения

Цель, содержание

Сентябрь

Игра «Копилка слов

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Разучивание мнемотаблиц на комплексы упражнений на постановку звуков

1. Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Цель: Составление мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.

Цель:Развитие речевой моторики, подготовка артикуляционного аппарата для постановки звуков

Октябрь

Игра «Волшебники»

Мнемодорожка «Веселые буквы»

Пересказ рассказа  «Зачем нам посуда?»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Цель:Закрепление у детей образа буквы; учить детей подбирать слова, в названии которых есть заданный звук.

Содержaние:На доске прикреплен силуэт буквы(А,О,У).Детям предлагается подобрать картинки из предложенных, в названиях которых есть заданный звук и выложить силуэт буквы картинками.

Цель: развитие связной речи; памяти; мышления.

Ноябрь

Игра «Цветик-семицветик»

Мнемозагадка «Моя одежда»

Игра «Лабиринт»

Цель: обогащение словаря-признаков

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с изображением предмета, например, солнце, а затем прикрепляют к сердцевине лепестки  и называют, какое осеннее солнце (аналогично-небо-дерево и т.д.).

Цель: развитие мышления, связной речи.

Содержaние: ребенок с опорой на мнемотаблицу составляет загадку о предмете одежды, другие дети отгадывают.

 

Цель: закрепление в речи звуков Х-Хь, развитие памяти, внимания, связной речи.

Содержaние: дети проходят лабиринт из картинок, называя четко слова со звуками Х-Хь, затем пробуют самостоятельно воспроизвести заданную последовательность, составляют предложения по картинкам.

Декабрь

Мнемозагадка «Зачем носят головные уборы?»

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

Мнемодорожки для закрепления в речи поставленных звуков

Цель: развитие мышления, внимания, памяти, связной речи.

Содержaние: совместное составление мнемотаблицы по рассказу. Пересказ текста с опорой на таблицу.

Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы

Интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения

Цель:закрепление правильного произношения, развитие памяти

Январь

Игра «Зашифруем слова»

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

Пересказ с опорой на мнемотаблицу «У кормушки»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Содержание: составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть

-интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

Цель: развитие связной речи, мышления, памяти

Февраль

Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

Творческие сказки: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

Скороговорки по мнемотаблицам

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Содержание: придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний;

 составление мнемо-схем для придумывания сказки

Цель: автоматизация поставленных звуков, работа над четкостью речи, дикцией

Март

Пословицы по мнемотаблицам

А.Н.Плещеев «Сельская песня»

Игра «Теремок»

Цель: развитие понимания смысла высказывания, связной речи, мыслительных операций

Содержание :выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

Апрель

Скороговорки по мнемотаблицам

Я. Аким «Апрель»

Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…..»

Цель: автоматизация поставленных звуков, работа над четкостью речи, дикцией

Цель: развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне

Содержание :составление мнемотаблицы на основе стихотворения;.

Цель: передавать текст точно, последовательно, выразительно;

 использование для пересказа готовые мнемотаблицы

Май

С.Есенин «Черёмуха»

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг».

Скороговорки по мнемотаблица

Цель: развивать умение чувствовать напевность языка, языковые выразительные средства

Содержание :выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы

Цель: передавать текст точно, последовательно, выразительно

- составление мнемотаблиц для пересказа

- учить пересказывать от третьего лица

Цель: автоматизация поставленных звуков, работа над четкостью речи, дикцией.

Работа с родителями.

Месяц

Содержание

Сентябрь

Информационная ширма «Мнемотехника для детей »

Ноябрь

Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям.(стихи, рассказы, сказки)

Февраль

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (стихи)

Март

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки)

Апрель

Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.

Май

Закрепление у детей поставленных звуков в скороговорках, стихах с использованием мнемотаблиц (разученных в течении года)

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.

Используемая литература:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Дошкольное воспитание 2004г. — № 6.
  4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4.
  7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи Омельченко Л.В. Логопед. 2008.- №4.
  8. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.

МЕСЯЦ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛИ

СОДЕРЖАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

Игра «Копилка слов»



Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

ОКТЯБРЬ

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

НОЯБРЬ

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

ДЕКАБРЬ

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

ЯНВАРЬ

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

ФЕВРАЛЬ

Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

МАРТ

А.Н.Плещеев «Сельская песня»

-выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы.

АПРЕЛЬ

Я. Аким «Апрель»

-составление мнемотаблицы на основе стихотворения

- развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне.

МАЙ

С.Есенин «Черёмуха»

-выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы

-развивать умение чувствовать напевность языка, языковые выразительные средства.



Перспективный план. (подготовительная группа)

МЕСЯЦ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛИ

СОДЕРЖАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл».

- интонационно верно передавать диалоги персонажей опираясь на мнемотаблицы

- использовать при пересказе выразительные средства языка

ОКТЯБРЬ

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень».

- составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть

- выразительно читать наизусть стихотворение,интонационно передавать спокойную грусть осенней природы

НОЯБРЬ

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

- составление мнемотаблиц для пересказа

- передавать текст точно, последовательно, выразительно

ДЕКАБРЬ

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

- использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы

-интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения

ЯНВАРЬ

Творческие сказки: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

- придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний

- составление мнемо-схем для придумывания сказки

ФЕВРАЛЬ

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

- составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть

-интонационно передавать нежность, любование зимней природой

МАРТ

Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж».

- составление мнемотаблиц для пересказа

- передавать текст точно, последовательно, выразительно

- пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь

АПРЕЛЬ

Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…..»

- передавать текст точно, последовательно, выразительно

- использование для пересказа готовые мнемотаблицы

МАЙ

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг».

- передавать текст точно, последовательно, выразительно

- составление мнемотаблиц для пересказа

- учить пересказывать от третьего лица

Работа с родителями.

Месяц

Содержание

Сентябрь

Информационная ширма «Мнемотехника для детей »

Ноябрь

Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям.(стихи, рассказы, сказки)

Февраль

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (стихи)

Март

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки)

Апрель

Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.

Очень эффективен метод ассоциаций при автоматизации звука. Из своей практики знаю, как трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала я отрабатываю произношение слов парами. Показываю ребенку две картинки с автоматизируемым звуком и предлагаю их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциацию, только в этом случае он сможет воспроизвести образ, причем связь может быть нелепая. Например, картинки «гитара» и «корова» ребенок может объединить предложением «Корова играет на гитаре», что в свою очередь вызовет у ребенка положительные эмоции, и такая нелепица лучше запомнится. Когда ребенок запомнит таким образом все пары картинок, я показываю по одной картинке каждой пары, а ребенок должен припомнить вторую. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3-4, постепенно увеличиваем до 10-15 пар.

Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например при автоматизации звука [Р] можно предложить такие слова: картина, радуга, морковь, корова, рынок, гармошка. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок должен по порядку называть картинки и объединять их последовательно в рассказ. Как правило, в результате получаются веселые небылицы, которые ребенок затем легко припоминает, называя картинки в той же последовательности. Например: на картине нарисована радуга, а под радугой растет морковь. Пришла корова, собрала морковь и пошла на рынок продавать. А на эти деньги купила гармошку.

Данный метод можно использовать не только для запоминания картинок, но и предлагать запоминать детям слова, ориентируясь на слуховой анализатор.

Важную роль в освоении приёмов мнемотехники играет дидактический материал. Здесь особое место занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Для отработки сюжетного метода запоминания используются коллажи. Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на которые наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Это пособие позволяет развивать фотографическую память ребёнка; расширить словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать.

Совместное изготовление с детьми фризов (в виде коллажа) помогает лучше запомнить изученные звуки и буквы. Например, букву Д дети изображают в виде дома и тут же приклеивают разные картинки, в названии которых есть звук [Д].

Таким образом, приемы мнемотехники решают задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, а также творческой фантазии;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук.

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.

Список литературы и сайтов:

1. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2001.

2. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1994.

3. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003.

4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.

5. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

6. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.

7. Матюгин И.Ю. Тактильная память. – М.: Эйдос, 1991.

8. www.boltun-spb.ru.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Для обучения детей составлению рассказов-описаний в работе логопедов детского сада применяется компьютерная программа «Учимся говорить правильно» с использованием мнемосхем. Использование материала программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение компьютерной программы концентрирует внимание, увлекая детей, превращает занятие в игру.

На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

По результатам логопедического мониторинга групп нашего сада у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность

Мнемоника, или мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Фрагмент подгруппового занятия с использование мнемотаблиц в 1 классе по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках».
Цель: Автоматизация звука [ш].
Задачи: Автоматизация звука [ш] в изолированном произношении, в слогах, словах, чистоговорках, стихотворениях, связной речи. Уточнение правильной артикуляции при произношении звука, его звуковой характеристики.
Оборудование: Схемы на артикуляцию и звуковую характеристику звука [ш]. Мнемотаблица на комплекс упражнений на постановку шипящих звуков. Мнемотаблица на автоматизацию звука в чистоговорке, рассказе.

  • Артикуляционные признаки звука. 

Ребята, выбрать картинки, которые характеризуют положение артикуляционного аппарата при произношении звука [ш]:

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_1.png

Делаем вывод: когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой.

  • Звуковая характеристика звука 

Ребята, напомните характеристику звука (к доске выходит один ученик и показывает нужную схему)

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_2.png

  • Артикуляционная гимнастика 

Ребята, перед вами лежит таблица, которая нам поможет выполнить артикуляционную гимнастику. Логопед читает на каждое артикуляционное упражнение стихотворение.

МНЕМОТАБЛИЦА

Комплекс упражнений для артикуляции звуков Ш, Ж, Ч, Щ

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_3.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_4.png

  • Автоматизация в слогах 

Чтение слоговой таблицы

 

ЛУ                                               Г
НО                               А            ЛЬ
МА                              И            ПКА
СА            
Ш               Е             РЫ
КА                                О            НА
КРЫ                             Ё             ЛК
НА                                У             В
ЛЁ                                               КАЛ
ГАЛ
РА

Логопед: Ш – твердый глухой согласный, -
Станет другом нам с тобой.
Пусть ШИПЯЩИЙ он, ну что же!
Будь и ты к нему построже!
Не забудь, и в слоге ШИ
Иза ним всегда пиШИ!
А теперь ученики,

Прочитаем слова со слогом ШИ.
(На доске картинки, под которыми появляются слова, с выделенным слогом ШИ)
ШИп, ШИповник, ШИло, ШИна,
ШИрина, ШИнель, маШИна,
ШИфоньер, ШИфон, верШИны,
КамыШИ, кроШИть, старШИны.

  • Автоматизация в чистоговорках

- Вначале логопедом проговаривает чистоговорку, демонстрируя последовательно картинки. Затем происходит беседа по содержанию чистоговорки. Логопед еще раз читает, а затем каждый учащийся проговаривает чистоговорку самостоятельно.

  • У нашего Илюшки
    шайба да клюшка.
  • На болоте камыши,
    На лу
    жайке шалаши.
  • Ушки на макушке у кошки и у мышки,
    Но у ко
    шки ушки больше, чем у мышки.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_5.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_6.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_7.png

Домашнее задание: Выучить чистоговорки по мнемотаблицам. Попробовать нарисовать мнемотаблицу к чистоговорке со звуком [ш].

Работа над пересказом.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.
Этапы работы над текстом при пересказе:
1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1. Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_8.png

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка" с опорой на мнемотаблицу.

  • Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке.
  • Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.
  • И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.
  • Он всё ходил мимо слив.
  • Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет.
  • Она сказала отцу.
  • За обедом отец и говорит:
    — А что, дети, не съел ли кто – нибудь одну сливу?
  • Все сказали, что нет.
    Ваня покраснел как рак и сказал тоже:
    — Нет, я не ел.
  • Тогда отец сказал:
    — Что съел кто – нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки,
  • и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я этого боюсь.
  • Ваня побледнел и сказал:
    — Нет, я косточку бросил за окошко.
  • Все засмеялись, а Ваня заплакал.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_9.png

Заучивание стихов

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Логопед выразительно читает стихотворение.
  2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
(экскаватор)

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_10.png

Хитрый ёж
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок,
Весь в иголках, без застежек.
На иглу нацепит ежик
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Поспешит к своим ежатам.
                          П. Воронько

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_11.png

Работа над мнемозагадками

Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Мнемозагадка «Джинсы»

Они бывают голубого, черного или темно синего цвета. Они сшиты из джинса. У них есть пояс и штанины. Их носят круглый год: и осенью, и зимой, и весной, и летом. Их носят и девочки, и мальчики.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_12.png

«Загадка (почтовый ящик)»

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_13.png

Синий домик

у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая

под крышей

не для белки,

не для мыши.

В эту дверь

приходят вести.

Полчаса

проводят вместе.

Вести

долго

не сидят,

во все стороны летят.

Работа над пословицами, поговорками

В конце своего выступления предлагаю вам мнемотаблицу к пословице. Угадайте к какой?

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/28/s_58630d20a3191/515997_14.png

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование метода мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников и младших школьников с ОНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Используемая литература:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Дошкольное воспитание 2004г. — № 6.
  4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4.
  7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи Омельченко Л.В. Логопед. 2008.- №4.
  8. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

Палочки Кюизенера - новая инновационная технология в логопедической работе.

В данное статье предлагаются варианты использования цветных счётных палочек Кюизенера на занятиях логопеда. Данная инновационная технология способствует повышению интереса у детей к занятиям по коррек...

Инновационные технологии в логопедической работе: многофункциональные прищепки.

Использование приепок на логопедических занятиях. Обобщение опыты....

Инновационные технологии в логопедической работе. Биоэнергопалстика. Су-джоктерапия.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.Су-джок т...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....