Приложение №4. Диагностика для детей первого года обучения (нарушение зрения)
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Епихова Ольга Вячеславовна

Диагностика для детей дошкольного возраста, первого года обучения с нарушениями зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_3-4_let.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»

ЭМР Саратовской области.

http://4.bp.blogspot.com/-qdnDWzDd6IE/UUdch4JVs1I/AAAAAAAARxs/rfpatkodZ2s/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B5%D0%BC+%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%94%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg

 Педагогическая диагностика

детей с нарушением зрения

первого года обучения

(от трёх до четырёх лет).

Пояснительная записка.

Педагогическая диагностика необходима для определения, наличия условий для развития ребенка в соответствии с  его  возрастными  особенностями,  возможностями  и  индивидуальными  склонностями.

            При усвоении «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной одним из наиболее важных направлений коррекционно-педагогической деятельности  является:

-  оценка индивидуального развития ребенка

-  учет динамики  развития   ребенка.

           Оценка индивидуального развития детей  заключается в анализе освоения ими содержания образовательных разделов:

  • Развитие  зрительного восприятия
  • Ориентировка в пространстве
  • Социально-бытовая ориентировка
  • Состояние общей моторики
  • Состояние мелкой моторики

            Диагностика проводится индивидуально  три раза в год: в сентябре, январе и мае.

            Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

             Показатели  развития выражаются в словесной (опосредованной) форме:

С сформированы знания;  

Ч – частично сформированы знания;

Н – не сформированы знания.  

         

           Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий педагога на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.  По результатам мониторинга специалистом составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями.

1.  Исследование зрительного восприятия.

 Цель:

- определить уровень представлений детей о признаках предмета (цвет, форма, величина,    пространственное положение);

 - умение выделять и соотносить предметы друг с другом.

Коррекционная цель:

- развивать скорость и полноту зрительного     обследования;

 - формировать зрительно – двигательные умения детей обследовать предметы планомерно и целенаправленно.

Воспитательная задача:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру

- сосредоточенность, любознательность, внимание;

- умение слушать педагога, товарищей.

Перечень параметров исследования:

1.Различение и называние геометрической  формы (круг, овал, квадрат, треугольник).

2.Соотношение геометрической  формы с формой плоскостных изображений.

3.Соотношение и нахождение геометрических  форм в реальных объемных  предметах.

4.Соотношение геометрической  формы с объемными геометрическими  телами.

5.Различение и называние основных цветов.

6.Соотношение сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов.  

7.Различение, выделение, сравнение величины предметов.

8.Зрительное сравнение величины предметов путем наложения, приложения.

9.Нахождение больших и маленьких предметов в окружающем пространстве.

10.Умение  видеть движущиеся объекты.

11.Умение различать, называть, сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательное выделение основных признаков.

12.Умение соотносить изображение на картинке с реальным объектом, по силуэтному изображению.

13.Умение находить изображение на картинке по его контурному изображению.

14.Умение заполнять прорези с изображением геометрических форм соответствующими фигурами по размеру, цвету.

15.Умение группировать предметы по форме, величине, цвету.

16.Представления об окружающих предметах: одежда, обувь, мебель.

Игры и упражнения для определения уровня развития зрительного восприятия.

Параметр исследования №1. Различение  и называние       геометрической фигуры.

Материал: Плоские и объемные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник.

Ход исследования.

 1. Педагог раскладывает перед ребенком геометрические фигуры и просит показать такую же фигуру, которую он покажет.

2. Педагог просит показать ту фигуру, которую он назовет.

3. Педагог просит перечислить геометрические фигуры, разложенные на столе.

 

   Параметр исследования №2. Соотнесение геометрической формы с формой плоскостных изображений.

Материал: Набор карточек с предметными изображениями, геометрические фигуры  (квадрат, овал, треугольник, круг).

Ход исследования. 

  Педагог показывает ребенку карточку с изображением геометрической фигуры. Дает ребенку набор карточек с предметными изображениями и просит найти те предметы, которые похожи на эту геометрическую фигуру.

 

  Параметр исследования №3. Соотноcение и нахождение геометрических  форм в реальных объемных  предметах.

Материал: 

Ход исследования Педагог просит ребенка показать и назвать предметы, находящиеся в группе, похожие на определенную геометрическую фигуру.

 

 Параметр исследования №4. Соотноcение геометрической  формы с объемными геометрическими  телами.

Дидактическое упражнение «Волшебный мешочек».

Материал: «Волшебный мешочек», набор  геометрических форм, объёмных фигур:

для ребёнка 3 лет – круг, квадрат, шар, куб.

для ребёнка 4лет – круг, квадрат, треугольник, шар, куб, треугольная призма.

Ход исследования. Посмотри на фигуру, которая у меня. Назови её. Найди такую же фигуру в «Волшебном мешочке».

 

Параметр исследования №5. Различение и называние основных цветов 

Материал: два набора кругов разного цвета (для ребёнка трёх лет- красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый;

для ребёнка четырёх лет - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый).

Ход исследования.

Педагог просит показать круг того цвета, который он назовет, а затем перечислить цвета кругов, разложенных на столе.

 

Параметр исследования №6. Соотношение сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов.

Материал: два набора кругов разного цвета (для ребёнка трёх лет- красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый;

для ребёнка четырёх лет - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый).

Ход исследования.

Педагог называет цвет. Просит ребёнка найти заданный цвет в окружающей обстановке.

 

Параметр исследования №7. Различение, выделение, сравнение величины предметов.

Материал: предметы разной величины  (4 года - большой - маленький)

Ход исследования. Педагог просит ребенка «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову.  Назови величину предмета, который я показываю».

 

 Параметр исследования №8. Зрительное сравнение величины предметов путем наложения, приложения.

Материал: два предмета разной величины.

Ход исследования. Педагог предлагает показать заданный по величине предмет, а затем проверить правильность ответа путём приложения, наложения предмета на предмет.

 

Параметр исследования №9. Нахождение больших и маленьких предметов в окружающем пространстве.

Развивающая среда: групповая комната.

Ход исследования. Посмотри вокруг себя. Назови маленькие (большие) предметы.

 

Параметр исследования №10.Умение  видеть движущиеся объекты.

Развивающая среда: наблюдение на улице.

Ход исследования. Посмотри вокруг себя. Назови, что делают машины.

 

 Параметр исследования №11.Умение различать, называть, сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательное выделение основных признаков.

Материал: цветное изображение предмета, реальный предмет (мяч).

Ход исследования. Назови предмет, который художник изобразил на картине. Найди мяч в группе.  Чем они отличаются? Чем они похожи? (Цвет, величина, форма, расположение)

 

  Параметр исследования №12.Умение соотносить изображение на картинке с реальным объектом, по силуэтному изображению.

Материал: силуэтные и контурные картинки, цветное изображение. Для ребёнка четырёх лет-3-4 изображения.

Ход исследования. Назови предметы, которые художник изобразил на картине.  Найди их цветное изображение. Назови, тень какого предмета я тебе показала.

 

 Параметр исследования №13.Умение находить изображение на картинке по его контурному изображению.

Материал: контурная картинка, цветное изображение. Для ребёнка четырёх лет-3-4 изображения.

Ход исследования. Назови предмет, который художник изобразил.  Найди его контурное изображение.

 

Параметр исследования №14.Умение заполнять прорези с изображением геометрических форм соответствующими фигурами по размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди домик».

 Материал: объёмная игрушка «Кубик» с прорезями; соответствующие фигуры.

Ход исследования. Найди потерянной фигуре её домик по цвету и размеру.

 

Параметр исследования №15. Умение группировать предметы по форме, величине, цвету.                      

                                Дидактическая игра «Собираем урожай».

Дидактическая задача: привлекать детей к процессу создания совокупности однородных предметов по цвету; упражнять в отнесении единичного к заданному общему; учить детей давать обобщённое название группам: «Все предметы красного цвета», «Все предметы круглые», «Все предметы маленькие».

Демонстрационный материал: макеты деревьев, на которых прикреплены силуэтные изображения яблок красного и жёлтого цветов; две корзины такого же цвета.

Ход исследования. На столе педагога — макеты деревьев с силуэтными изображениями яблок красного и жёлтого цветов. Педагог предлагает ребёнку собрать жёлтые яблоки в одну корзину, а красные в другую.  Ребёнок выполняет задание. В конце игры педагог делает вывод: «В красной корзине все яблоки красного цвета», «В жёлтой корзине все яблоки жёлтого цвета». «Все яблоки круглые». «Все яблоки маленькие». Просит повторить ребёнка.

 

   Параметр исследования №16. Представления об окружающих предметах: одежда, обувь, мебель.

Дидактическая игра «К Мишке пришли гости».

 Материал: предметные картинки с изображением одежды, обуви, мебели.

Содержание диагностического задания:

Учитель предлагает ребенку игровую ситуацию: «К Мишке пришли гости».

—Во что они были одеты? Выбери нужные картинки. Назови их одним словом. (Одежда.)

— Во что они были обуты? Выбери нужные картинки. Назови их одним словом. (Обувь.)

- Что у Мишки стояло в комнате? Выбери нужные картинки. Назови их одним словом. (Мебель.)

 

2.  Исследование восприятия пространства и

 пространственной ориентировки.

 Цель: - выявить уровень умения детей выделять, соотносить, определять различные пространственные признаки и отношения;

- пользоваться информацией об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы;

- развивать словарь на основе предметной соотнесенности слова.

  

Коррекционная цель: - определить уровень зрительно-пространственной адаптации (т. е. необходимого объёма пространственных представлений, умений, навыков, при наличии которых они смогут ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей средой;

- возможности практического микро и макро ориентирования;

 

Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, активность.

Перечень параметров исследования:

  1. Умение называть и показывать части тела.
  2. Выделение в одежде стороны.
  3. Выделение стороны по отношению к себе.
  4. Развитие пространственной ориентировки на слух, обоняние, осязание.
  5. Ориентация в помещениях.
  6. Умение выделять, определять,  называть предметы вокруг себя.

Игры и упражнения для определения уровня восприятия пространства и пространственной ориентировки.

  Параметр исследования №1. Умение называть и показывать части тела.

Выполнение словесных инструкций педагога.

Ход исследования. Покажи левую (правую) руку (ногу, глаз, ухо.) Подними вверх (опусти вниз) правую руку (ногу). Дотронься правой (левой)  рукой до кончика носа. Закрой правый (левый) глаз.  Назови, что у тебя находится вверху (внизу).

 

  Параметр исследования №2. Выделение в одежде стороны.

Выполнение словесных инструкций педагога.

Ход исследования. Покажи левый (правый) рукав. Где находиться воротник? Карман? Замочек?  Назови, что у тебя на платье находится вверху (внизу).

 

  Параметр исследования №3. Выделение стороны по отношению к себе.

Обследование проводится путем выполнения словесных инструкций педагога.

Материал: 4 игрушки, карандаш.

Ход исследования: Педагог расставляет игрушки с четырёх сторон от ребёнка. Карандаш направляет  «прямо вперёд» и спрашивает  ребёнка: «Куда показывает стрелка?»  Ребёнок должен назвать предмет и направление. Затем направляет  стрелку вверх, вниз, просят ребёнка ответить, куда направлена стрелка, что он видит вверху, внизу.

 

  Параметр исследования №4. Развитие пространственной ориентировки на слух, обоняние, осязание.

Дидактическое упражнение «Угадай».

Материал:  яблоко, карандаш, линейка, лимон, лук, конфета.

Ход исследования: 1. Педагог: «Угадай, что ты слышишь?»

2. Педагог: «Угадай, предмет по запаху» (Предварительно понюхать лимон, лук, конфету)

3. Педагог: «Угадай, что у тебя в руках сзади?» (Предварительно рассмотреть и ощупать яблоко, карандаш, линейку)

 

Параметр исследования №5. Ориентация в помещениях (кровать, шкаф, полотенце)

Развивающая среда: интерьер группы, спальни, приемной комнаты.

Ход исследования.

Покажи свой шкафчик, место за столом, кровать, игровой уголок.

 

  Параметр исследования №6. Умение выделять, определять,  называть предметы вокруг себя.

Развивающая среда: интерьер группы

Ход исследования.

Вопросы: Что находиться сверху, над тобой? Внизу? Справа?

 

3.  Исследование знаний по социально-бытовой ориентировке.

Цель: - определить объём представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях (в том    числе и о бытовой и профессиональной деятельности взрослых);

 - выявить умения детей обобщать, группировать предметы наглядно и на слух;

- умения находить «исключения» в группе предметов;

- выявить особенности речи детей: умение составлять описательный рассказ о предмете, по картинке;

- умение устанавливать причинно- следственные связи и зависимости;

-умение детей отражать  в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.

Коррекционная цель: - выявить уровень сформированности у детей с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности (предметно-практической, игровой, учебной);

-умение рационально пользоваться зрением для получения представлений об    окружающем мире с использованием сохранных анализаторов (осязание, слух,  двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную, температурную чувствительность)

Воспитательная задача:- воспитывать навыки самостоятельности;

                                - прививать культуру общения со сверстниками, взрослыми.

Перечень параметров исследования:

  1. Знание имени, фамилии.
  2. Называние действий повара, шофера, помощника воспитателя, мамы.
  3. Называние (противоположных) действий с предметами.
  4. Умение различать, называть свойства материала с помощью осязания.
  5. Умение различать, называть свойства предметов с помощью вкуса.
  6. Умение различать, называть свойства материала с помощью слуха.
  7. Умение понимать слова: посуда, одежда, книги, мебель, обувь, одежда.
  8. Знание правил хранения игрушек, одежды, обуви, предметов быта.

9.  Наблюдения на улице (люди, машины, светофор).

10. Манеры общения с окружающими: улыбка, сочувствие,  помощь.

 Игры и упражнения для определения уровня развития знаний по социально-бытовой ориентировке.

Параметр исследования №1. Знание имени, фамилии.

Беседа.

Содержание:

— Назови своё имя, фамилию.

— Сколько тебе лет?

 

 Параметр исследования №2. Называние действий повара, шофера,   помощника воспитателя, мамы, папы.

Беседа.

 Материал: сюжетные картинки (повар готовит, семья гуляет в лесу, воспитатель рисует, младший воспитатель моет посуду, подметает пол, шофёр ведёт машину и т. п.).

Содержание диагностического задания:

Рассмотри картинки, где человек работает, трудится.

Кто компот готовит? Как готовить компот? Из чего? Что для этого нужно? И т. п.

 

  Параметр исследования №3.  Называние (противоположных) действий с предметами.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

 

Параметр исследования №4. Умение различать, называть свойства материала с помощью осязания.

 

 Параметр исследования №5. Умение различать, называть свойства предметов с помощью вкуса.

 

Параметр исследования №6. Умение различать, называть свойства материала с помощью слуха.

 

 

  Параметр исследования №7. Умение понимать слова: посуда, одежда, книги, мебель, обувь, одежда.

                                  Дидактическая игра «Найди то, что подходит».

Дидактическая задача: учить детей объединять разнородные объекты по общему

признаку формы, относить единичное к заданному общему.

Материал: карточки с изображениями предметов посуды, одежды, книг, мебели, обуви, одежды.

  Ход исследования.

После завершения игры ребёнку предлагается сделать обобщение: «У меня все предметы – посуда и т. д.».

 

Параметр исследования №8. Знание правил хранения игрушек, одежды, обуви, предметов быта.

 

 

 Параметр исследования №9.  Наблюдения на улице (люди, машины, светофор).

 Параметр исследования №10. Манеры общения с окружающими: улыбка, сочувствие,  помощь.

Наблюдение в повседневной жизни.

 

 

4.  Исследование состояния общей моторики.

Цель:   определить уровень сформированности у детей координации движений, ориентировку в макропространстве, чувства  равновесия;

- определить индивидуальный подход для коррекции двигательных функций.

Коррекционная цель: определить возможности детей преодолевать недостатки зрительно-пространственной ориентировки с привлечением сохранных анализаторов.

Воспитательная задача: -  развивать физические качества: координацию, выносливость, меткость, быстроту, ловкость;

                               - прививать навыки здорового образа жизни.

Перечень параметров исследования:

  1. Ходьба прямо, не опуская головы, не шаркая.
  2. Бег с изменением темпа, направления.
  3. Равновесие при ходьбе и беге по «дорожке».
  4. Лазанье по стремянке, лесенке.
  5. Прокатывание мяча в заданном направлении (расстояние 1,5 метра). Прослеживание движения  глазами.

Игры и упражнения для определения уровня состояния общей моторики.        

   Параметр исследования №1. Ходьба прямо, не опуская головы, не шаркая.

Ход исследования. Наблюдение за ребёнком в свободное время.

 

  Параметр исследования №2. Бег с изменением темпа, направления.

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку пробежать быстро (медленно) до кегли, затем вправо (влево).

 

  Параметр исследования №3. Равновесие при ходьбе и беге по «дорожке».

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку пройти (пробежать) по «тропинке» (Расстояние между канатами  50 см.).

 

 Параметр исследования №4. Лазанье по стремянке, лесенке

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку подняться по лесенке вверх.

 

  Параметр исследования №5 Прокатывание мяча в заданном направлении (расстояние 1,5 метра).  Прослеживание движения  глазами.

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку сбить кеглю мячом. Расстояние до кегли 1 метр.

 

5.  Исследование развития осязания, мелкой моторики рук.

Цель: - выявить уровень сформированности  у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов (пластилин, карандаш, бумага и т. д.);

- определить уровень владения приёмами выполнения предметно- практических действий с помощью сохранных анализаторов;

- определить уровень сформированности зрительно-двигательной координации для индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку.

Коррекционная цель: определить уровень развития мелкой моторики рук, точность совмещения зрительного и двигательного анализаторов, ориентировку в микропространстве.

   Воспитательная задача: - формировать эстетический вкус;

                              - формировать умение доводить начатое до конца;

                              - воспитывать аккуратность, старательность при выполнении работы.

Перечень параметров исследования:

  1. Навык держания карандаша: постановка пальцев, нажим.
  2. Штриховка. Умение регулировать движения.
  3. Точность проведения линий. «Дорожки».
  4. Координация движений глаз-рука при работе с трафаретом.

Игры и упражнения для определения уровня развития осязания, мелкой моторики рук.

Параметр исследования №1. Навык держания карандаша: постановка пальцев, нажим.

Задание «Обведи рисунок» (по теории Н. А. Бернштейна)

Материал: тестовый лист,  фломастер или карандаш с учётом остроты зрения.

Ход исследования «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Не отрывай карандаш от бумаги при рисовании. Лист не верти. Обведи рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Для ребёнка трёх лет использовать более лёгкое изображение (огурец).

 

  Параметр исследования №2. Штриховка. Умение регулировать движения.

Задание «Заштрихуй рисунок» (по теории Н. А. Бернштейна)

Материал: тестовый лист,  фломастер или карандаш с учётом остроты зрения.

Ход исследования «Сейчас мы с тобой будем штриховать рисунок. Не отрывай карандаш от бумаги при рисовании. Лист не верти. Штрихуй рисунок, точно соблюдая направления линии, не отрывая карандаш от бумаги, но и не выходя за контур.

Для ребёнка трёх лет использовать более лёгкое изображение (огурец).

 

  Параметр исследования №3. Точность проведения линий.

Задание «Дорожки» (по теории Н. А. Бернштейна)

Материал: тестовый лист,  фломастер или карандаш с учётом остроты зрения.

Ход исследования «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Не отрывай карандаш от бумаги при рисовании. Лист не верти. Постарайся провести дорожки.

Для ребёнка трёх лет. Проведи прямые линии от каждой капельки до земли.

Для ребёнка четырёх лет. Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу

Параметр исследования №4. Координация движений глаз-рука при работе с трафаретом.

 Диктант с использованием трафарета.

Материал:  предметные трафареты, лист бумаги, карандаш.

Ход исследования. Обведи по трафарету  грибок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Диагностическое обследование развития детей первого года обучения (для детей с нарушениями зрения).

Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии  воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных...

«Музыкально-ритмические композиции для детей первого года обучения хореографии».

                       Содействовие развитию эмоциональности учащихся первого года обучения хореографии, через танцевально-игровую де...

Картотека дидактических игр. Для детей первого года обучения.

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра  дает возможность решать различные педагогические ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Угостим зайку морковкой" для детей первого года обучения с нарушениями интеллекта

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Угостим зайку морковкой" для детей первого года обучения с нарушениями интеллекта...

Приложение №4. Диагностика для детей второго года обучения (нарушение зрения)

Диагностика для детей дошкольного возраста, второго года обучения с нарушениями зрения....

примерное тематическое планирование по нравственному воспитанию для детей первого года обучения

в данном материале дана таблица с тематическим планированием по темам и задачам  и даны примерные виды деятельности для первого года обучения нравственному воспитанию детей...