Методические рекомендации для учителей-дефектологов (тифлопедагогов). Тема: «Схема анализа и самоанализа тифлопедагогического занятия (с примерами)»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Зуева Яна Борисовна

Данный материал поможет  начинающим дефектологам провести  самоанализ занятия. Данная схема позволяет рассмотреть все этапы коррекционно-развивающего занятия, начиная от целеполагания, до заключительного этапа и организации рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителей-дефектологов (тифлопедагогов)

Тема: «Примерная схема анализа и самоанализа

 тифлопедагогического занятия (с примерами)»

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

      1. Место данного занятия в системе занятий по теме

             1.1. Соответствие материала занятия программе, возрастным особенностям детей данной группы (материал занятия соответствует программе, возрастным особенностям детей данной группы)

     1.2. Объем материала и его доступность для детей (материал доступен для усвоения детям, объем материала небольшой)

      1.3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим (предыдущее обучение включало разучивание стихов, игру «Музыкальное эхо»)

     2. Постановка цели и задач занятия

    2.1. Цель: формирование толерантности у детей с нарушением зрения

    2.2. Задачи:

Обучающие:

- формировать представления о добре, добрых поступках;

Воспитательные:

 - формировать терпимость и милосердие  у  школьников, бережного отношения к животным;

- продолжать развивать эстетический вкус у детей, через слушание песнопений, приобщать к истории  своего народа, его культуре;

Развивающие:

- развивать внимание, речь, память у детей с нарушением зрения;  повышать самооценку ребенка с нарушением зрения, учить адекватно принимать свой дефект

Коррекционные:

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

            2.3. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач:

наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач

     2.4. Адекватность выбора наглядного материала задачам занятия:

в качестве наглядности используются ТСО, видеопрезентация, слайды.

      3. Организация занятия

     3.1. Количество детей, их поведение

в занятии принимают участие  10 детей; дети активны, инициативны, заинтересованы

     3.2. Эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала

(В качестве наглядного материала использована видеопрезентация, яркая, красочная)

             4. Структура занятия

       4.1. Основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому

 (Прослеживается 3 этапа занятия: вводный, основной, заключительный. Заключительный этап требует больше рефлексии (анализа детьми услышанного, увиденного и выводов)

       4.2. Продолжительность занятия и его этапов:

(вводный этап длится  3 минуты, основной этап -   10  минут; заключительный этап – 2 минуты)

      4.3. Соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу тифлопедагога

   Вся работа на занятии проведена фронтально

       4.4. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины

    (Фактический ход занятия соответствует запланированному)

       4.5. Особенности применения методических приемов педагогом

(Педагог использовал словесные приемы (художественное слово, рассказ, объяснение, примеры из жизни); наглядные (слайды), практические (игры)

       4.6. Реализация коррекционно-развивающих приемов обучения

( Педагог активизировал компенсаторные функции детей: слуховую, речевую.)

       4.7. Использование разнообразных форм активности детей (зрительной, речевой, двигательной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей

(Разнообразные формы активности использовались недостаточно, основная форма – классно-урочная. Дети весь урок находились за партами.)

      4.8.  Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса  школьников к заданиям:

(Педагогу удалось поддержать положительный эмоциональный фон на занятии благодаря изначальной мотивации детей (Почему у меня такая одежда? Почему у меня такое имя?) личным примером (я тоже плохо вижу и др.), выбору формы работы «Путешествие ушами)

       4.9. Использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные, поисковые)

    (Педагог использует наводящие вопросы (Как Вы думаете? Давайте подумаем?)

     4.10. Форма подведения итогов занятия, оценка деятельности детей

 (Оценка деятельности детей не проведена (нет похвалы, ситуации успеха), итог занятия прозвучал в виде вывода педагога: «В жизни всегда есть сказка, когда человек не жалуется и к нему приходит радость». Рефлексия не выражена.)

     5. Особенности познавательной деятельности детей на занятии

             5.1. Степень проявления интереса:

(наблюдается высокая степень проявления познавательного интереса детей)

     5.2. Устойчивость внимания в начале занятия, на его отдельных этапах и в конце занятия

     5.3. Возможности переключения внимания от одного вида деятельности к другому

    (У большинства детей внимание и интерес устойчивы, несколько человек в заключительной части основного этапа занятия вертят головой, грызут пальцы.)

     6. Результаты занятия

     6.1. Достижение целей

       ( Поставленные цели и задачи  реализованы)

    6.2. Эффективность использованных методов приемов

(Эмоциональная подача материала, личный пример, художественное слово позволили эффективно поддерживать интерес детей к занятию)

    6.3. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы

(Наблюдалась достаточная речевая активность детей, дети активно включались в диалог, приводили примеры из жизни (про кота), заканчивали предложения в игре  «Музыкальное эхо»)

      7. Педагогические выводы:

   Данное занятие помогло в формировании толерантности, милосердия дошкольников, бережного отношения к животным, развивало эстетический вкус детей, через слушание песнопений, приобщало к истории православной культуры. Развивало зрительное и слуховое восприятие. Формировало умение адекватно воспринимать себя,  окружающий мир. Наблюдается недостаточная двигательная активность детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родитель может! Рекомендации от учителя-дефектолога

В материале представлены практические рекомендации для родителей по формированию высших психических функций у детей дошкольного возраста....

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по теме Части тела и лица

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по теме Части тела и лица...