Комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут как средство реализации специальных образовательных условий для детей с ТНР
статья по коррекционной педагогике на тему

Мацнева Ольга Владимировна

Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР строится на комплексном подходе всех специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matsneva_o.v._pereyaslavtseva_o.v.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный индивидуальный

коррекционно-развивающий маршрут как средство реализации специальных образовательных условий для детей с ТНР

Мацнева Ольга Владимировна, учитель-логопед

Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Каждый год на базе ДОУ открываются новые группы компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР, которые осуществляют коррекцию речевых нарушений у детей и развивают предпосылки школьного обучения.

Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР строится на комплексном подходе к решению коррекционных, развивающих и воспитательных задач и представляется строго продуманной системой. Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед. Но эффективная работа предполагает тесное взаимодействие в работе учителя-логопеда с педагогом-психологом, воспитателями группы, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и медицинскими работниками.

На базе нашего ДОУ на каждого ребёнка с ТНР, посещающего группу компенсирующей направленности, разработан комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, в котором каждый специалист определяет свои задачи коррекционно-развивающей работы, что способствует логопедизации всего образовательного процесса и деятельности детей. Комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут разрабатывается после зачисления ребёнка в группу компенсирующей направленности и обследования ребенка. Он строится с учётом логопедического заключения, рекомендаций ТПМПК и индивидуальных особенностей каждого дошкольника с ТНР.

Внедрение коррекционно-развивающих маршрутов позволяет говорить о высокой степени их эффективности в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений дошкольников.

Об этом свидетельствует высокий результат – 99% воспитанников, выпущенных в школу с чистой речью. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка позволяет выстраивать работу в соответствии с учетом возрастных норм и требований программы, предупреждая перегрузки и чрезмерное форсирование речевого развития ребенка.

Консультирование родителей и совместная работа по преодолению речевых нарушений дошкольников также является важным звеном в системе общей работы.

Периоды коррекционно-развивающей работы помогают отслеживать динамику речевого развития каждого воспитанника, выделяя направления в которых следует аккумулировать усилия всех специалистов.

Таким образом, следует отметить, что эффективность коррекционной работы напрямую зависит от степени участия каждого субъекта образовательного процесса в реализации маршрута коррекционно-развивающей работы с дошкольником с ТНР в условиях ДОУ.

Приложение 1

Комплексный индивидуальный

коррекционно-развивающий маршрут

Фамилия, имя ребёнка: Абрамов Данил Сергеевич

Дата рождения: 29.05.2013

Логопедическое заключение: ОНР, III уровень речевого развития

Срок обучения:2 года

Речевое развитие

Учитель-логопед: Мацнева О. В.

Воспитатели групп компенсирующей направленности: Смотрова Г. В.,

                                                                                                     Колесникова С. И.

№ п/п

Задачи

Сроки реализации

Формы работы

1.

Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях

В течение

срока обучения

Подгрупповая,

индивидуальная

коррекционно-развивающая деятельность

2.

Формирование и развитие артикуляционной моторики

3.

Формирование правильного физиологического и речевого дыхания

4.

Развитие общей и мелкой моторики

5.

Формирование произносительных умений и навыков

6.

Формирование звуко-слоговой структуры слова

7.

Активизация и обогащение словарного запаса

8.

Развитие лексико-грамматических представлений

9.

Развитие связной речи

Социально-эмоциональное развитие

Педагог-психолог: Сивкова О. А.

1.

Развитие эмоционально-личностной сферы

В течение

срока обучения

Групповая,

индивидуальная

коррекционно-развивающая деятельность

2.

Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)

Физическое развитие

Инструктор по физической культуре: Пареева Е.Ю.

1.

Развитие правильного физиологического дыхания

В течение

срока обучения

Групповая

коррекционно-развивающая деятельность

2.

Развитие общей  моторики

3.

Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков

4.

Совершенствование координации речи с движением

5.

Формирование навыка правильной осанки

Музыкальное развитие

Музыкальный руководитель: Буденко С. Г.

1.

Развитие правильного физиологического и речевого дыхания

В течение

срока обучения

Групповая

коррекционно-развивающая деятельность

2.

Развитие мелодического, тембрального, звуковысотного и динамического слуха

3.

Развитие мелкой моторики

4.

Совершенствование координации речи с движением

5.

Музыкотерапия

Здоровье

Старшая медицинская сестра: Попова Н. Т.

1.

Профилактика простудных заболеваний, повышение иммунитета.

В течение

срока обучения

2.

Закаливание

3.

Наблюдение врачей-специалистов

По графику

Медицинский осмотр

Председатель ПМПк                                                                 Нестерова Н. Г.

Учитель-логопед                                                                       Мацнева О. В.

Воспитатель                                                                               Смотрова Г. В.

Воспитатель                                                                               Колесникова С. И.

Педагог-психолог                                                                      Сивкова О. А.

Инструктор по физической культуре                                      Пареева Е.Ю.

Музыкальный руководитель                                                    Буденко С. Г.

Старшая медицинская сестра                                                   Попова Н.Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.

В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...

Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.

Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...

Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Комплексная индивидуальнаякоррекционно-развивающая программа...

Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДОВ соответствии с Федеральным законом «Об образовании ...

Описание специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ ...

Комплексная индивидуальная коррекционно - развивающая программа на 2020-2021 учебный год

Комплексная индивидуальная коррекционно - развивающая программа на 2020-2021 учебный год...

Специальные образовательные условия для детей с ТНР. Консультация

Реализация инклюзивного образования в формате перевода дошкольников с ТНР в специализированные образовательные учреждения, а не в формате создания специальных образовательных условий на местах предста...