1. Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)
статья по коррекционной педагогике на тему

Пантелеева Евгения Григорьевна

Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство  психологического и физического оздоровления детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18.10.2018_ekspress_marshrut_dlya_pedagogov_dou.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-профилактические технологии как средство

 психологического и физического оздоровления детей

ЭКСПРЕСС-МАРШРУТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Здоровье – состояние физического и 
социального благополучия человека. 
Из Устава ВОЗ

«Сохраним здоровье детей – сохраним Россию!»

А.А. Баранов

Состояние здоровья современных дошкольников.

Вопрос коллегам: «Уважаемые коллеги, как Вы понимаете термин здоровье?»

Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности.

Здоровье человека включает несколько аспектов:

  1. Медицинская оценка здоровья, выражающаяся в клиническом диагнозе: психиатрическом – для нервно-психического или поведенческого расстройства, и соматическом – для физического заболевания.
  2. Субъективная личностная репрезентация своего физического и (или) психического состояния, интегрально выраженная в самооценке здоровья.
  3. Восприятие личностью адекватности своего функционирования в главных социальных ролях, целостно проявляющееся в общей удовлетворенности жизнью (субъективном благополучии, счастье, позитивных эмоциях).
  4. Адаптация индивида к социальному окружению, включающая как самооценку, так и оценки со стороны других людей, входящих в ближайшее социальное окружение индивида.
  5. Самооценка здоровья используется для получения данных о физическом (соматическом) здоровье индивида. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача. Совпадение самооценки с врачебными суждениями невысокое, поскольку самооценка сдвинута в сторону большего оптимизма. В самооценке здоровья находят свое отражение скорее успешность социального функционирования и чувство субъективного благополучия, чем собственно физическое состояние.

«Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства». (Д. Зелинская). Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых уходят корнями в детство. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети являются сегодня одним из лимитирующих факторов социально-экономического развития общества и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. По своей природе проблема здоровья выходит за рамки медицинской науки. Различные ее аспекты изучаются не только врачами, но специалистами в области биологии, психологии, педагогики, социологии и права.

В условиях социально-экономической нестабильности в России за время перестройки в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции – распространенность факторов риска, влияющих на ухудшение здоровья и развитие, увеличение заболеваемости и инвалидности. Интенсивность ухудшения качества здоровья детей и подростков в 3,5 раза выше, чем у взрослого населения.

По мнению В.Ф. Базарнова (ученый, врач, музыкант, педагог-новатор), в нашей стране сейчас наблюдается вялотекущая возрастающая эпидемия увядания, дегенерация и распад телесных, энергетических и психических потенциалов. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни. Таким образом, речь идет о видовой биопсихической драме: происходит эволюционное вырождение человечества, последствия которого мы даже не можем себе представить. Подобная тенденция характерна не только для России – этот процесс идет во всем мире. Не случайно к этой проблеме привлечено внимание широкой общественности и ученых различных специальностей всего мира.

Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве. Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживает ребенок, во взрослом возрасте оказывают существенное воздействие на его поведение, антропометрические показатели, подверженность различным заболеваниям и смертность. Здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны.

Директор Научного центра здоровья детей РАМН, академик РАМН А.А. Баранов утверждает, что исправить ситуацию может только то поколение, которое сегодня ходит в детский сад. Он полагает, что в течение ближайших 20 лет нет никаких объективных причин, позволяющих предположить изменения как в уровне деторождения, так и в особенностях здоровья новорожденных детей. Невылеченные ранее молодые люди сегодня вступают в брак. Беременная женщина, имеющая проблемы со здоровьем, не может выносить абсолютно здорового ребенка. Обычно дети таких матерей развиваются еще до рождения в условиях недостатка кислорода. Это в особой степени отражается на развитии головного мозга – основного потребителя кислорода у человека. Таким образом, у многих новорожденных заболевания обусловлены репродуктивным здоровьем их матерей. По данным центра, которым руководит А.А. Баранов, почти 70% девушек-подростков и 50% мальчиков имеют серьезные отклонения в этой сфере.

Следовательно, здоровье ребенка при рождении связано с особенностями здоровья матери во время беременности, которое в свою очередь обусловлено особенностями ее развития в предшествующий период. Наличие тех или иных проблем ведет к изменению здоровья ребенка к моменту рождения. Таким образом, мы видим цикл формирования нездоровья, который необходимо разорвать, чтобы получить результат в виде оздоровления населения.

Очевидно, чтобы дети были здоровыми в ситуации широкой распространенности заболеваемости при рождении, необходимо не столько сохранять здоровье (которого практически нет), сколько формировать его. Истории известно множество людей со слабым от рождения здоровьем, которые методичными усилиями достигли высокого качества здоровья. (Одним из самых известных примеров такого рода является русский полководец Суворов, родившийся слабым, но страстно желавший стать военным.) Это возможно, поскольку здоровье в широком смысле рассматривается не только как противопоставление болезни, но и как душевное, физическое и социальное благополучие, за которое человек сам несет ответственность.

Роль семьи и общества в формировании представлений

о здоровом образе жизни у ребенка.

Современные теории формирования личности сходятся на том, что основной период, когда происходит ее становление, - первые 6 лет. Относительно того, какие параметры влияют на это становление, существует большое разнообразие мнений, хотя все сходятся на том, что основными являются отношения между детьми и родителями.

Какие последствия могут быть у человека, получившего тяжелую психологическую травму в дошкольном возрасте? Как долго эти последствия будут сохраняться? Могут ли они стать препятствием для духовного развития личности?

Опираясь на исследования, описанные в методической и научной литературе, можно сделать вывод о том, что след от психологической травмы, полученной ребенком в дошкольном возрасте, сохраняется через 50 лет. Он обнаруживается в особой реакции на эмоциональные стимулы и в самоагрессии, реализующейся в большом числе хронических заболеваний.

Психологические подходы к формированию здоровья.

Вопрос коллегам: «Уважаемые коллеги, что Вы понимаете под здоровым образом жизни?»

Здоровый образ жизни – совокупный набор поведенческих реакций и внутренних убеждений, способствующих здоровью, что проявляется внешне в предпочтении физической активности, выборе экологической среды, усилий, направленных на профилактику различных заболеваний, выполнение определенных гигиенических процедур, соблюдение правил безопасности в обществе и на дороге и т.д.

Внутренняя картина здоровья – система представлений человека о том, что такое здоровье, какова его ценность, а также знание и понимание методов его поддержания и формирования (Ю.Б. Некрасова, 1984). Формирование ее происходит с раннего детства.

Внутренняя картина здоровья, согласно современным представлениям, должна способствовать устойчивости ребенка к заболеваниям и мотивировать его в сторону здорового образа жизни.

Очевидно, что невозможно разработать и использовать одну-единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Само понятие «здоровье», как мы знаем, представляет собой интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых коррекционно-профилактических технологиях психологического и физического оздоровления детей, направленных в первую очередь, на процесс здоровьеформирования, а не только здоровьесбережения.

  1. Песочная терапия
  2. Технология снятия тревожности «Давайте дружить!»
  3. Технология воздействия цветом

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет сменяет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения достигается состояние душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.

Песочную терапию разумно использовать как для индивидуальной коррекционной работы, так и для развивающей с подгруппой детей. Для примера приведу такие игры: «Здравствуй песок» - снижение психофизического напряжения, «Песочный домик» - регуляция мышечного напряжения, расслабление, «Победитель злости» - учит ребенка безболезненно для него справляться с гневом и так далее.

ТЕХНОЛОГИЯ СНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!»

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми ему предстоит войти в контакт и наладить взаимоотношения. В такой ситуации нам, взрослым, важно приложить все усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития его умения общаться со сверстниками. Основная задача этой технологии – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Здоровьесберегающая деятельность в итоге способствует формированию у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие. Дети играют и развлекаются, но в то же время они овладевают искусством релаксации, чтобы снимать стрессовое напряжение.

Дети обучаются мастерству использования воли для управления своими эмоциями в стрессовой ситуации.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТОМ

Глаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, люди быстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков, создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч солнечным лучом. Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства, если рассматривать значение цвета, как явление духовной культуры и потребности его применения в самых разнообразных областях и отраслях науки и материального производства.

Цвет начал психологически воздействовать уже на наших далёких предков. Применение яркой раскраски предметов, культовых сооружений, одежды и лиц носило определенный духовный смысл. В античном мире императоры носили пурпурные одежды, и этот цвет был только их привилегией. Позднее люди продолжали придавать цвету различные характеристики. Например, в Европе белый цвет считался чистым, радостным, разумным, а желтый был цветом омраченной радости, внимания, синий – густая тень, строгость, возмужалость, а черный – горечь, старость, неизвестность. Красный виделся европейцам цветом чувствительности, молодости и человечности.

По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при восприятии через зрение, так и при освещении им частей человеческого тела. Человек неосознанно часто использует цвет как средство психической саморегуляции. Люди с разными характерами и в разных психических состояниях видят мир буквально в разном цвете, причём уравновешенные люди воспринимают мир более ярким и красочным.

Сейчас в каждой стране существуют дизайнеры и психологи по цвету, цветотерапевты и цветоархитекторы. Колористика – наука о цветовосприятии. Её основатель – великий немецкий поэт И.В. Гёте. Он написал фундаментальный труд «Учение о цветах».

Основная идея колористики заключается в том, что цвет влияет на человека психологически и психофизиологически. Посмотрев пристально на какой-нибудь цвет несколько минут, человек может почувствовать не только изменение своего самочувствия и настроения; может измениться температура тела, частота дыхания и ритмика сердца. Но каждый человек реагирует на один и тот же цвет по-своему. Для изучения характера и эмоциональных состояний человека М. Люшер и Х. Фриллинг в середине прошлого столетия изобрели цветовые тесты. Макс Люшер создал цветовой метод диагностики состояния человека, так называемый «тест Люшера». 23 цвета были выбраны им из 4500 цветов, а критерием отбора явилась максимальная приближённость к природным цветам. Этот тест выявляет проблемы с 6 – 7 летнего возраста. При этом ребёнок просто выбирает наиболее понравившиеся или наиболее неприятные цвета из предлагаемых.

Таким образом определяя влияние того или иного цвета либо композиции цветов на самочувствие и состояние человека, психологи пришли к следующему заключению: если человек выбирает красный цвет – это характеризует возбудимость, импульсивность, страстность, тогда как разные оттенки зелёного цвета успокаивают, настраивают на деловой, рабочий лад. Синий, голубой цвета так же являются «холодными», то есть уравновешивающими, направляющими к размышлениям, а не переживаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии физического оздоровления детей в детском саду

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен ве...

6. Презентация к экспресс-маршруту для педагогов по игровому комплексу "Играй и развивайся" (10.12.2017)

Презентация к методической разработке "Экспреес-маршут для педагогов ДОУ"...

Инновационный проект по теме: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий по физическому оздоровлению дошкольников»

вид работы: практико- ориентированный проект; по предметно-содержательной области проекта: междисциплинарный; по продолжительности выполнения: долгосрочный; по характеру доминирующей проектной дея...

2. Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)

Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья в...