Консультация для воспитателей «Формирование познавательных способностей детей»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Клепикова Елена Александровна

Консультация для воспитателей

«Формирование познавательных способностей детей»

Познавательные  способности – это свойство мозга изучать  и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Формирование у дошкольников познавательных способностей - одна из важнейших задач воспитателя.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Клепикова Е.А .

Слайд 2

На развитие познавательных способностей влияет восприятие, память и внимание.

Слайд 3

Восприятие –это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятия бывают простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятия величины, формы предметов, их цвета. Восприятие ребёнка ОВЗ носит непроизвольный характер. В предметах они замечают не главные признаки, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Лучшие результаты развития происходят через сенсорное восприятие. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов. Память - является одним из основных свойств личности. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с наглядно – образной памятью в дошкольный период возникает и развивается память словесно- логическая. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребёнку. Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Слайд 4

С 1 года до 3 лет Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т.д.Чтобы стимулировать развитие познавательных способностей ребенка в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности.

Слайд 5

С 4 до 5 лет К этому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

Слайд 6

С 5 до 6 лет После 5 лет развитие познавательных способностей предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речь начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.

Слайд 7

С 6 до 7, 8 лет В этом возрасте развитие познавательных способностей включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях. Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Слайд 8

С 4 до 5 лет - различныекубики, - паззлы и мозаика, - игры на развитие мелкой моторики (лепка, игры с водой, с песком, лабиринты), - ролевые игры (дочки-матери, продавец-покупатель, игры с игрушечным телефоном или наборами посуды, врача, парикмахера и т.д.). - специальные наборы и математические игры на сравнение форм, размеров, простой счет, - занятия, направленные на обогащение словарного запаса ребенка (чтение детских книг, беседы), - рисование, лепка, создание поделок (игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления), - конструкторы. Игры для развития познавательных способностей дошкольников с ОВЗ.

Слайд 9

С 5 до 6 лет К вышеперечисленным играм добавляются: - игры на выявление соотношений предметов друг с другом (например, найти в мозаике недостающий элемент), - игры на сравнение форм предметов (например, сравнить куб и мяч, найти сходства и различия), - игры на сравнение величин и длин предметов, - игры с картинками на сравнение (найди одинаковые предметы, найди различия), - игры на пространственное мышление (например, определить, кто на картинке позади, кто впереди, кто справа и слева), - игры на соединение точек в картинку, поиск выхода из лабиринта, - игры на формирование умения согласовывать существительные и прилагательные, - игры на изучение названий цветов.

Слайд 10

С 6 до 7, 8 лет В этом возрасте развитие познавательных способностей у ребенка, в большей степени, осуществляется за счет проведения экспериментов и опытов. Ребенок в этом возрасте должен учиться делать выводы и умозаключения, а также прогнозировать те или иные результаты. В связи с формированием у ребенка базовых моральных ценностей, в этот период очень полезно показывать ему фильмы и мультфильмы, пропагандирующие те или иные ценности. То же самое относится и к тематическим книгам.

Слайд 11

Формирование познавательных способностей возможно в течение всего дня, во время режимных моментов Одевание (раздевание) на (с) прогулку . • предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг • определить, много ли ребят в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ; После сна: • застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка; • расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные) ; Прием пищи: • попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; Прогулка: • собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ; • во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; • «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики; • «Найди, что назову» - искать предметы по описанию; • постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы; • наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения; • наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения; • играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Слайд 12

Игры для развития восприятия. Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ» Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста. Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др. Ребёнок должен определить на ощупь предметы, которые находятся внутри. Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить следующие задания: Игра «СДЕЛАЙ ТАК» По образцу построить такое же строение. Игра«НАЙДИ ИГРУШКУ». Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки. Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР». На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки. Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ» Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Слайд 13

Игры на развитие внимания и памяти Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ». Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?» Рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?» Игру можно усложнить: а) увеличить количество игрушек; б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Игра «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ» Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ» Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке. А также для развития слуховой памяти можно проводить игру: «10 СЛОВ» Ребенку зачитываются 10слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Ребёнок должен воспроизвести не менее 5-6 слов.

Слайд 14

Принципы формирования познавательной деятельности у дошкольников: 1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. 2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером- сверстником. 3 . Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

Консультация для воспитателей: "Формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста"

Колнсультация для воспиателей по формированию ФЭМП у детей страшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

Консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста»

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей детей через сказку".

Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых - помочь ему развить познавательную активность, любознательность. В этой ситуации на помощь приходит чтение сказок, которое досту...

Представление педагогического опыта работы на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» воспитателя Вострухиной Е.В.

Основная идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологи...