Образовательная среда как средство развития компенсаторных способностей ребенка с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Статья содержит опыт работы по развитию компесаторных способностей у детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная среда как средство развития компенсаторных способностей ребенка с нарушением зрения.

Дошкольное  образования в данный момент переживает качественные изменения в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Нововведения вносят изменения и в образовательную среду дошкольных учреждений.  Одной из целей ФГОС дошкольного образования является: обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от его психофизических возможностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)

На протяжении многих лет в  нашем детском саду функционирует три группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения.) Для обеспечения равных возможностей полноценного развития для таких детей в дошкольный период требуются специальные  мероприятия, которые направлены на формирование специальных компенсирующих механизмов мироощущения, а так же на профилактику других отклонений в развитии.

Не секрет, что нарушение зрения весьма сильно влияет на психическое развитие ребенка. Нередко такие дети страдают задержкой речевого развития, нарушением эмоциональной и интеллектуальной сферы. Однако слепые дети и дети с нарушением зрения имеют все возможности для полноценного развития с опорой на сохранную анализаторную сеть.

В нашем учреждении создана модель образовательной среды, направленной на развитие компенсаторных способностей детей с нарушением зрения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования данная модель учитывает особенности развития и специфические  образовательные потребности каждого ребенка.  Данные возможности и потребности выявляются в соответствии с медицинским обследованием, с заключением ПМПК , проведением специальных диагностик и мониторинга. На основании данных исследований составляется индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

В модели образовательной среды ДОУ, направленной на развитие компенсаторных способностей детей с нарушением зрения выделяется два раздела: это специально-организованная коррекционная работа со специалистами  и коррекционная деятельность в совместной  деятельности с детьми детского сада.  Учителями -дефектологами, педагогом-психологом, учителем -логопедом, воспитателями созданы специальные условия в развивающей среде ДОУ для оптимального развития  компенсаторных способностей: это и зрительные тренажеры, специальное оборудование и  игры. Задачи, развития компенсаторных способностей решаются  в совместной деятельности при проведении совместных досугов, в кружковой деятельности, совместного участия в конкурсах, совместное посещение центров эстетического воспитания, библиотек , выставок.

Мы считаем этот раздел особенно важным, так как у детей с нарушением зрения снижено умение общаться со сверстниками, умение слушать других.  В процессе общения с другими детьми, выполнение совместных заданий  у ребенка с нарушением зрения происходит развитие коммуникативных способностей, что и помогает развитию компенсаторной функции речи.

Особо хотелось бы остановится на развитие компенсаторных способностей детей с нарушением зрения в процессе занятий в кружках дополнительного образования. Следуя требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать кружок для посещения. а их в детском саду двенадцать.

Один из наиболее востребованных детьми кружок «Мастерская фантазия», целью которого является развитие творческих и художественных способностей ребенка, как целевого ориентира дошкольного образования в соответствии с ФГОС. На занятиях в данном кружке решается и задачи развития компенсаторных способностей, таких как осязание и развитие мелкой моторики рук. Это очень важно, т.к. дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не всегда осознают роль осязания как средства замещения недостаточности зрительной функции.

Для таких детей в рабочие программы кружка были внесены занятия с использованием техники пластилинографии, тестопластики, лепки из глины, изонить.  На основе использования этих техник педагогом   был разработан и реализуется проект «Сказки на кончиках пальцев », где дети совместно  с родителями на занятиях создают иллюстрации к книгам в технике тифлографики. Странички книги заполняются рисунками с рельефной поверхностью удобной для тактильного обследования слабовидящих  детей.

Одна из характеристик дошкольника, относящихся к целевым ориентирам дошкольного образования , является любознательность. На её развитие и направлена деятельность в кружке опытов и экспериментов Опытно-экспериментальный вид деятельности особенно актуален для наших детей. Он учит целенаправленному, осмысленному зрительному наблюдению, деятельностному изучению предметов и явлений окружающей действительности, формирует заинтересованность и положительное отношение к поиску, экспериментированию, анализу результатов. Важно отметить, что при организации деятельности особое внимание обращается на использование имеющегося зрения у детей.

При выборе и создании оборудования для опытов и экспериментов учитывается его величина интенсивность окраски.

При проведении опытной деятельности широко используются приемы полисенсорного восприятия. С помощью сохранных анализаторов дети ощущают температуру воды в разных стаканах, движение теплого воздуха, определяют вес предметов тонущих и не тонущих в воде, отличают по вкусу вещества, растворенные в ней. Для развития слуховых анализаторов  дети слушают в аудиозаписи тихий шелест листьев, шум ветра, рев урагана, легкий плеск волн, журчание ручья и гул шторма. Экспериментирование формирует навыки бисенсорного и полипенсорного восприятия, т.е. рационального воздействия зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, осязания и т.д.).

Опытно – экспериментальная деятельность доступна  и интересна ребенку, развивает его умственные способности, а в нашем случае является адекватным средством коррекционно-педагогического воздействия.

Возвращаясь к целевым ориентирам дошкольного образования ФГОС следует отметить, что огромное внимание уделяется развитию уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, способности активно взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. Перечисленные качества успешно формируют руководитель театрального кружка. По мнению многих педагогов,   общение – эффективное средство коррекции и компенсации вторичных отклонений , возникающих на фоне зрительного дефекта. Закономерно, что дети с нарушением зрения во многих сферах общения ограниченны. Дети практически не используют в общении со взрослыми и сверстниками выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменения настроения партнера, т.е. эмоциональная сфера развита слабо у таких детей. Для развития эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения педагог  театрального кружка "Потешники" разработал и использует при работе с детьми цикл мимических упражнений "Мозаика эмоций". Упражнения выполняются прикосновением кончиков пальцев перед зеркалом или с помощью партнера. К каждому упражнению подобрано словесное, музыкальное сопровождение, иллюстрации соответствующие данной эмоции. Для этой же цели, успешно используются и вылепленные из пластилина самими детьми барельефы лица человека. Притом эти барельефы имеют разные выражения лица (добрые, злые, грустные). Данные упражнения достаточно просты , но являются мощным средством развития всех сохранных анализаторов. При подготовке к спектаклю большое внимание уделяется декорациям и костюмам. Яркие , красочные костюмы и декорации служат зрительными ориентирами для детей с нарушением зрения. Музыкальное и звуковое сопровождение, воспринимаемое с помощью слухового анализатора способствует созданию определенного образа.

В модели образовательной среды отведено большое значение взаимодействию с родителями.  Иногда родителям недостатает специальных знаний, опыта в воспитании именно с детьми с нарушением зрения. Родителям самостоятельно сложно правильно выбрать методы для развития сохранных анализаторов. А  сухие консультации и информация на стендах в группах приносят мало пользы. Мы стараемся использовать практико - ориентируемые формы взаимодействия, такие как дни открытых дверей, совместные досуги,  практикумы, самые разнообразные нетрадиционные родительские собрания. Наши родители  совместно с детьми играют, выполняют задания. Вот здесь они наглядно учатся видеть и воспринимать мир так, как воспринимают его их дети. И при поддержке специалистов выбирают приемлемые для их семьи способы развития сохранных анализаторов.

Руководители кружков работают в тесном сотрудничестве  не только с родителями, но и со специалистами: с учителями – дефектологами, логопедам, психологом, воспитателями спец групп. Специалисты помогают отбирать  для детей с нарушением зрения специальные задания , направленные именно на развитие нужного им компенсирующего органа, под  постоянным контролем врача –окулиста. В соответствие с промежуточными мониторингами на заседаниях ПМПК вносятся изменения в индивидуальные маршруты развития ребенка. Этот процесс непрерывный в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

Модель образовательной среды, направленной на развитие компенсаторных способностей еще до конца не апробирована, но частичная её реализация уже имеет свои положительные результаты:  участие во всем городских проектах на равных условиях со здоровыми детьми. И участие в конкурсах для дошкольников и специальных мероприятиях для детей с особенностями здоровья. В этом году дети специализированных групп стали победителями и лауреатами городских конкурсов «Музыкальный серпантин», «Созвездие талантов», отмечены дипломами победителей в номинации «Экологический рисунок», «Не выбрасывай пригодиться» в рамках марша парков 2014г., дипломантами в конкурсе семейных работ «Мои истоки: история моего города». Дети с нарушением зрения являются постоянными участниками фестиваля «Весенняя карусель» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уходя из детского сада , такие дети уверенно посещают кружки вместе с остальными детьми, даже совсем слепые дети социально адаптированы.

Условия созданные в ДОУ позволяет обеспечить системный, комплексный подход к развитию компенсаторных способностей у  детей с нарушением зрения, что дает возможность для успешной интеграции их в общеобразовательную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...

Создание предметной развивающей среды, как условие развития навыков общения детей с нарушением зрения

Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ...

" Изонить - как средство развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения"

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения...

Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.

В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияДидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из фо...

Развивающая среда, как средство формирования языковой способности детей с нарушениями речи. (для воспитателей логопедической гр.)

Организуя развивающую  предметно – пространственную среду в логопедической группе педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недор...

Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.

в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Формирование коммуникативности – важное условие развития ребенка с нарушением зрения. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с детьми и взрослыми....