Использование логопедического тренажера "Дельфа"для развития дыхания
статья по коррекционной педагогике на тему

Яковлева Ольга Михайловна

Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к занятиям, мотивация говорить “правильно и красиво”. В настоящее время все большее значение приобретают вопросы ,связанные с использованием компьютерной технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_logotrenazh.delfa_.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедического тренажера «Дельфа -130» при работе над дыханием в коррекционной работе с дошкольниками.

                   

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.  Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил.  Если занятия с логопедом однообразны,  то  у ребенка со временем может утратиться интерес к занятиям, мотивация говорить “правильно и красиво”.  В настоящее время все большее значение приобретают вопросы ,связанные с использованием компьютерной технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.  Применение компьютерных технологий является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому.  Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является неотъемлемой частью образовательного процесса.  Применение компьютерных технологий позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации учащимися (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;

     интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп               занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.                                                                                                                                                                        

      В  нашем дошкольном учреждении используется логопедический тренажер «Дельфа-130». Логопедический тренажер "Дэльфа-130" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами , решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

           Прежде чем приступить к работе по исправлению и постановке звуков, проводится работа  по формированию правильного речевого дыхания, в том числе и с  использованием логопедического тренажера «Дельфа-130» . Она организуется по нескольким направлениям:    

   - отработка диафрагмального дыхания;

   - развитие ротового выдоха;

   - дифференциация ротового и носового дыхания;

 - развитие плавного фонационного выдоха.

Правильное речевое дыхание у детей с ОВЗ достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.При речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом. Кроме того, длинный выдох очень важен для обучения детей навыку письма. Ведь, когда ребенок начинает учиться писать, он делает вдох и на выдохе начинает выводить буквы. Если воздуха для написания всего слова ему не хватает, он вынужден остановиться и снова сделать вдох.В этот момент чаще всего поисходит пропуск букв.

Игры и упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания с использованием логопедического тренажера «Дельфа – 130»

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху, формировать произвольный ротовой выдох, учить продолжительному ротовому выдоху.

  1. Упражнение « Бабочка ,лети »

Педагог показывает ребенку на экране  бабочку и предлагает поиграть с ней
- Смотри, какая красивая разноцветная бабочка! Посмотрим, умеет  ли  она  летать.
Педагог дует в микрофон.
- Смотри, полетела!( на экране бабочка приподнимается над цветком)   Теперь ты попробуй подуть. Пусть бабочка улетит дальше и выше

Ребенку предлагается подуть в микрофон длительно так, чтобы бабочка на экране приподнялась над цветком, « полетела» Бабочка порхает при правильном и  устойчивом выдохе и  садится на цветок, если пауза превышает допустимую.

Игра сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала, устали не знала

Села, посидела и опять полетела.

2.  Упражнение «Горячий чай»

Предлагается игровая ситуация.

- Карлсон прилетит к Малышу.Надо угостить его чаем.Чай горячий. Сможет Карлсон его пить? Что делать? Ребенку предлагается подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: наберу много воздуха и подую  так, чтобы щечки не надувались. Если упражнение выполняется верно- пар над чашкой приходит в движение. На правильный и  устойчивый выдох будут указывать колышущиеся струйки .

  1. Упражнение «Задуй свечку»

На экране компьютера изображён праздничный пирог с горящими свечами. Ребёнку предлагается подуть в микрофон и задуть свечи на пироге. При активном и сильном выдохе свечи будут гаснуть одна за другой.
Оказывается, сегодня у Дюймовочки День рождения.  Вот какой праздничный пирог ей подарили. Сколько свечек на праздничном тортике? Какого они цвета? Сколько свечек ставили на торт в твой день рождения? Это больше чем 6 ?   Давай поможем Дюймовочке — задуем свечи. Носом делаем короткий вдох, выдох долгий, бесшумный, губы «трубочкой». Постарайся задуть на одном выдохе несколько свечей.

Показывается способ действия, затем ребенок делает то же самое .

  1. Упражнение«Бегемотик».

На экране компьютера изображён Бегемот. Ребёнку предлагается произносить в микрофон гласные звуки. Чем сильнее будет звук, тем шире Бегемот на экране раскроет рот.
Бегемотик хочет поздравить Слоненка с Днём рождения. Догадайся, какие песенки он хочет ему спеть? (Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко произносит в микрофон. Педагог предваряет произнесение ребёнком звука  кратким  стихотворением).
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А …
Губки трубочкой сложи,
И  дуди – дуди –дуди: У – У – У …
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни :  И – И – И …
Губки в колесо сложу

           И вот так я пропою: О – О – О

Ребенок на выдохе пропевает гласные звуки: аааааааа,  уууууу, оооооо . При правильном выдохе через рот и нормальной силе голоса бегемот на экране открывает рот и удерживает его открытым , пока есть непрерывное звучание. Произношение звуков позволяет контролировать длину выдоха.

        Во время проведения описанных  игр необходим постоянный контроль за правильностью  дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени  и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха и не позволят утратить интерес к занятиям. Использование в работе с дошкольниками логопедического тренажера «Дельфа - 130» в современных условиях является неотъемлемым средством коррекции в структуре комплексной логопедической работы. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода, учитывать индивидуальные особенности ребенка, делает занятие более насыщенным и комфортным.

Таким образом, ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование инновационных технологий для развития дыхания у детей с заиканием"

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Накопление данных по характеристике дыхательной функции у заикающихся дошкольников, разработка более эффективных и научно об...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ и АКВАТ Развитие дыхания

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ и АКВАТРазвитие дыхания...

Презентация. Использование логопедических игр для развития речи дошкольников.

Использование  логопедических игр для развития речи дошкольников....

Картотека упражнений по использованию логопедических тренажёров для развития подвижности кончика языка.

Картотека упражнений в стихотворной форме по использованию логопедических тренажёров для развития подвижности кончика языка...

Логопедические игры для развития дыхания, темпа и ритма речи дошкольников

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на разви...

Развитие речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с дизартрией посредством использования логопедических игр и дыхательных тренажеров

Статья посвящена вопросам развития речевого дыхания дошкольников 5- 7 лет с дизартрией. В статье представлен опыт использования логопедических игр и дыхательных тренажеров в коррекционно-развивающей р...