Леворукость у детей.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Митенкова Татьяна Владимировна
Многие родители проявляют беспокойство, заметив, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukost_u_detey_1.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕВОРУКОСТЬ  У  ДЕТЕЙ

Многие родители проявляют беспокойство, заметив, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам.

Ещё совсем недавно некоторые учителя и воспитатели считали своей обязанностью переучить ребенка, заставляя брать карандаш или ложку из левой руки в правую. Но целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врождённым свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой, нередко начинали заикаться, теряли уверенность в себе. Теперь большинство людей понимают, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа.

Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других, обычных, по нашему мнению детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребёнок рождается с двумя ... правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает  «леветь».

Поэтому мозг  взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение, так как в одном и другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого - страх и печаль. Эти различия можно продолжать, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между правшами и левшами, вернее, праворукими и леворукими детьми. Как праворукость, так и леворукость объясняют тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.

Ребёнок – «правополушарный» левша - намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трёх лет немного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Между прочим, многие люди выдающихся дарований были именно левшами, например, Леонардо да Винчи и Микеланджело.  Да и того мастера, что в знаменитом рассказе Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря так прозвали... Все отмечают большие музыкальные способности левшей, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Такой ребёнок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.

Ему с большим трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.

В обыденной жизни левше придется труднее, чем правше. Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены под правую руку. Хотя и возникает для окружающих некоторое неудобство, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе в жизни это не имеет никакого значения. Как правило, левши очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений.

Окружающим такого ребёнка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.

Несколько советов, как нужно вести себя с ребёнком - «левшой».

- Учитывать повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

- Создать благоприятный климат для него в семье.

- Не воевать с ним из-за частого упрямства; выходки упрямо постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

- Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что леворуких людей очень много. И это тоже разновидность нормы.

- Хвалить его за самые малейшие успехи и поощрять художественный или музыкальный дар, но не стремиться создать вундеркинда.

- Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.

- Желательно не обучать ребёнка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

- Любить его таким, какой он есть.

- Если после 5-летнего возраста вы заметите у ребёнка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.

Для определения преобладающей руки у ребёнка ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания.

1. Узнайте, имеются ли у ребёнка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2. Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребёнок (брал погремушку, ложку и т.д.)

3. Предложите ребёнку расчесаться. В какую руку он возьмёт расческу?

4. Обратите внимание, в какой руке ребёнок держит карандаш или ручку во время рисования.

5. Предложите ребёнку послушать часики. К какому уху он их поднесёт?

6. Предложите ребёнку похлопать в ладони так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7. Предложите ребёнку скрестить пальцы в замочек. Большой  палец какой руки ляжет сверху?

8.  Предложите скрестить руки на груди.  Предплечье какой руки будет наверху?

9.  Предложите ребёнку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10.  Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11. Предложите ребёнку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Если большинство заданий ребёнок выполнял левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леворукость у детей

Уверенно взяв карандаш, Руслан начал рисовать человечка... левой рукой. Этой рукой Руслан не только рисует, но и пишет, а также чистит по утрам зубы, держит за обедом ложку, перелистывает страни...

Леворукость у детей

Консультация для педагогов и родителей...

ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ

Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети пишут и рисуют не правой, а левой рукой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачу. Ещё два или три поколения назад на левшу...

Консультация для родителей Леворукость у детей

Леворукость у детей   Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам. Еще дв...

Леворукость у детей

Леворукость у детей. Диагностика леворукости. Рекомендации взрослым....

ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ.»

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам. Ещё два или три поколения назад на лев...