Консультация "Развитие внимания, памяти у детей с общим недоразвитием речи"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Дитятьева Валентина Петровна

Консультация написана с опорой на опыт работы с детьми ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания, памяти на коррекционном часу.

С детьми ОНР я работаю больше 15 лет. Я столкнулась с определенными трудностями. У большинства детей не сформирована готовность к обучению в школе – нарушены психические процессы: внимание, восприятие, воображение, мышление, память.

   Все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой. Неустойчивость и сниженность внимания не позволяет в полной мере развивать память. А память – одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей.

   Дети с нарушением психических процессов нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Им необходимо больше времени для приема и переработки зрительной, слуховой и прочей информации.

   Подводя детей с ОНР к норме, необходима наиболее продуктивная психолого – педагогическая коррекция. А коррекция целенаправленно осуществляется на коррекционных часах, которые проводятся ежедневно.

   Мною  были разработаны конспекты проведения коррекционных часов. И на каждом из них ведется работа по развитию разных видов внимания, памяти.

   Для этого я использую разнообразные дидактические игры и упражнения:

                      1.На развитие зрительной памяти:

   «Я фотограф», «Переплетенные линии», «Цвета по порядку», «Бусы рассыпались»;

                    2.На развитие слуховой памяти:

   «Я положил в мешок», «Я назову, а ты повтори», «Слушай и рисуй»;

                     3.На развитие долговременной памяти:

   «Назови три предмета», «Угадай сказку» и др.

                     4.Игры на развитие внимания:

   «Найди различия», «Угадай, о каком цветке я рассказала», «Угадай по звуку», «Что повторяется», «Да и нет не говорите» и т.д.

   Разработки коррекционных часов облегчили мне работу. Кроме этого составила картотеки по всем изучаемым темам в разделе «Ознакомление с окружающим», в которых идет накопление словесно – практического  материала.

   Я хочу привести пример одного коррекционного часа:

   1.Развитие слухового восприятия.

   Игра  «Что вы слышите?»  (бубен, маракас, шуршащая бумага, звенящий колокольчик, металлофон,  дудка, топот ноги, падение игрушки)

   2.Развитие мышления.

   Задание:  догадайтесь,  что продается в магазинах  «Каблучок»,  «Лакомка», «Свет»,  «Сервизы»,  «Океан»,  «Кожа»,  «Колобок»,  «Малыш»,  «Бегемотик», «Кенгуру»,  «Мастер» и т.д.

   3.Развитие памяти.

   Упражнение «Запомни пары предметов» (дети смотрят на картинки 5-10 секунд, запоминают, затем называют «грибок – белка», «дерево – яблоко», «корзина – ягода», «мальчик – мячик» и т.д.

                                   Физкультминутка.

   Три цвета есть у светофора.

   Они понятны для шофера:

   Красный свет – проезда нет (дети стоят на корточках)

   Желтый – будь готов к пути (дети встают)

   А зеленый свет – кати(дети едут по группе)

   Ознакомление с окружающим.

   1.Отгадывание загадок о весне.

   2.Повторение пословиц и поговорок о весне.

   6.Развитие воображения.

   Упражнение «Волшебный лес» - дети оказались в лесу, туман, почти ничего не видно, посмотрите на эти предметы и дорисуйте то, что вы могли бы встретить в лесу.

                               

Итог. 8.Работа по заданию логопеда.

   Этой работой заинтересовалась моя коллега. Работая совместно, мы достигли определенных результатов. Это прослеживается по данным диагностики психолога за полугодие:

   На 13% поднялся оптимальный уровень развития всех психических процессов,

   На 11% вырос уровень долговременной памяти,

   На 13% - кратковременной памяти,

   На 12% - зрительной памяти,

   Устойчивость внимания выросла на 21%.

   Прослеживается закономерность: дети, которые пришли к нам на 1 год, имеют уровень развития ниже, чем дети, которые посещают нашу группу в течение двух лет.

    Из всего этого следует вывод: необходима ранняя диагностика детей.

   Моя перспектива в работе – накопление пособий и практического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имею...

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа....

О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР п...