Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
консультация по коррекционной педагогике на тему

 Ирина Петровна Гальцова

      Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне наводят на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Данные исследования позволяют сделать вывод, что дети с нарушением речи нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и движения пальцев рук. Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату (М.М. Кольцова), а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителе детей с ОВЗ.

Подготовила Гальцова

 Ирина Петровна

педагог-психолог

МКДОУ «ЦРР-д/с№4»

структурное подразделение

 Лекотека.

Анна. Воронежской области.

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

      Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне наводят на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Данные исследования позволяют сделать вывод, что дети с нарушением речи нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и движения пальцев рук. Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату (М.М. Кольцова), а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью речи.

      Как, мы видим, функция руки и речи развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОНР). Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

      Дети с ОНР отличаются недостаточной сформированностью мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

      Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

      Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

      Я, как педагог -психолог, осуществляю коррекцию нарушения мелкой моторики в учебной деятельности (на подгрупповых и индивидуальных занятиях), используя традиционные виды работ, такие как: пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук, выкладывание узоров из пуговиц, палочек, игры с бельевыми прищепками, нанизывание бусин, шнуровка, штриховка, обводка, раскрашивание и т.д.; и некоторые нетрадиционные виды: Су-Джок, песочная терапия, сказкотерапия.

     Воспитатели имеют возможность проводить данную работу не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в процессе свободной деятельности детей и, используя кружковую деятельность.

     Во время непосредственно образовательной деятельности я бы порекомендовала воспитателям следующие занятия по развитию мелкой моторики:

- вырезание ножницами;

- лепка из глины и пластилина, теста. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук.

- изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей и других доступных материалов;

- различные виды шнуровки;

- закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков;

- нанизывание бус и пуговиц;

- завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на шнурках;

- переборка круп (например, гороха, гречки)

- обводка по трафарету;

- аппликация с использованием различных круп, ватных шариков;

      Есть еще один очень интересный и увлекательный вид деятельности – техника «изонить». Но его я бы рекомендовала использовать на кружковых занятиях, так как этот вид деятельности требует более длительного времени, внимательности, сосредоточенности. Занятия  изонитью способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на речевые центры коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, способствует  развитию речи, мышления и отличной подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)

Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....

Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...

Картотека "Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

В картотеке предлагается подборка упражнений на развитие мелкой и крупной моторики для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко н...