Игровые приемы в работе с неговорящими детьми
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Степанова Ирина Ивановна

Мастер-класс, фрагменты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-k.docx708.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игровые приемы в работе с неговорящими детьми».

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Для всех детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Используемые игровые приемы направлены на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровней.

 Детям, приходящим на занятия, не всегда интересно рассматривать картинки. Поэтому максимально используются «говорящие» игрушки и пособия, т.е. такие к которым можно «привязать» звукоподражание или звук (корова – «му-у», лошадка – «и-и», бегемот - «а-а», мишка – «ы-ы» и т.д.)

        Каждое занятие включает упражнения на развитие:

  • артикуляционной моторики;
  • мелкой моторики пальцев рук;
  • речевого дыхания;
  • стимулирование речевой активности ребёнка.

 На протяжении развивающего игрового сеанса ведется работа на формирование невербальной формы коммуникации (фиксирование взгляда на говорящем, использование жеста), побуждение к сопряженному, отраженному и произвольному произнесению звукоподражания и расширение пассивного словаря (развитие представлений об окружающем мире).

        Все занятия проводятся в игровой форме. На каждое занятие «приходит» гость – игрушка, которой ребенок показывает  простые упражнения артикуляционной гимнастики. Затем «учим» гостя – игрушку дуть на листочки (снежинки, тучку, птичку и т.п.). Далее проводится игра на развитие мелкой моторики пальцев рук (рисование резинками, сортировка круп, пальчиковые игры). Потом ребенок выбирает игру по собственному желанию (пирамидки, башенки, машинки, песочница с пшеном).

ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ. Цели: создание эмоционально-доверительных отношений между взрослым и ребенком;  развитие: общей и мелкой моторики; координации и точности движений; тактильной чувствительности.

«Чья это ручка?». Взрослый зарывает свою руку в песочнице, ребенок должен «раскопать». Затем ребенок прячет свою ручку в крупе, а взрослый ищет.

    «Маленький повар». Насыпаем пшено ложкой в стаканчик, затем пересыпаем из одного стаканчика в другой, стараясь не рассыпать крупу.

«Дорожки». Руками расчищаем дорожки для маленьких машинок.

«Камешки». Находим камешки (закопанные ранее). Затем из них можно выложить дорожку, кружок, цветок. Найденные камешки можно посчитать, сложить в большую грузовую машину.

C:\Users\Ира\Desktop\СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ\ИИ логопед\909 148.JPG

Ребенок самостоятельно может играть в песочнице: водить по пшену руками (как будто плывет); высыпать пшено из кулачков, при этом наблюдать, как пшено сыпется; прятать маленькие игрушки; насыпать совком, лопаткой или ложкой пшено в различные стаканчики и ведра; возить машинки.C:\Users\Ира\Desktop\СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ\ИИ логопед\909 163.JPG

ИГРЫ С АКВАГРУНТОМ. Аквагрунт (материал: полиакриламид) в готовом виде представляет собой прозрачные разноцветные полимерные шарики, влажные на ощупь. Играть только под присмотром взрослых. Цели: создание эмоционального настроя между взрослым и ребенком;  развитие общей и мелкой моторики;  развитие воображения и любознательности; формирование мотивации к игровой деятельности.

«Кто спрятался». В банку с аквагрунтом помещается маленькая игрушка. Ребенок достает игрушку и называет доступным ему способом (звукоподражание, жест, слово).

              C:\Users\Ира\Desktop\СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ\ИИ логопед\02 023.JPG

«Фокус». В банку с водой помещаются прозрачные шарики. Они становятся невидимыми. Ребенок  выливает содержимое банки в сито или на ощупь находит и достает шарики, перекладывает в другую емкость.

«Переложи ложкой» («Пересыпь»). Из большой миски (маленького тазика) ложкой ребенок накладывает аквагрунт в ведерко или в стакан. Затем ребенку можно предложить пересыпать содержимое из одного стаканчика в другой.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАСОЛИ. Проведение артикуляционной гимнастики. Из ящика с игрушками ребенок по просьбе взрослого достает одну игрушку (лягушка, слоник, бегемот, часы, рыбка, лошадка). Выполняет артикуляционное упражнение, помещает игрушку в ящик с фасолью. Потом ребенок вынимает игрушки и снова выполняет упражнение.

 Во время проведения  игры, таким образом, развивается  артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук.

C:\Users\Ира\Desktop\СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ\ИИ логопед\9 031.JPG

Пальчиковые игры. В ящик с фасолью «сажаем» сказочный лес. Роль деревьев выполняют украшения для коктейлей (пальмы, султанчики, елочки). Перед «посадкой» каждое дерево крутим  большим и указательным пальцами. Затем «заселяем» наш сказочный лес жителями. На усмотрение ребенка – это могут быть маленькие игрушки, машинки, заставки от лото, герои сказок.

В этой игре развивается мелкая моторика, творческое воображение, формируется мотивация к игровой деятельности.

«РИСОВАНИЕ РЕЗИНКАМИ». Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации и точности движений, тактильной чувствительности; развитие воображения; формирование мотивации к творческой деятельности.

Взрослый знакомит ребенка с предметами игры – разноцветные резинки и доска. Показывает ребенку дощечки, трогаем гвоздики пальчиками и ладошками – «колючие». Если натягивать на гвоздики разноцветные колечки, можно «нарисовать» различные картинки и узоры.C:\Users\Ира\Desktop\СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ\ИИ логопед\9 038.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

В данном материале вы ознакомитесь с игровыми упражнениями по формированию речевого дыхания, понимания речи, слухового восприятия и фонематических процессов, пространственного восприятия, с прие...

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми.

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми....

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!   С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят ...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним д...

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯУПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИУПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАН...