Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста
статья по художественной литературе (младшая группа)

Вечерина Наталья Сергеевна

К особенностям эмоционального развития детей раннего возраста относятся:

- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения;

- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

- включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Особую роль в осознании текста играют иллюстрации.

При восприятии ребенком сюжета в центре его всегда главный персонаж. Эмоциональное отношение к героям у детей ярко окрашено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_folklora_v_emotsionalnom_razvitii_doshkolnikov.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Место фольклора в эмоциональном развитии дошкольников

Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными  произведениями детской литературы, цель которых, как писал К.И. Чуковский,  воспитывать в человеке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями,  радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка.

Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится  буквально с колыбели, - это произведение фольклора. Что обеспечивает этим,  внешне не замысловатым, элементарным произведениям надёжное многовековое существование в народной поэзии, педагогике? 

Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм  детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения  взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла, недаром этим произведения устного народного творчества называются  материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной  степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей,  объединенных эмоциональным сопереживанием. Этой задаче общения  подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе  слово, мелодию, действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми,  смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского» фольклора незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в  его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим,  доброжелательность, доброту, трудолюбие.    

М. Агрутдинова, Г. Шинкарь, Н. Криницына указывают на особую значимость фольклора в адаптационный период ребенка в детском саду. Он скучает по дому, по маме, еще не может хорошо общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их.

Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все  моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого  фольклора – пестушка, потешка, прибаутка – уже в самих названиях своих  отмечают эту функцию – воспитывать развлекая.

Содержание и форма потешек, прибауток с очевидностью свидетельствуют  о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым  маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки»,  «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей  наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих  потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока»,  «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые  действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки,  например «Катя, Катя меленька», составленные для детей, которые только  начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка  походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное  обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у  малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым  содержанием, но и наличием повторяющихся сочетаниями разных звуков - «Чики, чики, чикалочки», «Ай, тюшки, тюшки». Повторение в различных  комбинациях звуков «ч», «к», «ш» придает тексту, когда он произносится вслух взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающая внимание детей игра со звуками, полезная для развития слухового внимания.  

Действенность – одно из необходимых условий, приближающих произведения искусства к пониманию маленького ребенка, так как он воспринимает мир, прежде всего, в движении, в действии. Содержание потешек,  песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях,  которые ребенку знакомы. В потешке «Баю- баю баиньки, купим сыну  валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в  описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки, которые  бегут по дороженьке.

Детскую активность вызывают потешки, составленные в диалогической форме. Например, «Ваня, Ванечка, куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек»  и т.д. При слушании у детей возникает желание самим включиться в  разговор в той мере, в какой им это доступно. Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует  их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих  произведений. Они отличаются благозвучностью – отсутствием трудно  произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны, причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках, предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный, плавный - «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай»; слова здесь звучат напевно, так как в них неоднократно повторяется звук «а». Для передачи движения,  быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый - «Побегу  по бору, тебе ягод наберу». Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем  соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек - «Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова  бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных  текстах не случайна. Она говорит о том, что творцы малых форм фольклора  внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы.  Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему  пониманию и запоминанию текста.

К малым формам народного творчества относятся так же пословицы,  поговорки, загадки, считалочки. Если потешки, пестушки, прибаутки, как мы  указывали, имеют совершенно определенного адресата, то перечисленные виды  словесного творчества далеко не всегда направлены детям. Однако среди них  можно отобрать то, что имеет воспитательную ценность и доступно  школьникам. Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются  детьми с большим интересом, живо, эмоционально.

Народные пословицы и  поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную  жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд,  взаимоотношение людей. Некоторые пословицы содержат в себе поучения,  выраженные иногда в прямой форме, например: «Играть – играй, да дело знай»,  иногда в форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да  бабушка» или «Люди с базара, а Назар на базар». Есть поговорки, которые  дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «наш пострел  везде поспел», «всё готово, да бестолково».

Ещё один вид малых форм  словесного народного творчества – загадки. Самый простой прием составления  загадок – указание основных признаков, характеризующих предмет. Например  «Шапочка да ножка - вот и весь Ермошка» (гриб). Иногда выделяются  некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на  основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц,  желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа). В этой загадке признаки репы  (круглая, желтая, с хвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца,  масло, мыши. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения  представить себе тот предмет, к которому надо приложить указанные в  загадке признаки. Отгадывая загадку, дети должны путём умственного  напряжения решить поставленные перед ними задачи. Это развивает их  мышление, пытливость, наблюдательность и приносит большую радость в результате правильной отгадки.

Таким образом, художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств эмоционального развития детей.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста

В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...

Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения ...

Методическая разработка на тему: "Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста"

Цели:•развитие эмоций у детей раннего возраста по средствам малых форм фольклора;•формирование нравственных качеств для установления позитивных• межличностных отношений;•создание благоприятного п...

Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...